Что входит в морфологический разбор существительного. Морфологический разбор всех частей речи. Что такое морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор существительного, пример которого мы рассмотрим в данной статье, - очень популярный вид работы на уроках русского языка. Дело в том, что таким образом можно без труда понять, насколько хорошо учащиеся ориентируются в теме относительно данной части речи.

Что же охватывает слова (существительного)? Примеры предоставлены вашему вниманию.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное весьма распространено в русском языке. Оно призвано называть предметы и явления, которые окружают человека. А их очень много. Четверть всех слов, которые мы употреблям, приходятся именно на существительные.

Отвечает эта часть речи на вопросы: "кто?" или "что?". Все зависит от того, одушевленный предмет или нет. Кроме того, не нужно забывать и о падежных вопросах.

Проводя морфологический разбор существительного (пример его мы продемонстрируем немного позже), следует учесть, что могут выделяться несколько значений этой части речи:

  1. Конкретные. Они обозначают осязаемые предметы, например: книга, журнал, стол, человек, птица.
  2. Вещественные. Обозначают какое-либо вещество - кофе, сахар, вода, шелк.
  3. Отвлеченные. Обозначают явления, которые невозможно осязать: мысль, любовь, учение, плач.
  4. Собирательные. Означают множество как целоеи - студенчество, детвора, мошкара, листва.

Постоянные и непостоянные признаки: в чем разница

Любой морфологический разбор слова, с примерами или без, включает в себя перечисление признаков. У любой изменяемой части речи они будут подразделяться на постоянные и непостоянные.

Дело в том, что практически любая часть речи (кроме деепричастия и наречия) может менять свою форму. Имя существительное также подвержено изменению. В зависимости от грамматического строя предложения, мы употребляем различные окончания - это называется формообразованием. Подобные признаки и будут непостоянными. Для имени существительного это числа и падежи.

Непостоянные являются неизменными вне зависимости от грамматики. Существительное всегда будет определенного рода (мужского, среднего либо женского) или склонения (первого, второго или третьего). Кроме того, однозначно можно говорить о его одушевленности или неодушевленности, а также о том, собственное оно или нарицательное.

Общеграмматическое значение

Доказать, что перед нами конкретная часть речи нужно обязательно, с этого начинается морфологический разбор существительного. Пример:

Мы летели самолетом до места отдыха.

Самолетом (чем?) - имя существительное, потому что обозначает предмет.

Кроме того, необходимо указать начальную ставится в именительнцй падеж единственного числа). В данном случае начальной формой будет самолет .

Приведем еще пример, где общеграмматическое значение будет отвлеченным понятием:

Всевозможные мысли посещали Наталью перед сном.

Мысли (что?) - существительное, т.к. обозначает отвлеченное понятие. Начальная форма - мысль .

Постоянные признаки

В разборе части речи также необходимо указать и постоянные Остановимся на них подробнее. Во-первых, определяем, перед нами собственное или нарицательное существительное.

Большинство слов данной части речи в русском языке нарицательные, т.е. они называют однородные предметы и явления. Их отличительная черта - они пишутся с маленькой буквы, если стоят не в начале предложения: машина, стол, книга, человек, дерево . Собственные существительные обозначают уникальные предметы и явления - это всевозможные топонимы, имена и фамилии.

Во-вторых, определяем одушевленность. Если существительное относится к живой природе - оно будет одушевленным, в противном случае - нет.

Род имени существительного также относится к постоянным признакам, он неизменен у данной части речи.

Непостоянные признаки

Во время анализа части речи, обязательно указываются формообразующие или непостоянные признаки. Без них невозможен морфологический разбор имени существительного. Примеры:

Туристы неторопливо подошли к озеру.

К озеру - употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Девушка стояла за дверью кабинета и не решалась войти.

За дверью - употреблено в творительном падеже, множественном числе.

Таким образом, к непостоянным морфологическим признакам существительного мы относим падеж и число.

Синтаксическая роль

Синтаксическая роль в предложении завершает морфологический разбор существительного. Пример:

Из-за туч появилось ласковое весеннее солнышко .

Появилось (откуда?) из-за туч . Существительное туч является обстоятельством с предлогом. При письменном разборе его можно просто соответствующим образом подчеркнуть.

Есть в предложении еще одно существительное - солнышко .

Появилось (что?) солнышко . В предложении оно является подлежащим.

Пример разбора

Как же полностью выглядит морфологический разбор имен существительных? План и образец письменного разбора следующие:

  1. Общеграмматическое значение. Указываем, на какой вопрос отвечает слово. Что оно называет - предмет, отвлеченное понятие, вещество или же имеет собирательное значение.
  2. Начальная форма. Необходимо поставить слово в именительный падеж единственного числа.
  3. Постоянные морфологические признаки. Нарицательное или собственное, категория одушевленности, склонение, род.
  4. Признаки непостоянные. Уточняем в какой форме употреблено существительное в данном предложении, учитывая число и падеж.
  5. Синтаксическая роль. Обязательно указываем в словосочетании с вопросом. Нельзя забывать про предлог, относящийся к данному члену предложения.

В качестве примера разберем все существительные из предложения:

Вся ребятня выбежала на поле порадоваться теплому летнему дождику.

  1. Ребятня (кто?) - существительное, называет собирательный образ.
  2. Начальная форма - ребятня .
  3. Постоянные характеристики: нарицательное, одушевленное, 1-е склонение, женский род.
  4. Непостоянные характеристики: употреблено в форме единственного числа (оно имеет только эту форму, т.к. является собирательным) именительного падежа.
  5. Выбежала (кто?) ребятня - в предложении является подлежащим.

На поле (на что?) - существительное, т.к. называет предмет.

  1. Начальная форма - поле.
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, средний род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в единственном числе.
  4. Выбежала (куда?) на поле - в предложении является обстоятельством с предлогом.

Дождику (чему?) - существительное, т.к. называет явление природы.

  1. Начальная форма - дождик
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, мужской род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в дательном падеже единственном числе.
  4. Порадоваться (чему?) дождику - в предложении является дополнением.

    Разбор слова как части речи - это морфологический разбор. Его назначение это логическое мышление, морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи. К тому же благодаря ему учимся отличать друг от друга части речи.

    Имя существительное.

    План разбора.

    1.Часть речи.

    2.Морфологические признаки: падежи, ед./мн. число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.

    3.Синтаксическая роль.

    Пример: Ветер по морю гуляет

    (По) морю им. сущ. , обозначает предмет, (что?) море; н. ф. - море, нариц. , неодуш. , ср. р. , 2 скл. ; в дат. п. , в ед. ч. ; обстоятельство.

    Имя прилагательное.

    План разбора.

    1.Часть речи.

    2.Морфологические признаки: разряд - качественное, относительное, притяжательное, непостоянные признаки - степень сравнения, краткая или полная форма, падеж, число, род (в ед. ч.) .

    3.Синтаксическая роль.

    Глагол .

    1. Часть речи. Обозначается словоформа.
    2. Глагол ставится в неопределнную форму (писал писать).
    3. Морфологический разбор: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или сь), переходность, наклонение, время, число, лицо и род.
  • Разбор слова, как часть речи (морфологический разбор) - одна из самых непростых задач, которая ставится учителем на уроках русского (или родного) языка. Сложность заключается в том, что мы знаем немало частей речи, а у каждой из них - свои признаки. Кроме того, разбираемое слово, как правило, находится не в начальной форме, а в любом падеже, числе, лице и так далее.

    Чтобы верно разобрать слово морфологически, нужно знать схему этого разбора, которую можно увидеть .

    Порядок разбора имени существительного :

    • задаем вопрос;
    • ставим слово в начальную форму(единственное число, именительный падеж)
    • указываем часть речи;
    • указываем постоянные признаки:(одушевленное или неодушевленное;собственное или нарицательное;род; склонение);
    • указываем постоянные признаки (падеж; число);

    Порядок разбора имени прилагательного. :

    Находим существительное,с которым связанно наше прилагательное и задаем вопрос(от существительного);

    Ставим прилагательное в начальную форму(единственное число, именительный падеж, мужской род);

    • указываем часть речи;
    • определяем род(в единственном числе);
    • определяем число;
    • определяем падеж;
    • определяем каким членом предложения является.

    Порядок разбора глагола :

    Задаем вопрос;

    Устанавливаем что слово является глаголом;

    Ставим глагол в неопределенную форму(что делать?,что сделать?)

    Определяем постоянные признаки глагола(спряжение);

    Определяем непостоянные признаки глагола (число; время; лицо; род);

    Определяем каким членом предложения является.

    В любом учебнике есть порядок разбора слова как части речи. например у существительного значение (вопрос кто или что) постоянные признаки: собственное или нарицательное, одуш. неодуш. склонение, род. число падеж. и синтаксическая роль (каким членом предложения является). есть памятки для всех частей речи раздел морфологический разбор. В учебниках эти задания над словом обозначаются цифрой 3.

    Если совсем примитивно, то существительное обозначает предмет, глагол действие этого предмета, а прилагательное признак его.

    Разобрать существительное как часть речи по таблице. Выполните задание по примеру в таблице. Укажите признаки существительного, его место в предложении.

    Разберите по примеру в таблице прилагательное.

    Также по таблице разбираем глагол как часть речи со всеми его признаками..

    Разбор слова, как части речи это морфологический разбор слова (разбор под цифрой 3), который дат характеристики слова, как части речи исходя из особенностей использования слова.

    Морфологический разбор производят согласно следующей схемы:

    Определяется общее грамматическое значение слова (при необходимости выделяется начальная форма слова)

    Определяются постоянные свойства слова (морфологическая характеристика) и его непостоянные свойства (морфологическая характеристика словоформы)

    Определяется роль слова в предложении.

    Любое слово является той или иной частью речи, и следовательно его можно разобрать как часть речи, то есть выполнить морфологический разбор.

    Схема этого разбора универсальна и подходит для любой части речи, хотя некоторые из них разбирать интересно и занимательно, а другие скучно и нудно.

    Прежде всего следует определить, к какой части речи относится данное слово. Обычно это достигается постановкой вопроса. Например Стол. Что это? - Стол - это существительное. Или слово Гулять. Задаем вопрос: Что делать? - Гулять - это глагол.

    Далее следует определить начальную форму слова. Это именительный падеж единственного числа, а для глагола это инфинитив. Некоторые части речи не изменяются и мы указываем эту особенность этих слов. Например наречие Вповалку оказывается неизменяемым словом, как и деепричастие Открывши.

    Далее находим постоянные лексические признаки слова. Это могут быть склонение или спряжение, возвратность, переходность для глаголов, или одушевленность, имя собственное или нарицательное для существительных.

    Следующим этапом находим уже непостоянные грамматические признаки. Это обычно падеж, время, число, род, лицо.

    После этого указываем какую лексическую роль данное слово играет в предложении: подлежащие, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

    Ну и для красивого завершения морфологического разбора обязательно приводим пример предложения, если оно не задано изначально.

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

А, -Я - это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд:
собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое;
- род,
- склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- числе,
- падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Д.падеже.
3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- мн.числе,
- Им.падеже.
3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Пр.падеже.
3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им.падеже.
3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву !

1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 3 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- несклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ср.род,
- разносклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- общий род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- склоняется как прилагательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- В.падеже.
3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях .

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.

Морфология - раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

Общая схема разбора частей речи

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. - для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. - для прилагательных, неопределенная форма - для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных - степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов - наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении - показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком - сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма - молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

mob_info