Храм успения богородицы в казачьей слободе. Церковь успения пресвятой богородицы, что в казачьей слободе Храм на полянке казачья слобода расписание

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе - православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русский Православной церкви. Находится по адресу улица Большая Полянка, дом 37.

На месте нынешней церкви в XVI веке стояла деревянная церковь Флора и Лавра, бывшая центром Коломенской Ямской слободы. В конце XVI века Ямская слобода была переведена на Зацепу, где была построена новая одноимённая церковь. В московских летописях 1642 года встречается упоминание церкви «Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра, что в старой Коломенской Ямской слободе». В 1657 году та же церковь упомянута под другим названием - «Церковь Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою». По-видимому, в это время церковь не функционировала, так как «стоит без пения». Церковь восстановлена в 1662 году как Успенский храм в Казачьей слободе.

Одноглавый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе был построен в 1695-1697 гг. на средства стольника В. Ф. Полтева. В 1723 году церковь «обновлялась». В 1768 году стараниями Г. Нестерова у церкви появился придел Симезерской иконы Божьей Матери, в 1797-1798 годах церковь приобрела современный вид: появились трапезная с двумя приделами (Седмиезерским и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали») и новая колокольня, выполненные в стиле классицизма. Это строительство было осуществлено на средства вдовы генерал-майора П. И. Поздняковой.

Во время пожара 1812 года выгорело всё внутреннее убранство храма, но уже в 1818 году храм был восстановлен церковным старостой Никитой Карпышевым. В 1869-1872 годах на средства прихожан и церковного старосты Д. П. Рогаткина была произведена отделка храма, при которой классицистический облик трапезной и колокольни были несколько искажены.

В 1922 году церковь была закрыта и в ней разместились архив и типография. Из храма были изъяты церковные украшения и утварь. Была снесена главка храма, разрушены верх колокольни и дом причта.

В 1970-1980 годах была выполнена реставрация храма. В конце 1990 года церковь была возвращена Русской Православной Церкви и в 1994 году были возобновлены богослужения.

Архитектура

Одноглавый храм конца XVII века типа восьмерик на четверике выполнен в стиле московского барокко. С востока к церкви примыкает трёхчастная апсида, фасад украшен обычным для того времени декором в виде полуколонок, несложно профилированных карнизов и наличниками с полуколоннами, завершёнными выгнутыми разорванными фронтонами. Декор был восстановлен при реставрации церкви.

Трапезная и колокольня выполнены в стиле классицизма. С южной и северной сторон трапезная украшена фронтонами, её объем с приделами выглядит несколько массивным по отношению к зданию церкви.

С западной стороны к трапезной примыкает притвор и небольшая двухъярусная колокольня. Её нижний ярус украшен двухколонными портиками, а в верхнем ярусе использованы пилястры тосканского ордера. Колокольня завершается шпилем, восстановленным в постсоветский период.

Интерьер церкви искажён более поздними перегородками и перекрытиями. Вокруг храма фрагментарно сохранилась ограда конца XVIII века.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе построена в 1695-1697 гг. стольником В.Ф. Полтевым. В XVI в. на этом месте был деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. После 1591 г. слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось.

Храм на этом месте в XVII в. впервые упомянут в 1642 г. Спустя 20 лет храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской иконы Божией Матери. В 1797-1798 гг. на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, coopужена трапезная с приделами - Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму кроме трапезной примыкают притвор и небольшая 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795-1797 гг. на средства П.И. Поздняковой. Колокольня завершалась шпилем. Ее нижние ярусы украшены двухколонными портиками. В верхнем ярусе тосканского ордера - пилястры.

В пожар 1812 г. храм выгорел изнутри. Возобновлен в 1818 г. стараниями купца Н. Карпышева. В 1869-1872 гг. храм был обновлен на средства прихожан и церковного старосты Д.П. Рогаткина. В этот период классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Частично сохранилась ограда конца XVIII в.

Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В храме размещались типография, архив. В 1970-1980-х гг. реставрировался. Богослужения возобновлены в 1994 г.



На пересечении с 1-м Казачьим переулком, на улице Большая Полянка возвышается Успенская церковь в Казачьей слободе. Эта некогда далёкая окраина города была местом расселения казаков, которые и дали ей название уже в ХVII веке. Ещё раньше здесь была Ямская слобода, но она переместилась в другое место, а в результате Смуты местность превратилась в пустырь. Позднее этот район будущего Замоскворечья стал активно застраиваться. Здесь стали селиться казаки, а Успенская церковь сразу же стала центром Казачьей слободы. По-видимому, она находится на месте стоявшей здесь более ранней церкви Флора и Лавра, и, судя по всему, каменному зданию предшествовало деревянное. Нынешний храм - яркий пример московского барокко, а значит, оно могло появится лишь в конце ХVII века. Обращает на себя внимание мощный купол церкви, который визуально придавливает к земле восьмерик и четверик, образующие основной объём. Колокольня и трапезная пристроены к храму довольно позднее - в начале ХIХ века.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №156, 2015 г.



На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная жёлто-белая Успенская церковь в Казачьей слободе - в слободе казаков, выходцев с южных окраин России. Нынешнее здание храма построено в 1695-1697 годах стараниями стольника В. Полтева.

Храм Успения Божией Матери впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 года, как "Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе". После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 году храм уже значился как "Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою". В то время храм ещё "стоял без пения", то есть служб в нём не было. В 1662 году храм был возобновлён уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях 1694 года значится уже как "Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье". В 1768 году прихожанином этого храма, господином Г. Нестеровым был устроен придел в честь Седмиезёрской иконы Божией Матери. А в 1797-1798 гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери "Утоли моя печали" (правый), а так же новая колокольня в стиле зрелого классицизма. Небольшая по величине колокольня со шпилем, выглядит довольно стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трём сторонам нижнего яруса. Сам храм одноглавый "восьмерик на четверике", - традиционное московское барокко. Фасады основного объёма украшены обычным декором того времени - полуколонками, карнизами, наличниками с разорванными фронтонами. В храме хранилось напрестольное Евангелие и храмовая икона Успение Божией Матери (оба 1696 года).

С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло всё её внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалёку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жильё, в первую очередь озаботился восстановлением храма. В 1869-1877 гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П. Рогаткина и его сына.

После Октябрьской революции для Успенской церкви, как, пожалуй, и для всей страны наступили тяжёлые времена. В 1922 году в рамках Помощи голодающим Поволжья, храм был разграблен: власти изъяли из него свыше 11 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари (почти 200 кг). В 1930 году церковь закрыли, сняли главу и верх колокольни, сломали дом причта. В советское время в помещении бывшей церкви размещалась типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Тем не менее, храм занятый организациями, как-то отреставрировали в 1983 году. В конце 1990 года городские власти приняли решение о возвращении Успенского храма РПЦ. Хотя прежний, дореволюционный облик храм обрёл после капитальной реставрации только в 1994 году, когда его вернули верующим.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №43, 2013 г.

Церковь Успения Божией Матери в Казачьей

Б. Полянка, 37, угол Казачьего пер., 14

"Здесь находилась Казачья слобода, а возле церкви Григория Неокесарийского стрелецкие дворы. Между стрелецкими и казачьими дворами стояли и дворы знати: боярина кн. Репнина, стольника Полтева и других. В 1699 г. Петр I выселил стрельцов из Москвы и ликвидировал их слободы".

"Старомонетный переулок выходит на улицу Большую Полянку невдалеке от здания бывшей церкви Успения, "что в Казачьей", которое находится на углу с 1-м Казачьим переулком. Так же, как и 2-й Казачий, он стал называться с конца XIX в. в память о бывшем здесь в XVII-XVIII вв. поселении казаков. Еще в 1830 г. в приходе церкви Успения числилось "Козачье подворье", где жили несколько казаков во главе с "урядником Войска Донского". Казачье подворье находилось через двор от церкви на углу со Старомонетным переулком".

"Первоначально на этом месте на Полянке была основана Коломенская Ямская слобода с храмом свв. Флора и Лавра, покровителей коней. С построением в 1591 г. деревянного города "Скородома" ее перенесли на Зацепу, где устроили новую одноименную церковь. После поляков церковь на старом месте известна с 1642 г.; в 1657 г. она "стояла без пения". Каменную выстроил в 1697 г. стольник Василий Федорович Полтев. В 1768 г. Г. Нестеровым устроен придел Седмиезерской Богоматери. В 1798 г. на средства П. И. Поздняковой выстроена колокольня и трапезная с двумя приделами - Седмиезерским и Богоматери "Утоли моя печали".

"Храм каменный был устроен в 1695 г. стольником Василием Полтевым. В 1798 г. трапезная с приделами и колокольня были перестроены прихожанкой вдовой генерал-майора Пелагеей Ивановной Поздняковой, при этом левый придел остался прежний, во имя Семиозерной Божией Матери, устроенный впервые Г. Нестеровым в 1768 г. В 1812 г. все внутреннее украшение и имущество сгорели. Храм возобновлен в 1818 г. церковным старостой купцом Никитой Карпышевым. По удалении французов Карпышев прежде восстановил церковь, а не свой сгоревший дом. После него особенное попечение о храме имело семейство почетных граждан Колесовых, мать которых - дочь Карпышева. Церковный староста купец Павел Рогаткин жертвовал значительные суммы на благоустройство храма. В 1869-1872 гг. храм был изящно отделан усердием Д. П. Рогаткина и прихожан. Из древностей сохранилась икона Успения Божией Матери, современная основанию церкви, а также напрестольное Евангелие 1698 г.".

"Церковь обновлялась в 1878 г.".

"В конце октября 1930 г. Моссовет прислал в ЦГРМ запрос по ходатайству Цветметалла о сносе ц. Успения в Казачьей".

Однако она была только закрыта, но не разрушена. Сломаны главы храма и верх колокольни; снесен дом причта с юго-запада на углу Казачьего переулка. В 1970-е гг. началась медленная реставрация; к 1983 г. восстановлена древняя основная часть, поставлена глава, но вместо креста - дрючок. Внутри находятся типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Храм вместе с "оградой конца XVIII в." стоит на государственной охране под № 352.

По сведениям искусствоведа Н. Молевой, последний настоятель церкви отец Андрей Владимирович Воскресенский при поддержке старосты Д. М. Рогаткина-Ежикова готовил на основании церковного архива публикацию по истории церкви и, шире, жизни казачества на Москве. При закрытии храма она погибла вместе со всем архивом.

В конце 1990 г. исполком Моссовета согласно письму Патриарха Алексия II решил вернуть храм верующим.

На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная Успенская церковь в Казачьей слободе . Нынешнее здание этого построено в 1695— 1697 годах стараниями стольника В. Полтева.

Трапезную и колокольню возвели столетием позже, что сразу же бросается в глаза: если само тело церкви, одноглавый «восьмерик на четверике», — это традиционное московское барокко, то пристройки с их портиками и фронтонами, строгим геометрическим декором, шпилем колокольни — это уже достаточно зрелый классицизм.

С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло все ее внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалеку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жилье, в первую очередь озаботился восстановлением храма.

Потомки не оценили духовного подвига церковного старосты. В 1930 году церковь закрыли и разграбили, сняли главу и верх колокольни. Тем не менее, здание, в котором размещались то архив, то типография, как-то реставрировали еще в советское время. Хотя прежний, дореволюционный, облик храм обрел только в 1994 году, когда его вернули верующим.

mob_info