Прощальная проповедь пророка Мухаммада: последнее наставление. Хутба: что это такое и когда её читают Каким бывает украшение дома

Составных частей (арканы) Хутбы – пять:

1. Восхваление Аллаха словами «Альхамд», следовательно, достаточно сказать:

الحمد لله

2. Чтение салавата на пророка Мухаммада (ссалля Ллагьу гlалайгьи ва саллям) словами «Салят», следовательно, достаточно сказать:

والصلاة على رسول الله

3. Завещание о богобоязненности любым текстом назидания.

Эти три составные части обязательны для обеих Хутб.

4. Чтение аята, содержащего в себе законченный смысл в одной из обеих Хутб. Но его желательно прочитать в первой Хутбе. Если прочесть аят с незаконченным смыслом, то этого не будет достаточно. Например:

ثم نظر

(смысл)… «Затем он подумал » (сура «аль-Муддасир», аят 21).

Хотя этот аят является законченным предложением, чтение одного лишь этого аята в Хутбе не является достаточным, ибо смысл не закончен.

5. Чтение дуа (молитвы) за правоверных именно во второй Хутбе. Желательно также делать дуа за правителей мусульман, чтобы они придерживались истины и способствовали распространению справедливости.

Несоставных условий (шуруты) хутбы – девять:

1. Хутба должна проводится на арабском языке. Если жители одного населенного пункта не могут прочесть Хутбу на арабском, то хотя бы один человек из их числа обязан выучить ее на арабском. Если по происшествии времени, необходимого для выучивания Хутбы на арабском никто из них не будет способен читать Хутбу на арабском, то все жители этого населенного пункта впадают в грех, считается, что они совершают не джума-намаз, а обеденный намаз. Если один из них все-таки выучит Хутбу на арабском, он обязан ее прочитать на арабском, и соответствующие сорок человек должны услышать её и знать, что это назидание. Имаму желательно время от времени переводить джамаату Хутбу, которую он читает на арабском, чтобы напоминать людям, что Хутба – это назидание.

2. Необходимо соблюдать непрерывность. Не допускается долгое молчание между составными частями хутбы.

3. Хутба, как и намаз, должна быть прочитана во время обеденного намаза.

5. Между обеими Хутбами хатыб обязан полноценно посидеть. Если же он сядет и сразу встанет, то этого недостаточно, следовательно, и Хутба не будет считаться действительной. Если хатыб не может стоять и читает Хутбу сидя, то он не должен ложиться между Хутбами, достаточно того, что он чуточку помолчит.

6. Хатыб должен доводить обязательные части Хутбы до слуха хотя бы сорока мужчин, пригодных для совершения джума-намаза. Если хотя бы кто-нибудь из этих сорока человек не услышат необходимые части, то Хутба не считается действительной. Всем посетителям джума-намаза следует слушать хутбу, ибо есть ученые, которые говорят, что это обязательно. Запрет или нежелательность молчания начинается с момента, когда вошедший в мечеть сядет на определенное место, но если кто-то поприветствует его словами салама, то он обязан ответить.

7. Хатыб должен быть в полном омовении.

8. Тело, одежда хатыба и место, где он стоит, должны быть чистыми.

9. Хатыб должен прикрыть свой аврат.

Желательные действия хутбы:

Хатыбу желательно подняться на минбар или на любое возвышенное место;

Когда имам приходит в мечеть и доходит до минбара, он приветствует сидящих вокруг людей;

Затем он поднимается на минбар и поворачивается к джамаату;

Потом он приветствует джамаат саламом и садится;

Затем муэдзин читает азан;

Джамаат должен ответить на салам имама в обоих случаях;

Желательно что бы хутба была красноречивой, легко понимаемой и короткой;

Не следует поворачиваться направо и налево;

Джамаат в свою очередь должен слушать его, повернувшись в его сторону;

Читая хутбу, желательно левой рукой опираться на посох, а правой рукой держать край минбара;

Желательно сидеть между хутбой время, необходимое для чтения суры аль-Ихляс;

После хутбы муэдзин приступает к чтению икамат;

Имаму следует поторопиться, чтобы достичь места своего намаза до того, как муэдзин закончит читать икамат;

В первом ракаате джума-намаза желательно прочесть суру аль-Аъла (сура номер 87), во втором ракаате желательно читать суру аль-Гашия (сура номер 88).

Ахмад Магомедов

Каким бывает украшение дома.

Дорогие братья и сестры!

Любая вещь дана человеку не просто так. Каждое благо – это милость и вместе с тем большая ответственность. Семья – это одно из благ, дарованных нам Аллахом. Наши дети подрастают, и мы обязаны помочь им в создании своих семей. Таково предписание исламской религии, такова Сунна нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Кто не следует ей, тот не из нас» . Однако мусульманину недостаточно просто создать семью, нужно стремиться сделать ее такой, как повелел Господь в Коране или через Своего Посланника.

Семья – это первая школа в жизни каждого человека. Через всю жизнь он пронесет то, что там приобрел. Ее важность невозможно переоценить, поэтому нам следует продумать до мелочей каждый шаг в ее строительстве – от закладки фундамента до возведения кровли. С чего начинается семья? – С выбора спутника жизни. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной». О выборе мужа также сообщил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Если придет к вам тот, религией и нравом которого вы довольны, выдавайте за него…» В обоих хадисах говорится о важности религиозности, а во втором хадисе еще подчеркивается и нрав. Мужчина, глава семьи, должен обладать хорошим нравом, так как ему вверяют заботу о дочери, а впоследствии и обо всей семье. Таким образом, с выбором набожного, нравственного спутника закладывается прочный фундамент предстоящей семьи.

Жилище мусульманской семьи, в том числе и молодой, должно преображаться. А лучшее его украшение, как поведал нам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – это поминание Всевышнего, чтение Священного Корана и дополнительная молитва. Вспомните еще один хадис: «Не превращайте дома в могилы». Как мы знаем, у могил не совершается намаз. Значит нужно всячески стараться оживлять наши дома. Да, обращаться к Аллаху, делать зикр, читать дополнительные намазы можно и в мечети, но ведь человек наиболее искренен, когда находится в одиночестве, наедине с Господом.

Аллах повелевает мусульманам совершать молитву вместе с другими поклоняющимися, то есть в мечети. Конечно, живущим неподалеку ничего не стоит добраться до мечети за 10-15 минут. А вот те, чьи дома находятся на другом конце города, не всегда могут совершить коллективную молитву. К сожалению, даже имеющие 100-200 лошадей под капотом своего авто порой не спешат заработать награду за молитву в доме Аллаха. А ведь они вряд ли упустят возможность съездить на другой конец города в только что открывшийся супермаркет, где все можно купить за полцены. Еще бы! Это ведь в два раза выгоднее! А вы только подумайте: посетить коллективную молитву выгоднее не в два, не в три, а в двадцать семь раз! И разве автомобиль достался вам не по милости Аллаха? И вы думаете, Он не спросит, как и на что вы использовали Его дар? Так разве не лучше воспользоваться возможностью и поехать в мечеть со своими детьми? В конце концов, кому из нас не нужна дополнительная награда? И кому из нас не надо приучать детей к походам в мечеть?

Теперь вернемся к украшению жилища. Поклонение Аллаху в домах является преградой для шайтана, которому нелегко проникнуть туда, где постоянно поминается имя Всевышнего. Кто-то жалуется, что в доме неспокойно, творятся непонятные вещи… Значит, вы недостаточно защитили и обезопасили свое жилище. Посмотрите, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поминал имя Господа постоянно – засыпая, просыпаясь, перед принятием пищи, надевая одежду и даже при входе в туалет. Следуйте прекрасному примеру Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и Всевышний вознаградит вас по достоинству и защитит вас от всяческих тревог. «Разница между домом, где делается и не делается зикр – как разница между живым и мертвым» («Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслим»).

К сожалению, даже украсив и защитив свой дом, человек не всегда может жить спокойно. Давайте вспомним одну историю из жизни сахабов. Как-то раз пришел один человек к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, за разрешением продать свой дом. А причина была в его соседе, с которым он не уживался. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не дал своего разрешения, но вместо этого велел делать ду’а за соседа. Человек ушел и долго не приходил к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Через некоторое время Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, решив одобрить продажу дома, вызвал его к себе. А вышло так, что человек передумал продавать дом, так как с соседом они теперь жили душа в душу. Это еще один пример для нас. Прежде чем жаловаться на соседа, попроси Аллаха за него, ведь все в Его руках.

Теперь еще раз затронем тему вреда телевизора, радио, Интернета. Дело в том, что, включая телевизор, подключая Интернет, мы открываем для шайтана двери в наш дом. Конечно, мы не отрицаем тот факт, что это также и источник полезной, познавательной информации. Но, к великому несчастью, наши дети не всегда способны распознать, что приносит им пользу, а что вредит. А значит, родители должны быть начеку. Какие сайты посещает ваш ребенок, с кем общается, что смотрит, – все это должны контролировать родители. Ислам запретил слушать музыку, но сегодня едва ли можно от нее укрыться. Разве что в собственном доме. А если и в доме будет работать радио? Шайтан ведь приукрашает запретное, а дети не всегда способны противостоять его козням. Включая телевизор, радио, Интернет, вы рискуете. Насколько оправдан такой риск – думайте сами. В любом случае вы несете ответственность за свое чадо. Приучайте ребенка слушать Коран, слушать то, что разрешает Ислам. Ведь Господь ниспослал нашу религию для облегчения нашей жизни, а не наоборот. В Исламе отведено место и для поклонения, и для отдыха, и для развлечений. Мудрые родители всегда найдут верный путь.

Проповедь Имама-мухтасиба Московской области Рушана хазрата Аббясова по случаю наступления месяца Мухаррама и начала 1435 года по Хиджре

الحمد لله مُنشِئِ الأيامِ والشُهورِ، ومُفْنِي الأَعْوامَ والدُهورَ، ومُقَلِّبِ الليلَ والنهارَ، ومُغيِّرَ الأحوال من حَرٍّ إلى بَرْدٍ، ومن برد إلى حر، ويُديلُ الأيامَ بين عباده، عبرةً لِذُوِي العُقُولِ و الأبصار، وأشهد أن لا إله إلا الله الغَفُورَ الشَكُورَ ،وَأَشهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وَحَبِيبَنَا وَعَظِيمَنَا وَقَائِدَنَا وَقُرَّةَ أَعْيُنِنَا مُحَمَّدًا عَبدُهُ وَرَسُولُه ، صاحبَ المقامِ المحمودِ، والحَوضِ المَوْرُود، الشَافع المُشَفّع، الذي عَمّرَ سِنينَهُ وشهورَهُ وأيَّامَه ولَيَالِيه بِطاعَةِ رَبِّه ومَوْلَاه، وعبادةِ خالقِهِ وبارِئِهِ، فغُفرَتْ له جمَيِعُ الذنوب والزَلاتِ، ونالَ المنازِلَ العالية، وجزيل المَكْرُمات، فصلى الله وسلم وباركَ عليه، وعلى آل بيته وأصحابه الدائبين في طاعته، ما تَكَرَرَتْ الأعوامُ والساعاتُ، وتَعاقَبَ الليلُ مع النهارِ.

Бисмилләһи ррахмани ррахим, вәссләләтү вәссәләмү гәлә расүлилләһ. Аллаһ Тагаләгә шөкер, хәмде-сәнәләр һәм мактауларыбызны белдерәбез. Шулай ук пәйгамбәребез Мөхәммәд салләллаһу гәләйһиссәләмгә салаватларбыз һәм сәләмнәребез ирешсен.

Мөселман кардәшләр сезне һиҗри елының башы мөхаррәм ае белән котлыйм! Мөхаррәм ае һәр мөселман өчен бик зур әһәмияткә ия, Аллаһ Тагалә Коръән Кәримендә әйтеп китә: «Аллаһ хозурындагы китапта айлар саны унике, җирне һәм күкләрне яраткан көннән бирле, ул унике айдан дүртесе – сугыш хәрам булган айлар, (ягъни Рәҗәб, Зөлкагъдә, Зөлхиҗҗә, Мөхәррәм айлары.) Ошбу хөкемнәр турында: «Ул дүрт айда үзегезгә золым кылмагыз вә барчагыз бер булып, мөшрикъләр белән сугышыгыз, бер-берегезгә ярдәмдә булыгыз, ташламагыз!» («Тәүбә», 36 аять).

Мөхәррәм ае сугэшлардан, фитналардан, талашлар, низаглар тыелган 4 айның берсе. Бу айда һәрбарчабызның күңелләре бары тик рәхмәт, мәрхәмәт һәм шәфкатьлелек белән генә тулган булырга тиеш.

Ибн Aббәс: Аллаһның «Ул дүрт айда үзегезгә золым кылмагыз» дигән сүзләрен тәфсирли: «Нинди генә ай булмасын, гөнаһ гамәлләр кылырга, әлбәттә, ярамый, ләкин Аллаһ Тәгалә барча айлардан дүрт айны гына әйтеп үтә, бу айларда начар-явызлыктан тыелырга әмер итә, чөнки бу айлар Аллаһ

каршында бигрәк изге, вә изге айларда кылган яхшылыкларның һәм гөнаһларның дәрәҗәсе дә зуррак була».

Мөхәррәм аеның унынчы көнендә Гашурә көне билгеләнеп үтелә. Бу көн төрле вакыйгаларга бәйле рәвештә бәйрәм буларак кабул ителгән. Әлеге көндә Нух Пәйгамбәрнең көймәсе туфаннан котыла, Әюп Пәйгамбәр авыр чирдән терелә, Адәм Пәйгамбәрнең тәүбәсе кабул булган, Муса Пәйгамбәр үзенең кавеме белән Кызыл диңгезне кичеп чыга. Мөхәррәм аеның унынчы көнендә яһүдләр дә ураза тотканлыктан, Пәйгамбәребез: «Сез Мөхәррәмнең 9 һәм 10 нчы көннәрендә ураза тотып, яһүдләрдән аерылып торыгыз, аларга охшамагыз «,- дигән.

Дорогие братья и сестры, единоверцы! Дорогие соотечественники!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!

Позвольте поздравить вас от имени Председателя Совета муфтиев России, духовного лидера мусульман нашей страны Муфтия шейха Равиля Гайнутдина и от себя лично с завершением 1434 года по Хиджре и началом первого лунного месяца 1435 года, который именуется «аль-Мухаррам». Молю Всевышнего Творца даровать всем нам благополучия и спокойствия в новом году!

«Аль-Мухаррам» в переводе с арабского означает «запретный». О достопочтенности данного месяца говорится в Священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Запретным месяц «аль-Мухаррам» назван не только потому что именно в этот месяц Рай стал запретным для Сатаны, но и потому что считается крайне запретным вести различного рода конфликты, смуту в его дни.

Так, давайте уважаемые братья и сестры, посвятим этот поистине благословенный месяц поклонению Всевышнему Аллаху, забудем про былые обиды, попросим друг у друга прощения.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ ۚ

«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Сообщается от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

السنة اثنا عشر شهرا ، منها أربعة حرم ، ثلاث متواليات : ذو القعدة وذو الحجة والمحرم ، ورجب مضر الذي بين جمادى وشعبان

«Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (Хадис в своде хадисов аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Но всем нам, дорогие единоверцы необходимо помнить, что не только в запретные дни запретных месяцев нам стоит быть справедливыми, творить благие деяния, не сеять смуту, а каждый день, каждый подаренный Всевышним Аллахом день, ибо со всем грузом деяний мы предстанем на Страшном Суде.

В знак благодарности Творцу за все дарованные блага добродетелью является пост в месяце Мухаррам.

Посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أفضلُ الصيامِ بعد رمضان شهرُ الله المحرم، وأفضلُ الصلاةِ بعدَ الفريضةِ صلاة الليل

«Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам»

(В своде хадисов Муслима, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это в очередной раз указывает нам, братья и сестры, на его достоинство, особое место в жизни мусульман.

Вдумайтесь, аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать нам, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не в силах изменить это, никто не имеет право нарушать запреты Создателя и ослушаться Его.

Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал:

عن أبى ذر قال : سألت رسول الله صلى الله الله عليه وسلم أى الليل وأى الأشهر أفضل فقال :" خير الليل جَوفَه وأفضل الأشهر شهر الله الذى تَدعُونَهُ محرم " رواه مسلم

«Я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Одной из особенностей месяца «Аль-Мухаррам» является День Ашура, согласно Сунне, всем нам по мере физических сил необходимо провести этот день в посте. День Ашура - десятый день месяца «Аль-Мухаррам» и в этом году приходится на 13 ноября. Да дарует Всевышний Аллах всем физических и духовных сил для выполнения этого назидания Творца, для соблюдения поста.

На достоинство дня Ашура указывает ряд хадисов.

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала:

أرسل رسول الله _صلى الله عليه وسلم_ غداة عاشوراء إلى قرى الأنصار التي حول المدينة"من كان أصبح صائماً فليتم صومه، ومن كان أصبح مفطراً فليتم بقية يومه" فكنا بعد ذلك نصومه ونصوِّم صبياننا الصغار، ونذهب إلى المسجد فنجعل لهم اللعبة من العهن، فإذا بكى أحدهم على الطعام أعطيناها إياه حتى يكون عند الإفطار"

«В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост». После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (В своде хадисов Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал:

عن ابن عباس _رضي الله عنهما_ أن رسول الله _صلى الله عليه وسلم_ قدم المدينة فوجد اليهود صياماً يوم عاشوراء، فقال لهم رسول الله _صلى الله عليه وسلم_: "ما هذا اليوم الذي تصومونه؟" فقالوا: هذا يوم عظيم أنجى الله فيه موسى وقومه، و أغرق فرعون وقومه، فصامه موسى شكراً، فنحن نصومه، فقال رسول الله _صلى الله عليه وسلم_: "فنحن أحق وأولى بموسى منكم" فصامه رسول الله _صلى الله عليه وسلم_ وأمر بصيامه"

«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (В своде хадисов Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:

ما رأيت النبي _صلى الله عليه وسلم_ يَتَحَرَى صيامَ يومٍ فضَّله على غيرِه إلا هذا اليوم يومُ عاشوراء، وهذا الشهر يعني شهر رمضان

Мне неизвестно, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме

этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (В своде хадисов Муслима, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (В своде хадисов Муслима, 2803).

Резюмируя, мне бы хотелось сказать, дорогие мои единоверцы, что Всевышний не случайно сделал запретным для любого насилия и смуты месяцы, венцом которых является месяц Мухаррам, ибо мы прекрасно помним что этот месяц является месяцем пророков Творца. Этот небольшой промежуток времени дан нам для того, чтобы мы смогли уригулировать имеющиеся недопонимания, устранить сложившиеся противоречия, выстроить диалог, а самое главное одолеть Сатану, стоящего за всеми вышеперечисленными диструктивными деяниями. Это великий месяц воспевающий милость Создателя, который в эти дни простил Пророка Адама, утешил Пророка Нуха долгожданной сушей, спас от языков пламени своего друга Пророка Ибрахима, заключил долгожданные объятья между Пророками Якубом и Йусуфом (мир им всем). Однако, чтобы дойти до милости Вседержителя, они проделали большой путь сопряженный с физическими, интеллектуальными и несомненно духовными усилиями. Посему, давайте перекуем зло на добро, переплавим смуту на согласие, воспоем мир, а не вражду! Давайте строить мосты взаимопонимания, колонны братства, стены единства, ведь только такое здание может венчаться сводами веры и любовью Создателя своим творениям наступившим на горло своим амбициям и тщеславию во благо мира и созидания воспевающих вечные ценности Ислама.

Остерегайтесь грехов, мои дорогие братья и сестры, остерегайтесь смуты и конфликтов, лжи и высокомерия, не гневайте Всевышнего Аллаха, ибо он Всемогущий и Всевидящий!

Молю Всевышнего Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, помощи и содействия в совершении благих дел в будущем, благополучия, мира, спокойствия и согласия!

عبادَ الله، (إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنْ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ)، (وَأَوْفُوا بِعَهْدِ اللَّهِ إِذَا عَاهَدْتُمْ وَلا تَنقُضُوا الأَيْمَانَ بَعْدَ تَوْكِيدِهَا وَقَدْ جَعَلْتُمْ اللَّهَ عَلَيْكُمْ كَفِيلاً إِنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا تَفْعَلُونَ)، فاذكروا الله يذكركم، واشكُروه على نعمه يزِدْكم، ولذِكْرُ الله أكبرَ، والله يعلمُ ما تصنعون.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, родился в Мекке (современная Саудовская Аравия) приблизительно в 570 г.н.э. Этот выдающийся человек – пример для каждого из нас: пророк, правитель, философ, оратор, воин, супруг, друг, отец, дядя, племянник, дедушка – кем бы ни был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, он выполнял свою роль превосходно! Это был человек, исполненный любви, терпения, мужества, мудрости, щедрости, благородства… Человек, вдохновивший миллион жизней всего мира.

В Священном Коране Всевышний говорит:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Коран 21:107).

Пророческая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, началась в сорок лет (приблизительно в 609-610 г.н.э.) и продолжалась 23 года (до 632 г.н.э.). Из мрака невежества он, по милости Всевышнего, привел людей к свету.

Незадолго до кончины, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал свою последнюю проповедь во время хаджа. Она известна как «Последняя проповедь». Это было не только напоминанием для последователей, но и важным наставлением. Последняя проповедь знаменовала окончание пророческой миссии.

Десятый год по хиджре примечателен тремя важными событиями: Последней проповедью, рассказанной во время прощального паломничества в Мекку, прибытием нескольких делегаций для сообщения о принятии Ислама ими и их племенами, наконец, массовым обращением людей в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

Итак, Пророк совершил прощальный хадж в десятом году по хиджре. Этот первый и последний хадж Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, занимает важное место в истории Ислама. Именно тогда он продемонстрировал, как следует выполнять каждый из ритуалов хаджа, пятого столпа Ислама.

Последняя проповедь состоялась девятого числа месяца Зуль-Хиджа (12-й месяц лунного календаря) в 632 г.н.э. на горе Арафат. Тогда огромное количество людей совершало паломничество вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

Последняя проповедь

Воздав хвалу Всевышнему, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас после этого года. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня.

О люди, так же, как вы чтите священность этого месяца, этого дня, этого города, почитайте и считайте священной жизнь и достояние каждого мусульманина. Возвращайте доверенное вам законным владельцам. Не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Помните, что вы непременно встретитесь с вашим Господом, и Он обязательно спросит с вас за ваши деяния. Бог запретил вам ростовщичество, поэтому всякое ростовщичество отменено. Ваше имущество, тем не менее, принадлежит вам. Не причиняйте несправедливости, и с вами не поступят несправедливо. Господь постановил, что ростовщичества быть не должно, и первыми отменяются все проценты Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба.

Остерегайтесь сатаны ради сохранности вашей религии. Он утратил всякую надежду сбить вас с истинного пути в больших вещах, так не следуйте же за ним и в малых.

О люди, вы действительно имеете права по отношению к своим женщинам, но и они имеют права по отношению к вам. Помните, что вы взяли их в жены только с дозволения Бога. Если они соблюдают ваши права, тогда и им принадлежит право на еду, одежду и доброту. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощники. И это ваше право: не позволять им водить дружбу ни с кем, кого вы не одобряете, так же как никогда не быть нецеломудренными.

O люди, слушайте меня внимательно: поклоняйтесь Богу, соблюдайте пять ежедневных молитв, поститесь в Рамадан и выплачивайте закят (очистительную милостыню). Совершайте хадж, если имеете средства.

Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Ничто, принадлежащее мусульманину, не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с желанием. Поэтому не будьте несправедливы к самим себе

Помните: однажды вы предстанете перед Богом и ответите за ваши деяния, так будьте же осторожны, не сходите с пути благочестия после моего ухода.

О люди, не будет после меня пророка или апостола, не возникнет ни одной новой религии. Поэтому, внимайте мне, о люди, и вникайте в слова, которые я передаю вам. Я оставляю вам две вещи – Коран и мой пример (Сунну), и если вы последуете им, то никогда не собьётесь.

Все те, кто слушает меня, должны передать мои слова другим, а те – следующим; и может быть, что последние поймут мои слова лучше, чем те, кто слушает меня теперь. О Аллах, будь моим свидетелем, что я передал твоё сообщение твоему народу!»

Этими словами Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, завершил Последнюю проповедь. Тогда, на Арафате, снизошло откровение:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3)

Даже сегодня Последнюю проповедь пророка Мухаммада передают каждому мусульманину в каждом уголке мира всеми возможными средствами связи, мусульманам напоминают о ней в мечетях и на лекциях. Действительно, она поражает своей глубиной, затрагивает важные моменты религии – права Бога над человеком и права людей между собой. Хотя душа Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, покинула этот мир, его слова живут в наших сердцах.

Хутба (проповедь) представляет собой первичную форму распространения религиозных знаний в рамках исламской традиции. Это действие регулярно происходит во время пятничных намазов и обеих . Чтение хутбы предусмотрено соответствующими решениями всех богословско-правовых школ внутри ислама.

Распространение знаний об исламе может происходить через несколько форм - вагаза (наставления), дарса (в переводе с арабского - «урок») и собственно хутбы.

Во время пятничной молитвы имам мечети, как правило, читает вагаз верующим на какую-то актуальную тему. Он может это делать либо до самого намаза, либо после первых четырёх ракаатов сунны. Дарс представляет собой обычный урок в медресе либо на примечетьских курса, которые может проводить имам либо его помощники.

Как читается хутба

Хутба следует после второго азана. Имам взбирается на минбар, откуда произносит текст проповеди. Она состоит из двух частей, которые разделяет пауза. В это время имам присаживается на ступеньки минбара.

При чтении имамом хутбы верующим нельзя разговаривать, совершать молитвы в ранге сунны и нафль, есть и пить, а также читать Священный Коран. Всё внимание должно быть обращено к предстоятелю праздничного либо .

Приведём примерный текст хутбы, которые может различаться в зависимости от предпочтений самого имама. Однако несколько моментов в проповеди должны быть обязательно: хвала Всевышнему, салават (прославление Заключительного Его посланника, с.г.в.), чтение некоторых аятов Священного Корана, наставление на богобоязненность, дуа (молитва). В нижеприведённом примере все эти элементы присутствуют.

Текст хутбы (пример)

Первая хутба

«Аль-хэмду лилЛэхи-л-лэзии хадаанээ лил-иимэни уэль-ислээм, уэ джэ’элэнээ мин уммэти Мухаммадин ‘аляйхи-с-саляяту уэль-ислээм. Уэ фэддалэ-л-джуму’атэ ‘аля саааири-ль-аййями кэмээ джэээ’а филь-ахбаари анналь-джуму’ата саййидуль-аййами. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху уахдаху лээ шэриикэ лэху, шэхэдэтэн муусылэтан иля дээри-с-саляям уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху сэййидуль-анаам, салля-л-Лахy Та’ааля ‘аляйхи уэ ‘аля аалихи уэ асхаабихи-ль-барарати-ль-кэриим. Хусуусан минхум ‘аля Аби Бакр ас-Сиддыйк уэ ‘Умар аль-Фаруук, уэ ‘Усман Зин-н-Нурайн уэ ‘Али аль-Муртада-ль-аиммати. Ридвану-л-Лахи Та’аалэ ‘аляйхим аджма’иин.

Амма ба’д:

Йа аййуха-н-насу, усыыкум битэкъуэ-л-Лахи уэ нэфсии аууэлэн битэкъуэ-л-Лэхи. А’узу бил-Лэхи мина-ш-шайтани-р-раджим. Иннэ-л-Лэха мэ’э-л-лээзиинэ-т-такау-уа-л-лэзиинэ хум-мухсинун.

Фэ иннэ хайраль-хэдиси китабул-Лахи уэ хайрал-хадйи хадйу Мухаммадин, салляЛлаху алэйхи уэ саллям, уэ шарраль-умури мухдэсэтуха уэ кулля мухдэсэтин бид’этун уэ куллэ бид’этин далэлэтун уэ кулля далэлэтин фи-н-нээр.

Бээрака-л-Лаху лэнээ уэ лэкум филь-Кур’ани-ль-Кэрими уэ нэфэ’анээ уэ иййякум биль-айаати уэ зикри-ль-хакиим. Иннэху хууэ-ль-Гафуур-р-рэхииму-ль-джавааду-ль-кэрииму-ль-‘Алиййу-ль-‘Азыйму-с-Сами’уд-ду’ааи».

Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Который ведёт нас по прямому пути к вере и исламу и сделал нас одной уммой (общиной) Мухаммада, мир ему и благословение. Он превознёс пятницу над остальными днями подобно тому, как сделал пятницу господином дней. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему никаких сотоварищей. Свидетельствую также, что Мухаммад - Его раб и посланник, да благословит его и его семью и близких Всевышний. В особенности, Абу Бакра ас-Сиддыйка, Умара аль-Фарука, Усмана Зин-Нурайни и Али Муртада. Пусть им всем будет довольство Аллаха.

И далее: О люди, доношу до вас с боязнью Аллаха. Прибегаю ко Всевышнему от наущений со стороны побиваемого камнями Дьявола. Воистину, Аллах c теми, кто является богобоязненным и совершает благие поступки.

И воистину, наилучшими речами являются Книга Всевышнего Аллаха, а наиболее цельный и правильный путь - это дорога Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Наихудшим из дел является нововведение, потому как любое нововведение представляет собой разновидность ереси. А каждая ересь есть ничто иное как заблуждение. Все заблуждения ведут в огонь Ада.

Благодеяние от Всевышнего Аллаха нам и вам в Священном Коране. Польза нам и вам от аятов и поминания Правителя. Воистину Он Прощающий и Милосердный, Великий и Щедрый, Услышавший нашу мольбу».

Вторая хутба

«Иннэ-ль-хэмду лилЛэхи, нахмадуху уэ настэ’иинуху уэ настэгфируху уэ на’ууду билЛэхи мин шуруури анфусинээ уэ мин сэййинаати а’маалинээ йахдихи-л-Лэху фэлээ мудыллэ лэху. Уэ мэййудлил фэлээ хээдийа лэху. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху вахдаху лээ шэриикэ лэху уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху.

Йаа аййуха-л-лазиинэ эмэну-т-такъу-л-Лахa хаккъа тукъаатихи, уэ лээ тамутуннэ иллэ уэ антум-муслимуун (3:102). Йаа аййуха-н-наасу-т-такъуу Раббэкумул-лэзии халакакум-мин-нэфси уээхидэти уэ халяка минхэ завджаха уэ басса минхумэ риджэлэн-кэсира уэ-н-нисаа. Уэт-такул-Ллахаль-лязи тэсааа-алюнэ бихи уэль-архам. Иннал-Лаха кэнэ ‘алэйкум ракыйбаа. (4:1) Йаа аййухэль-лэзиина ааману-т-такъул-Лаха уэ куулуу каулэн-садиидаа, йуслихлэкум а’маалэкум уэ йагъфирлэкум зунуубакум, уэ май-йуты’и-л-Лэха уэ расуулэху факадэ фааза фаузан ‘азыыма (33:70-71)».

Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Которого мы нескончаемо восхваляем и к Которому прибегаем, взывая о помощи, и просим прощения. Мы просим у Аллаха покровительства от злой стороны наших душ и неблагопристойных дел. Тот, кому посчастливилось быть ведомым Аллахом по верному пути, не будет сведён в заблуждение кем бы то ни было. Тот же, кто уйдёт с дороги праведников, увы, не будет введён на путь истины. Произношу слова свидетельства о том, что нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, Единственного, Которому нет никакого сотоварища. А также свидетельствую, что Мухаммад является Его рабом и посланником.

«Те, кто уверовал [во Всевышнего и Его посланника Мухаммада], страшитесь Аллаха подлинной богобоязненностью и не уходите в мир иной, не став мусульманами!» (Отрывок из суры «Семейство Имрана», 3:102)

«Люди, проявляйте богобоязненность по отношению к вашему Господу, Который создал вас из одной души, а позже распространил от неё большое количество мужчин и женщин. Страшитесь Аллаха, о котором вы расспрашиваете друг у друга. Воистину, Всевышний наблюдает за вами» («Женщины», 4:1).

«О те люди, кто уверовал, бойтесь Творца и произносите благочестивые слова [и выражения]. Он улучшит положение ваших дел и дарует прощение за ваши грешные поступки. Тот, кто выражает покорность Всевышнему Аллаху и Его посланнику, пришёл к величайшему успеху» («Сонмы», 33:70-71).

Пример того, как читается хутба в мечети.

mob_info