Становление гражданского общества кратко. Возникновение и развитие понятия гражданского общества. Происхождение гражданского общества

Создание гражданского общества есть непременная предпосылка совре­менного общественного развития России. Отсутствие надлежащего обществен­ного устройства - один из самых больших дефицитов качества жизни любого общества. Что есть гражданское общество и какое место оно занимает в соци­альной структуре государства как целостного организма?

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в XVII в. в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка и развивалось в XVIII в. Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследователями. В тот период принципи­ального различия между государством и гражданским обществом не проводи­лось, но они уже и не отождествлялись. Названные мыслители исходили из то­го, что гражданское общество представляет собой государство, основанное на общественном договоре. Джон Локк утверждал: «... абсолютная власть, у кого она бы ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества: она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью».

Зародилось гражданское общество задолго до того, как его стали теорети­чески осмысливать. «Гражданское общество как система отношений, в которой индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным во­леизъявлением на основе права реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением» 2 . Именно с появлением частной собственности начинается генезис гражданского общест­ва. По Ж.-Ж. Руссо, первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Это мое!», - и был истинным основателем гражданского общества.

Концептуальные идеи о сущности гражданского общества, а точнее, осно­вы его теории, сформулировал в период античности еще Аристотель. Великий аналитик, не употребляя понятие «гражданское общество», обосновал, по сути дела, его экономические, социальные, политические и юридические предпо­сылки. Это нашло отражение в его этическом и политическо-правовом учении «о золотой середине» как основной добродетели, об умеренности в поведении человека, о средней частной собственности и среднем достатке, о среднем клас­се как социальной, экономической и политической основе полиса (общества - государства), его правильных формах осуществления государственной власти, направленных на достижение общего блага, регулирующих отношения между людьми на основе права, олицетворяющего политическую справедливость, обусловленную действием естественных законов. При этом пристальное вни­мание Аристотель уделил среднему классу, средней частной собственности. Слишком богатых он называл наглецами и мерзавцами, а очень бедных - ко­рабельной чернью. Аристотель считал, что крайняя нищета развращает так же, как и богатство: оба крайние классы одинаково опасны для существования го­сударства. Граждане же достаточные, по его мнению, положение которых занимает золотую середину между крайностями, служат на деле естественном опорой государства.



Категория гражданское общество отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

I. Реально гражданское общество зарождается впервые в Древней Гре­ции - родине демократии - в VI в. до н.э. Это было обусловлено демократическими преобразованиями, инициированными Солоном, одним из «семи мудрецов», а затем Периклом. Следствием данных преобразований явилось за­конодательное наделение человека соответствующими правами как основой его жизнедеятельности. Права включали в себя: свободу личности, равенство перед законом, право на земельный участок, право на участие в делах государства, в выборных его органах, установлении законов, отправлении правосудия.

Однако древнегреческое гражданское общество находилось лишь в зародышевом состоянии. В полном объеме его субъектами были даже не все свободные, а только граждане, то есть те, кто имел право участвовать в политической жизни. Иначе говоря, гражданское общество сливалось с демократическим государством. Что же касается имущественных отношений, то их равноправ­ными субъектами были все свободные лица и даже государственные рабы. Ос­тальные рабы были вне права, то есть были лишены правосубъектности. Ари­стотель подчеркивал в связи с этим, что право имеет место только во взаимоотношениях свободных и равных.

Платон – теория эйдоса (идея государства). Аристотель – государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон - правовое равенство людей, «закон есть связующее звено гражданского общества, а право установленное законом, одинаково для всех». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествляется с государством.

II. Второй этап в развитии гражданского общества сопряжен со значительным расширением правосубъектности гражданского общества и расшире­нием диапазона гражданско-правовых отношений в Древнем Риме, что связано с высоким развитием системы римского права, которое, по выражению К. Мар­кса, явилось классическим правом общества, основанного на частной собствен­ности. Это было обусловлено тем, что в Древнем Риме все свободные были субъектами гражданского общества, а естественное право (jus naturale) как со­ставная часть частного права распространялась даже на всех рабов. Большое значение в этом аспекте имел закон Валентиана III о цитировании, который придал трудам римских юристов силу закона прямого действия. Римские юри­сты признавали за рабами возможность вступать в сделки, иметь права и обя­занности, предусмотренные соответствующими договорами.

III. Третий этап развития гражданского общества начинается в Англии в XIII в. в связи с утверждением парламентаризма и принятием в 1215 г. Великой хартии вольностей. Стремительное развитие этот этап получил в XVII в. в связи с расширением прав личности, предусмотренных Петицией о правах 1628 г., документом получившим название Habeas Corpus Act (1628), Декларацией прав 1688 г., Биллем о правах 1689 г. Причем характерной особенностью английско­го гражданского общества является его постепенное отделение от государства (монархической власти), начавшееся в XIII в. и существенно проявившееся в ходе буржуазной революции в XVII в., что было закреплено в соответствующих юридических актах.

IV. Началом четвертого этапа развития гражданского общества послужи­ла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., принятая Национальным собранием Франции. Декларация провозгласила как высшие принципы: справедливость, свободу, равенство, безопасность, братст­во, сопротивление угнетению, веротерпимость, подконтрольность государства обществу, неприкосновенность частной собственности, равноправие всех граждан. Она провозгласила также принцип «разрешено все, что не запреще­но законом», предусмотрела гарантии прав человека, а также закрепила дру­гие правовые устои гражданского общества. Эти права и свободы были обре­тены в результате Великой французской революции 1789-1794 гг. Как зая­вил основатель буржуазного либерализма во Франции Б. Констан, «пять миллионов французов отдали свои жизни за то, чтобы называться граждана­ми, а не подданными».

Характерно, что уже в XVIII в. В. Гумбольдт отмечал три различия между гражданским обществом и государством: 1) система национальных, общест­венных учреждений формируется снизу; 2) в гражданском обществе - естест­венное и общее право; 3) в гражданском обществе - человек, в государстве - гражданин.

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель, согласно которому гражданское общество представляет собой частную сферу экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему по­требностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство - область публичной власти.

Согласно И. Канту , гражданское правовое состояние основывается на сле­дующих принципах: 1) свободе каждого члена общества как человека; 2) равен­стве его с каждым другим как подданным; 3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

Кантовский «атрибут гражданской самостоятельности» исключительно ак­туален для гражданского общества в России. В современных условиях необхо­димо дать обществу полную свободу для самовыражения, самореализации каж­дого его члена. Государство не должно решать, а должно лишь направлять, корректировать развитие экономики, действуя при этом сугубо экономически­ми (налоги, льготы и т. д.), а не административными методами.

Гражданское общество (развитое) возникает на определенной ступени об­щественного развития, а само общество рассматривается прежде всего с точки зрения частных экономических интересов. Такое общество характеризуется че­тырьмя важными чертами:

Во-первых, правом на свободное самоопределение индивида в его сфере и среде, свободное от вмешательства государства, особенно в экономике и культуре;

Во-вторых, саморегулированием экономического и культурного процес­сов в свободной игре сил;

В-третьих, достижением максимально возможного экономического и культурного уровня результатов деятельности в ходе свободной конкуренции;

В-четвертых, возникновением нового верхнего слоя общества, отли­чающегося образованностью и владеющего собственностью при условии урав­нивания его со старыми привилегированными сословиями, особенно сословием дворян-землевладельцев.

Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производитель­ных сил. Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, кон­куренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризу­ется своими внутренними связями и закономерностями.

V. Пятый этап гражданского общества, продолжающийся по настоящее время, сопряжен с падением диктаторских, фашистских, тоталитарных и авто­ритарных режимов в ходе Второй мировой войны и после нее, связан с созда­нием Организации Объединенных Наций и других межгосударственных струк­тур, активно содействующих провозглашению универсальных прав человека, возведению их на международно-правовой уровень.

Началом формирования современного международного гражданского об­щества следует считать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Эта Декларация обусловила появление еще свыше пятидесяти деклараций, актов, конвенций, закрепивших существенное расширение прав человека, их универсализацию и гарантированность. Вместе со Всеобщей Декларацией прав человека эти акты, в том числе Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Между­народный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., образовали меж­дународный «Билль об универсальных правах человека».

Современные подходы к понятию гражданского общества.

Гражданское общество - это не просто автономная по отношению к госу­дарству сфера жизни и деятельности граждан. Сам факт существования отно­шений и институтов, защищающих индивидуальные и групповые интересы, от­ражает как суть государства, так и состояние общества. Демократии процвета­ют, когда о них заботятся граждане, желающие использовать свои завоевания и свободы для участия в жизни своего общества.

В гражданском обществе нет нужды «организовывать» граждан через го­сударство или партию, как это было в советском обществе. Они организуются сами, свободно вступая друг с другом в общение в тех или иных сферах жизни и деятельности. Формирование общественных отношений не обходится без участия государства. Но главная точка роста общественных связей находится не «вверху», а «внизу», на уровне «корней травы», как говорят американцы. Вот почему настоящее правовое государство может утвердится в стране только на базе развитого гражданского общества. А нам одновременно приходится решать эту двуединую сложную задачу: формировать гражданское общество и создавать правовое государство.

Исторический опыт взаимодействия государства и гражданского общества свидетельствует о контрпродуктивности подмены внутренне присущей совре­менному обществу двухполюсной структуры (государство и гражданское об­щество) структурой монолитной (одно государство). Условием существования демократического строя является не только традиционное разделение государ­ственной власти на ветви и установление между нами динамического баланса (системы сдержек и противовесов), но и дополняющее его разделение власти между государством и гражданским обществом. В этом и заключается глубин­ный смысл и непреходящее значение идей «общественного договора». Этот до­говор (консенсус, компромисс) нуждается в постоянном возобновлении и под­держании, обогащении его новыми идеями, отражающими требование времени. Именно на это направлены усилия цивилизованных государств, именно поэто­му они процветают.

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно. Так, согласно А. Б. Венгерову , гражданское общество - это система социальных институтов и общественных связей для свободной реали­зации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудо­вых потенций. О. Э. Лейст характеризует гражданское общество как «общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую ини­циативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации». Согласно В. С. Нерсесянцу : «Современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократи­ческое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и об­щего правопорядка». А белорусские ученые С. Г. Дробязко и В. С. Козлов счи­тают, что «современное правовое гражданское общество - это система отно­шений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе праве реализуют свои интересы». Профессор Л. А. Морозова под гражданским обществом понимает совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, то­варно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства. Относительно независимых потому, что государство управляет обществом, служит формой его организации. Однако государство не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

При разнообразии характеристик различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что: 1) оно основано на праве; 2) направлено на обеспечение реализации интересов гражданина и человека; 3) индивиды в нем равноправны; 4) они самостоятельны, вступают во взаимо­отношения по собственному обоюдному волеизъявлению; 5) являются инициа­торами создания своих формирований по интересам (ассоциаций, товариществ, союзов, клубов политических и экономических, молодежных и женских, свет­ских и религиозных организаций, местных и федеральных и т. п. - одним сло­вом, различных объединений по плюралистическим политическим, экономиче­ским, идеологическим и прочим интересам).

В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее частные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере - экономической. Свободная воля реально возможна только у частного собственника. В свое время еще И. Кант четко оп­ределил этот постулат, провозгласив, что «политическое мое и твое состоит из свободы и собственности, где свобода как условие должна предшествовать соб­ственности».

Действительно, свобода и собственность тесно связаны и взаимообуслов­лены. Поясним это на конкретном примере. Как известно, имеются два способа хозяйствования: свободный труд заинтересованного свободного человека и рабский труд человека принуждаемого, подневольного. В результате поглоще­ния государством гражданского общества (это имело место во всех тоталитар­ных государствах, в том числе и в СССР) в экономике исчезает свободный, компетентный, инициативный и ответственный хозяин, в политике - свобод­ный, самодеятельный, активный гражданин, в духовной сфере - свободный творческий ум. То есть перекрываются живые источники, питающие не только гражданское общество, но и само государство. Лишенная живительных соков тоталитарная система в конце концов иссыхает и разваливается под собствен­ной тяжестью. Ущерб, причиненный гражданскому обществу в России, огро­мен, вплоть до основательного разрушения генофонда многонационального на­рода России. Чтобы восполнить этот ущерб, нужен труд не одного, а многих поколений.

Таким образом, вся история цивилизации свидетельствует о том, что в ос­нове экономического прогресса, а значит, общества в целом, лежит частная собственность, и гражданское общество - это не что иное, как договорные от­ношения частных собственников. Только при наличии частной собственности люди могут вступать во взаимоотношения между собой в качестве независи­мых как друг от друга, так и от государства.

Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.

Руткевич Е. отмечает, что в теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, хотя и редко встречающейся сейчас стала точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом. Термин «гражданское общество» употребляется по отношению ко всему обществу в целом. Так Г.В. Чевозерова, И.И. Кравченко, В.П. Ступишин трактуют гражданское общество как взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Некоммерческий сектор с этой точки зрения определяется как часть гражданского общества, в котором его члены объединены для решения проблем общественного жизнеобеспечения, а также для формирования материальной и духовной основ, необходимых для развития общества. «Гражданское общество - это не только сознательный, обеспеченный правами гражданин, это - общество, которое мыслит категорией отдельного человека, своего гражданина», - пишет исследователь И.И. Кравченко.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д. Так Марченко М.Н. определяет гражданское общество как общество людей, обладающих широкими правами, знающих их и умеющих ими пользоваться. Философский словарь 1990 года дает такую трактовку понятия: «Гражданское общество - совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных,нравственных, религиозных, национальных и т. д. «Гражданское общество - устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм, «оно» образует как бы прокладку между базисом и надстройкой, производственными отношениями и государством», - считают исследователи Ю. Красин и А. Галкин.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Подобно тому, что существуют различные интерпретации идеи гражданского общества. Представляется целесообразной следующая, хотя и небесспорная, схема. Начальный период - предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки (с античности до XVI-XVII веков). Период, в котором происходит «вызревание» данной идеи. Если словосочетание «гражданское общество» и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.

Трудно сказать, когда впервые был употреблен термин «гражданское общество». В той или иной мере он присутствует в литературе европейского средневековья и Нового времени. Некоторые авторы считают, что понятие «гражданское общество» - столь же древнее, как и сама политическая наука, восходящее к идее платоновского общества-государства, аристотелевского полиса, цицероновского гражданского общества и т. д. Другие считают, что впервые это понятие употребил в 1767 г. А. Фергюсон и трактовал его как состояние гражданственности и следствие цивилизации. Однако, хотя многие мыслители античности использовали понятие «гражданское общество» или иные термины, близкие ему по звучанию и смыслу, содержание, вкладываемое в это понятие античными мыслителями и современными авторами, отнюдь не идентично. Это объясняется различным пониманием демократии, свободы, прав и обязанностей граждан. В целом для античности, как и для средневековья, характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством. Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве.

Далее, за начальным следует естественно -правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков. Этот период связан с именами Ф. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Согласно этим концепциям общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее: как утраченный рай и «золотой век» (Руссо) или как «война всех против всех» (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим образом: естественное состояние - общественный договор - гражданское, общественное, политическое состояние. В этих концепциях подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе стабильность, благополучие, прогресс общества в целом неразрывно связываются с благосостоянием личности, интересы и достояние которой защищаются законами и целой системой учреждений и институтов, обеспечивающих действенность Закона.

Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества был «институциональный период» (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус. Этот период начинается с Гегеля, который впервые в Новое время разграничил государство и гражданское общество.

Гегель отмечает три основные ступени развития общества: семья, гражданское общество и государство. Причем каждая высшая форма вбирает в себя предыдущую, поэтому разделение гражданского общества и государства он считает временным, то есть государство как высшая ступень неизбежно проходит через этап гражданского общества. Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера действия частного интереса.

Индивиды в этом обществе противостоят друг другу так же, как и их корыстные интересы, но они не могут существовать друг без друга, поскольку взаимосвязаны. В гражданском обществе, писал философ, «каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного». Гегель гражданское общество характеризует двояко: как самостоятельное и как слитное с государством, растворенное в нем. То есть, в его теории впервые как-то объединились два направления в понимании гражданского общества.

Вслед за Гегелем, Маркс также рассматривал гражданское общество как исторический феномен, т. е. как результат и определенную ступень исторического развития. Однако становление, развитие и функционирование гражданского общества понималось Марксом несколько иначе. В отличие от Гегеля, Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками государства. И в то же время, подобно Гегелю, Маркс связывал возникновение гражданского общества с необходимыми для этого экономическими предпосылками в виде свободы частной собственности. «Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность... Право человека на частную собственность есть свобода распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Эта индивидуальная свобода, как и это использование, образуют основу гражданского общества». Подобно Гегелю, Маркс считал возможным двойственное употребление термина «гражданское общество»: с одной стороны, для обозначения гражданского общества как такового, которое он отождествлял с определенной ступенью общественного развития, а именно с буржуазным обществом, а с другой - для обозначения той или иной сферы общества, т. е. определенной общественной организации.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ, гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Билля о правах (Англия, США) или Декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов.

Становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся в позднее средневековье централизованные национальные государства, стремившиеся к устранению разнообразия прав, существовавшего в период феодальной раздробленности. «Новое государство призвано было совершить процесс уравнения общественных элементов и превратить сословное общество с его многочисленными разделениями в общество гражданское, построенное на началах равной правоспособности». От феодально-удельных государств средних веков национальные государства Нового времени отличались сосредоточением власти в руках монарха, созданием государственной казны, централизованного аппарата управления и правосудия, постоянной армии, обособленностью государства от сословных, религиозных, этнических и иных социальных групп. В эпоху становления гражданского общества стали складываться качества современного представительного государства, существенно отличающие его от государств сословно-кастовых обществ.

Представительное государство и равное для всех право создавались в ходе развития основанного на частной собственности, правовом равенстве, на свободе предпринимательства и торговли общества, и это сопровождалось бурными социально-экономическими процессами. В период промышленного переворота и становления капитализма разорение мелких и средних собственников и развитие пролетариата, стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой буржуазии происходили в обществе, не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться с промышленниками за сносные условия труда и заработной платы. По социально обездоленным слоям общества больно били экономические кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления жестоко подавлялись вооруженной силой.

Господствующей политико-правовой идеологией буржуазии того периода был либерализм, требование невмешательства государства в частно - правовые отношения и осуществления им только лишь охранительных функций. В осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствие свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательство на права собственников-налогоплательщиков. Чисто формальной долгое время была возможность участия народа (через выборных представителей) в деятельности государства. Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности. Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на выводе, что капитализм к середине XIX в. стал тормозом развития производства и должен быть насильственно уничтожен стремительно нищающим пролетариатом. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса создало механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело породить многочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти создавало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. Расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами.

Агеев М. пишет по этому поводу: «В первой половине XIX века в Англии 2/3 населения не имели гражданских прав. В середине века начинается борьба за гражданские права. Рабочий класс выходит на улицы и начинает требовать, чтобы ему предоставили те же права, что и у джентльменов. Интересная деталь: англичанин XVII века, казалось бы, не имеет гражданских прав, при этом он считает себя свободным британцем, то есть он свободен в том смысле, что к нему не может прийти полиция, она не может его отвести в суд и без предъявления доказательств его вины судить. У него есть защита от произвола. Начиная с XIII века, любой простолюдин имел защиту закона от посягательств начальства и государства. Но к середине XIX века простолюдин обнаруживает, что этого недостаточно, что он не может доверять управление государством джентльменам. Он тоже хочет участвовать в принятии решений, ему нужны права для участия в политическом процессе. Так началась борьба, которая заняла примерно 60 лет: с 1840 года до начала нового XX века… В этот период проявился героизм маленького человека, который на каждом шагу доказывал, что он имеет право стать субъектом политики.» Рубеж XIX-XX вв. можно считать началом нового этапа развития гражданского общества. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. В защиту демократических и социальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лица свободных профессий, деятели науки, культуры и искусства, научная интеллигенция, студенты, молодежь. Государство является уже не только «ночным сторожем». Все большее место в его деятельности занимают такие позитивные функции, как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением, и другие социальные функции. В XX в. существенно повысилась роль государства и в регулировании экономических отношений - государственный контроль и вмешательство в экономику создали возможности смягчения и изживания кризисных явлений. Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права.

Начиная с 20-30 годов XX века, гражданское общество стало символом реально работающей, осмысленной демократии.

Ключевые слова: зарождение, развитие, гражданского, общества

Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому - к "Политике" Аристотеля, "Государству" Платона , другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо , но сам термин "гражданское общество" стал устойчиво употребляться лишь в XVIII в.

До этого научная мысль им не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое.

Однако и в более позднее время принципиального различия между обществом и государством не проводилось. Разделить их было непросто, ведь государство - форма организации общества. Из этого, конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и во всех случаях отождествлялись.

Но уже В. Гумбольдт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было.

Очевидным было только хронологическое несовпадение названных категорий. Если государство возникло примерно всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет , а по последним данным науки - гораздо больше.

Но в данном случае речь идет о периоде, когда общество и государство существовали вместе и создавалось впечатление, что это - одно и то же. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства.

В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное , т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.

Речь шла о невмешательстве власти в "гражданские дела" личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль "ночного сторожа", "арбитра", "надсмотрщика".

Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и других форм деятельности , не отождествляемых с официальной властью.

По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.

Из естественного, "некультурного" состояния , писал Гегель, "люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью". При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь "в современном мире". Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось буржуазное общество.

Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек - его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных).

В этом смысле она представляет собой некоего эгоистического индивида . В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. "В гражданском обществе, - писал Гегель, - каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей".

Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение.

Введение

В наше время начала актуализироваться тема «гражданское общество», так как это необходимый элемент демократии. В каждое время, люди стоящие под гнетом правящего класса, пытались добиться свободы, равенства прав, достойной жизни, только делали они это революциями и восстаниями. В современном обществе данный метод изжил свое, на смену ему пришел более разумный и справедливый подход, а именно создание гражданского общества.

Сильное гражданское общество - это обязательный признак стабильного правового государства с конкурентоспособной экономикой. Гражданское общество одновременно выступает и как партнер власти в реализации всех ее начинаний, и как ее конструктивный оппонент, отстаивающий свободы и интересы каждого гражданина и различных групп общества.

В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических pеформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество».

Объектом исследования в данной работе является само понятие гражданского общества как способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; как общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Предметом исследования стали социальные отношения возникающие между свободным индивидом и централизованной государственной волей, где гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном, а государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Целью данной работы является изучение темы «гражданское общество». Для достижения поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

1. Определить данную категорию как теоретическое понятие.

2. Описать его характерные черты (признаки) и принципы гражданского общества.

3. Выяснить пути формирования гражданского общества на примере современной России и условия его становления.

В данной работе исследование основано на предположении, что гражданское общество это система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития общества.

Теоретические аспекты Понятия «гражданское общество»

Происхождение гражданского общества

Представления о гражданском обществе уходят корнями глубоко в историю. Сама идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Основы концепции были заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка и Шарля-Луи Монтескьё. Впервые термин «гражданское общество» был употреблён немецким философом и общественным деятелем Г.В. Лейбницем. В. А. Анри. «Роль Лейбница в создании научных школ в России» Успехи физических наук, 1999. С.329--331. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества был внесён Г. Гегелем. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227. В своей работе «Философия права» он предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьёй, гражданским обществом и государством. Концепции гражданского общества в работах этих мыслителей базировалась на идеях общественного договора и естественного права.

Гегель описал гражданское общество, как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства.

Из первоначального «некультурного» состояния люди должны вступить в гражданское общество, т.е. перейти на более высокую ступень развития цивилизации. Гражданское общество Гегель противопоставил дикости, нецивилизованности, неразвитости. Без сомнения, Гегель подразумевал под гражданским обществом классическое буржуазное общество. В центре всей общественной системы - человек. Его деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей, естественных и общественных.

Совершенно другой подход к проблемам гражданского общества был у К. Маркса. Он рассмотрел гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, которая развивается непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество - это совокупность производственных, экономических отношений, соответствующие производительным силам общества и образующим базис государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1989.С. 671.

В ХХ в. идеи гражданского общества стали более актуальными. В этот период человечество сталкивается с наиболее жестокими тоталитарными режимами, которые подавляют личную свободу. Сюда относится гитлеровская Германия и Советский Союз, особенно в период правления Сталина. Для таких режимов характерно полное подавление автономии человека не только в политической сфере, но также и в духовной и экономической жизни.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

· государство демократическое, правовое;

Каким путем пойдет развитие государства - во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Гражданское общество возникает:

1. С возникновением человечества;

2. Возникновением государства;

3. В буржуазном обществе с ценностями либеральной демократии.

Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.

Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.

Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:

Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;

Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;

Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;


Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;

Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.

Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.

Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.

Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан.

Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.

С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества .

1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государство или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.

4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.

2. Понятие, признаки и структура гражданского общества

В современной правовой науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение. Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Так при демократическом режиме оно взаимодействует с государством, а в тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

В современном представлении гражданское общество – это:

1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.

2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.

3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества :

· социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

· общество как совокупность граждан страны;

· мировое сообщество граждан.

в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;

в социально й сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;

в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;

в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.

Таким образом, гражданское общество это – общность цивилизованных, самодеятельных и полноправных граждан; формирование гражданского общества связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали.

Становление гражданского общества означает формирование такой общности людей, в которой достигнуто оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечено взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.

Признаки гражданского общества:

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитость и разветвленность демократии;

Правовая защищенность граждан;

Определенный уровень гражданской культуры.

Основополагающими признаками гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.

2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

mob_info