Выставка моранди в пушкинском музее. Выставка джорджо моранди ждет своего зрителя. Но вариации означают, что нет развития

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» занимает несколько залов Галереи искусства стран Европы и Азии Пушкинского музея. Четыре из них заняты натюрмортами с бутылками. Первый, правда, предварен парой картин с загадочным сюжетом, поскольку в творческой молодости Моранди примыкал к тем, кто утверждал «метафизическую» живопись, но уже тогда он отличался от них тонкостью колорита и чувством стиля. Кроме того, в первом зале есть приятный юношеский автопортрет и какие-то еще незрелые опыты, но дальше пойдут только натюрморты с бледными, словно припудренными предметами: пиалами, ступками, кувшинами, бутылками и бутылками. Можно, например, увидеть рядом три композиции из одних и тех же вещей, только по-разному поставленных и написанных.

Собственно, от выставки Моранди никто разнообразия и не ждет. Можно сказать, что несведущих она даже удивляет, поскольку за натюрмортами пойдет зал с пейзажами, офортами и цветами, а в сознании среднестатистического любителя искусства Моранди – это прежде всего бутылки, вернее простые геометрические формы – конусы. Вытянутые до бутылки, усеченные до чаши. Именно форма, а не другие свойства – цвет или прозрачность – привлекали художника в бутылках. Поскольку он покрывал их гипсом, можно сказать грунтовал, чтобы модели были ближе к самой живописи, ее иллюзорности. Цветы Моранди писал чаще всего засушенными и сухо: мумифицированные розы вместе с вазами тоже приобретали конусообразность. Пейзажи, естественно, таким манипуляциям не подлежали, но в их размеренности и приглушенности есть что-то мемуарное, припудренное, словно написаны они были не с натуры, а всплыли в памяти.

Открывая выставку, директор Пушкинского музея Мария Лошак с некоторым даже вызовом сказала, что Моранди ее любимый художник, его выставку они с сотрудниками музея делали для себя, с большой любовью, прямо «вышивали». Действительно, оформлены залы самым тишайшим образом (Кириллом Ассом и Надеждой Корбут) и специально оштукатуренные серые стены оказались идеальным фоном для чуждых всякой яркости живописи и графики Моранди. Только гравировальные доски художника кажутся на этом фоне вызывающе рыжими.

Опять соперники

Одновременно с выставкой Джорджо Моранди в Пушкинском музее проходит выставка Джорджо де Кирико. Они были ровесниками, в молодости вместе выставлялись, но потом стали соперниками. В Венецианской биеннале 1948 г. участвовали оба, но приз как лучший художник получил Моранди. Де Кирико был возмущен и даже подал на биеннале в суд.

На выставке много текстов на стенах, к ней издан и большой каталог с целым набором разнообразных статей, рассказывающих о Моранди и его связи со старым итальянским искусством. О том, что одна деталь из Джотто или Караваджо становилась для него отдельным сюжетом, темой. Цитаты на стенах и тексты в каталоге помогают понять магию монотонно прекрасной живописи художника, считавшего, что самые обычные предметы хранят свои тайны. Одним из его кумиров был Поль Сезанн, тоже любитель четкой геометрии в живописи. Моранди прожил всю жизнь в своем доме в Болонье с тремя незамужними сестрами-учительницами, не путешествовал, редко и вынужденно занимался общественными делами, был сосредоточен на своем искусстве.

Можно считать, что всемирная его слава началась в 1948 г., когда на Венецианской биеннале ему был вручен приз как лучшему художнику, за этим последовала выставка в Нью-Йорке. Моранди и сегодня востребованный художник, и показы его работ происходят по всему миру. Что не мешает не расположенным к медитации зрителям считать его скучным, хотя признаваться в этом вроде и неприлично. Поклонники Моранди (их высказывания приводит каталог) считают, что «следует упрекнуть в однообразии глаз зрителя», а не художника и что вообще, позор думать, что он «писал бутылки».

Что именно писал Джорджо Моранди для искусства, а не для развлечения публики, сформулировать нелегко, в его картинах мало света и нет воздуха, палитра держится на нюансах, и она в общем-то печальна. Он шел в искусстве своим особым путем, не стремился привлечь внимание зрителей, не шокировал их, не морочил им голову и не обременял размышлениями. Смотреть на его работы покойно и радостно, так что единственная претензия к выставке для тех, кто Моранди любит, что она слишком короткая, всего четыре зала бутылок.


В конце апреля в Пушкинском музее открылась выставка итальянского художника Джорджо Моранди, искусство которого обладает невероятной глубиной. Выставка продлится до 10 сентября.

Спустя более чем 40 лет после выставки работ Джорджо Моранди, проводившейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 1973 году, Музей показывает масштабную ретроспективу творчества Моранди (1890–1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи. Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности.
Цель выставки – показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения полностью охватывают творческий путь художника, который прошел две войны и годы фашизма. В экспозиции показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера – от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам – натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.

Джорджо Моранди. Натюрморт. 1941. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

Джорджо Моранди. Цветы. 1918. Холст, масло. Частная коллекция


Джорджо Моранди. Натюрморт. 1958. Частная коллекция, Турин


Джорджо Моранди в мастерской. Ок. 1950. Ansa/archivi Fratelli Alinari, Firenze

Моранди почти не выезжал за пределы Болоньи, жил уединенно. Работал очень медленно и сосредоточенно.
Моранди очень ценили и любили режиссеры. В знаменитом кадре из фильма «Ночь» с Марчелло Мастрояни на заднем плане можно увидеть картину Моранди. К сожалению, саму картину не получилось привезти на выставку, но в зале есть похожая из того же периода.

Кадр из фильма "Ночь". На заднем плане картина Моранди.

Произведения (всего 90 экспонатов) скрупулезно отбирались в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье – официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.
Талант Моранди-гравера получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. В Москву специально привезли несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим), чтобы у нас была возможность поближе познакомиться с методом работы мастера.
Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

По материалам пресс-службы ГМИИ им. А.С.Пушкина

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

М. Лошак организовала выставку любимого художника – Моранди

25 апреля – 10 сентября 2017 года Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) проводит выставку одного из самых известных итальянских художников, писавших на языке современного, метафизического искусства – Джорджо Моранди (1890-1964). Марина Девовна Лошак, директор музея, назвала эту выставку так: “подарок мне самой”.

Моранди изначально намеревался стать скульптором, но затем, под влиянием П. Сезанна, начал писать пейзажи, натюрморты… В его исполнении натюрморт выходит более соответствующим понятию “мёртвая природа” и очень своеобразным – при его создании художник не пользуется живыми цветами, а цветы получают акцент на форму, приобретают вид геометрических фигур.

Кроме Сезанна, Моранди получал вдохновение у Шардена, Вермеера, Каро. В его квартире также висели представитель венецианской школы XVI века Якопо Бассано и мастер болонской школы эпохи позднего барокко Джузеппе Мария Креспи. По воспоминаниям друзей, быт и вкусы Моранди относились к среднему классу и определялись как “старомодный шарм”.

Джорджо Моранди был нелюдим и одинок, всю жизнь прожил с тремя сёстрами и общался в узком кругу. Вместе с тем, по словам организаторов, художник всегда искал что-то новое, и никогда не повторялся в своих поисках. На выставке в ГМИИ представлены натюрморты, пейзажи, скульптуры, офорты, которые позволяют зрителю ощутить различные этапы развития художника. Это первая крупная выставка работ Моранди в Москве с 1974 года.

М.Д. Лошак сказала о том, что она хотела бы видеть на выставке гурманов, способных разобраться в языке тонкой современной живописи. “Нам очень важно, чтобы пришла именно та публика”, – сказала она.

Для людей, которым небезынтересно узнать материалистические моменты, будет любопытно, что знаменитый аукцион Sotheby’s продает картины Дж. Моранди за примерно 30’000 – 1’500’000 Euro, а его офорты стоят 3’000 – 25’000 Euro. Именно за такие суммы ушли с молотка произведения итальянского живописца в 2016 году. В ГМИИ можно видеть 90 экспонатов, в том числе 70 живописных полотен.



ГМИИ им. А. С. Пушкина , италия

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники

С 25 апреля по 10 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков пройдет масштабная ретроспектива творчества Моранди (1890-1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.

Творчество Моранди давно получило мировое признание, а сегодня его произведения в центре внимания международной зрительской аудитории и художников, для которых они не теряют своей актуальности. На выставке будет представлено более 90 экспонатов, среди которых 82 шедевра мастера из всемирно известных музеев и частных коллекций.

Цель выставки — показать масштабность творчества Джорджо Моранди. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека.

В экспозиции будет показано около 70 живописных полотен и акварелей, с достаточной полнотой характеризующих этапы творческого пути мастера — от авангардных метафизических композиций до самых поздних эмоционально взволнованных работ, отличающихся строгостью и образной глубиной. На протяжении всей жизни художник сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали.


Экспозиция построена в хронологической последовательности и тематически будет разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. В некоторых случаях особый акцент сделан на работах, которые сам Моранди называет «вариантами» — это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

Чтобы предоставить зрителям возможность более подробно ознакомиться с методом работы Моранди, в отдельном разделе выставки будет представлено около 20 гравюр, демонстрирующих талант Моранди-гравера — этот его талант получил мировое признание, и впервые за свои гравюры мастер был награжден премией на биеннале в Сан-Паулу в 1953 году. Наряду с гравюрами экспозиция включает и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики (Рим).

Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье — официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.


Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи. Этот раздел выставки будет сопровождаться фотографиями художника и мастерской Моранди.

Этот выставочный проект во всей своей полноте ставит целью ознакомить российских зрителей с творческими идеями и масштабом личности Джорджо Моранди, который, как говорил он сам, в своих произведениях стремился «дотронуться до дна, до самой сути вещей».

ГМИИ им. А. С. Пушкина проводит большую ретроспективу творчества Джорджо Моранди (1890-1964), одного из ведущих художников Италии ХХ века и знаковой фигуры современной европейской живописи.

На выставке, которая пройдет в Пушкинском музее с 25 апреля по 10 сентября 2017 года, будет представлено более 90 экспонатов из всемирно известных музеев и частных коллекций. Отобранные для экспонирования в Москве произведения охватывают весь творческий путь художника, плодотворно работавшего на протяжении полувека. Всю свою жизнь художник сохранял верность двум жанрам — натюрморту и пейзажу, изображая предметный мир и природу, которые его окружали. Экспозиция будет тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы.

Произведения для выставки скрупулезно отбирались кураторами в крупных музейных коллекциях: в Музее Моранди в Болонье — официальной институции, представляющей работы художника, в фондах, в частности, в Фонде Маньяни Рокка (Траверсетоло, Парма) и Фонде Роберто Лонги (Флоренция), а также в авторитетных частных коллекциях.

Джоржо Моранди в мастерской

Фото: Ansa / Archivi Fratelli Alinari

Джорджо Моранди
«Натюрморт», 1958


Джорджо Моранди. 
«Цветы», 1918

Изображение: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Кроме того, на выставке будут показаны некоторые предметы из мастерской Моранди, предоставленные Объединением музеев Болоньи, и фотографии художника и его мастерской.

Приглашаем участников проекта «Сноб» на экскурсию по выставке Моранди, на которой можно будет узнать больше о личности художника, его идеях и методах.

mob_info