Святыни белгородчины. Храмы и монастыри белгородской области Белгородские храмы и церкви
Занятие по теме
«Православное зодчество Белгородчины.
Храмы Белгородской области – история и современность»
Цели:
- помочь учащимся познакомиться с духовным наследием
- воспитывать чувство патриотизма и духовно-
нравственную культуру школьников;
Оборудование: Компьютерный диск «Добро пожаловать на
Белгородчину.
Ход занятия
Примерный план.
Храмы Белгородчины – история и современность.
Спасо – Преображенский кафедральный собор – главный храм Белгородско – Старооскольской епархии
Смоленский собор – один из старейших храмов Белгорода
Николо – Иоасафовский собор
Успенско- Николаевский монастырь.
Свято – Троицкий мужской монастырь в с. Холки.
Храм Георгия Победоносца.
Спасо – Преображенский собор (г. Губкин)
- В начале XX века в городе Белгороде, в то время уездном городе Курской губернии, было около полутора десятков православных храмов. Многие из них в первой половине XX были разрушены (как, например, Тихвинская (георгиевская) церковь на Соборной площади, построенная в 1761 году, Успенская (Михайловская) церковь на углу гражданского проспекта и улицы Белгородского полка, построенная в 1817 году и другие).
- Спасо – Преображенский собор
второй по величине после Храма спасителя. Собор расположен в новом жилом районе в 1,5 км. От центра Губкина. Заложен 18 октября 1992 года освящен святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием 29 сентября 1996 года.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка
Чернянского района Белгородской области»
Занятие по теме
«Чернянский район в период оккупации»
(с. Ольшанка)
Тема задания: Чернянский район в период оккупации. (с. Ольшанка)
Цель: - познакомить учащихся с историей родного края, его боевыми и трудовыми заслугами; - воспитывать чувство гордости за славные дела наших предков.(Опережающее задание. За две недели до изучения данной темы, ребятам было дано творческое задание, написать мини – сочинение на тему: « Моя семья в годы Великой Отечественной»)
Ход занятия
Весной и летом 1942 года в прифронтовых районах нашего края люди жили в большой тревоге за свою судьбу и судьбу страны. Тревога еще сильнее проникла в сознание людей, когда 12 мая 1942 года началась Харьковская операция красной Армии. Операция захлебнулась, войска потерпели поражение, было убито и взято в плен 134 тыс. советских офицеров и солдат, но тогда сообщалось, что пропало без вести 74 тысячи. Это позволило немцам прорвать оборону наших войск, немецкие корпуса развернули наступления. 28 июня 1942 год восточнее курса 4.я танковая армия немцев, прорвав оборону 40-й армии, устремились к Косторному, а 30 июня немецкая 6-я армия прорвала оборону южнее Белгорода с задачей окружения наших войск в старом Осколе. В результате быстрого продвижения танковых войск немцы окружили 10 дивизий 21–й и 40-й армии. Левое крыло 6-й армии немецкой армии двигалось на Чернянку и новый Оскол. 1 июля немцы заняли Корочу, а 2 июля в середине дня вторглись в наш район, захватив с. Водяное, п. красная Звездаи п. красная Поляна. Левый фланг 6-й армии продвигался на с. Кочегуры, Савенково, Петропавловку, Захарово и Чернянку. В селе Петропавловка появились первые танки с пехотой на борту в 2 часа дня. В этот день к вечеру немцы заняли красный остров и вышли к реке Оскол. Две недели днем и ночью непрерывным потоком шли немецкие войска: танки, машины с пехотой, артиллерия, обозы. Могущество немецкой армии повлияло на сознание некоторых людей, и они поверили, что советской власти пришел конец. Красная Армия разбита, и они стали на путь сотрудничества с оккупационной властью. Категория этих людей появилась в селах сразу с приходом немцев. Одни полпали в окружение, другие дезертировали из воинских частей, которые проходили близко к родному дому при отступлении. В селе Ольшанка немцы создали комендатуру, чуть позднее, когда прибыл отряд венгерских войск, была создана венгерская комендатура, которая не имела отношения к оккупационной административной власти. Первоочередная задача немецкого командования состояла в создании административной власти. Было решено организовать волостную управу на базе четырех сельских Советов в центре Ольшанка, куда вошли все села по течению реки Ольшанка, от села Захарово, до хутора Сухая Ольшанка. Во главе волости немецкий комендант поставил Простакова Василия Никитича, бывшего секретаря Ольшанского сельсовета. При волостной управе был создан полицейский участок, во главе которого стоял Сухомлинов Павел Трофимович, бывший лейтенант Красной Армии. Волость и полицейский участок расположились на почте, комендатура в конторе МТС, больницу превратили в казарму для венгерских солдат, школу, где сейчас садик, в казарму для трудового батальона из венгерских евреев. В сапожной артели расположилась мастерская по ремонту танков. Для полного контроля, за населением волость делилась на директории. Во главе бывшего колхоза стоял директор. Село еще делилось на десятидворики во главе с десятником. Вся эта система приходила в движение, когда надо было выполнить требование немецкого коменданта. Каждый день выставляли необходимое количество рабочих для уборки и ремонта помещений, где жили оккупанты, в зимний период гнали население на очистку дорог от снега. Дорога из Чернянки на Старый Оскол проходила через Ольшанку, по которой днем и ночью шли машины. Оккупационная административная система работала четко и без сбоев. Основным её звеном являлся полицейский участок. Полицаи следили за соблюдением комендантского часа, вечером они разгоняли молодежь, стреляли из винтовок, били прикладами, следили за сохранностью зерна в амбарах, отбирали скот, назначенный для сдачи оккупантам. Силой отправляли молодежь в Германию. Люди сотрудничавшие с немцами, верили в победу Германии над Советским Союзом и в свою ненаказуемость за антинародную и предательскую деятельность против своего народа. Они продолжали верно служить оккупантам до последних дней. И все почуяли возмездие, когда на востоке прогремели пушки Красной Армии. Многие бежали вместе с немцами. Пришел час освобождения и нашего района. Утром 29 января 1943 года была освобождена Чернянка, а к вечеру войска без боя вошли в Ольшанку. Радостно встречало население своих родных воинов, которые стремились на запад, освобождая село за селом(Выступление кружковцев) Домашнее задание: составить викторину из 15 вопросов « Мой край в годы Великой Отечественной войны»
(музыкально - литературная композиция для детей старшей и подготовительной групп)
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Познакомить детей со святыми местами Белгородчины.
Воспитательные задачи :
Воспитывать патриотизм, любовь к России, уважение к ее истории и культуре.
Воспитывать потребность совершать добрые поступки.
Развивающие задачи :
Развивать представление детей о культурно-историческом и духовном единстве Белгородчины.
Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте дорогие гости. Мы рады вас приветствовать в нашем светлом и уютном зале. Наше сегодняшнее мероприятие хотелось бы посвятить ЛЮБВИ- любви чистой, беззаветной.
Велик и необъятен мир Божий! Весь мир Бог создал для жизни и пользы людей –для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог! И если мы будем любить Бога и жить по законам Его, то многое непонятное в мире нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости на нашей родной земле.
Ребенок читает стихотворение:
Ясным светом заливает
Солнце синеву.
Я с тобой земля родная,
Радуюсь, живу.
Ты светла и ты красива,
Русская земля.
Я люблю тебя Россия,
Родина моя!
Дети исполняют песню «Моя Россия».
Инструктор по физической культуре читает стихотворение А. Дементьева «Россия»:
… Нас с детства ветры по земле носили.
Я слушал лес и обнимал траву.
Еще не зная, что зовут Россией
Тот синий мир, в котором я живу.
Россия начиналась у порога,
И в сердце продолжается моем.
Она была и полем, и дорогой,
И радугой, склоненной над селом,
И гулкой речкой, что вдали бежала,
И о которой думал я тогда,
Что тушит в небе зарево пожара
Её неудержимая вода.
Рассветом в сердце пролилась Россия,
Не от того ли и моя любовь
Так неразлучна с ливнями косыми,
С разливом трав и запахом хлебов.
И мне казалось - нету ей предела,
А по весне я видел наяву-
Под парусами наших яблонь белых
Россия уплывала в синеву.
Прошли года: объехал я пол - света.
Бывал в краях и близких и чужих,
Где о России знают по ракетам,
Да по могилам сверстников моих.
И я поверил - нету ей предела!
И чья бы ни встречала нас страна,-
Россия всюду, что ты с ней ни делай,-
В сердцах людей раскинулась она.
Ведущая: Родина – как много смысла в этом слове. Бескрайние поля, разливы рек, чета белеющих берёз, и дом в котором вырос я. Все это Родина моя – творенье Бога. Проявляя любовь к Всевышнему создателю, человек воздвиг Божий храм.
Уважаемые гости предлагаю совершить путешествие по храмам и соборам прекрасного города Белгорода.
Слайд №1
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.
Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева. В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви. К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
Ребенок читает стихотворение «Белгород»:
Белый город знают все:
И в деревнях и в Кремле!
Белгород его зовут
Нам повезло - живем мы тут.
Посмотрите с высоты
Во всем городе цветы,
Красные и голубые,
Ах, красивые какие!
Мы с мамой ходим в зоопарк,
Медведица Машута там.
Она свирепая и злая,
Хотя, забавная такая!
В центральном парке городок,
Он для детей построен.
И целый день там слышен смех
Так Белгород настроен.
Спасибо всем, кто здесь живет,
Кто строит Белый город!
За то, что город наш цветет,
За то, что вечно молод!
Слайд №2
СМОЛЕНСКИЙ СОБОР.
Храм построен в честь происшедшего в 1703 г. знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы. По преданию, часовой Мефодий Иванов в ночь с 1 на 2 октября увидел как от образа Смоленской Пресвятой Богородицы, который находился на городских воротах, блеснул яркий свет, от него зажглась восковая свеча. В 1703 году на месте этого события была построена часовня. В 1705 году была построена деревянная церковь, а 1727 году заложен каменный собор. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. После войны, в 1958 и 1974 г. предпринимались попытки взорвать собор. В 80-х здание реставрировалось под органный зал. В 1991 году храм вернули верующим.
Ребенок читает стихотворение «Белогорье»:
Еду лесом, еду полем,
Еду я по Белогорью.
Посмотрю на край родной:
Что за чудо предо мной!
Слева белая гора,
А с ближайшего бугра
Ручеек, как сорванец,
Мчится в Северский Донец.
Впереди - село в садах
Отражается в прудах,
И церквушка небольшая
Людям души освещает.
И подумалось о том-
Хорошо в краю родном.
Слайд № 3
ХРАМ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ.
Закладной камень был освящён в мае 1997 года. Земляные работы начались в 2005 году. Долгое время утверждался проект храма, поэтому основное строительство было начато в 2008 году. 15 мая 2009 года случился пожар и храм практически полностью сгорел. На момент пожара он находился в стадии строительства. 17 куполов, которые уже были установлены, привезли из Волгодонска. Почти за год храм был восстановлен после пожара и достроен. 2 мая 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Харьковской горе города Белгорода и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Слайд № 4
ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
В южном микрорайоне Белгорода стоит удивительный Храм Великомученика Георгия Победоносца. 25 мая 1997 года произвели закладку камня для его строительства. В 2001 году было закончено его строительство архитектором Л.И. Колесниковой. Он выполнен в традициях древне - русского строительного искусства, храм деревянный. Его конструкция вытянута с запада на восток, состоит из золочёных глав, «четверика», колокольни шатрового типа. По благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на улице Королёва началось строительство Духовно-просветительского центра в храмовом комплексе во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Около Храма находятся часовни Живоначальной Троицы и в честь Преподобного Серафима Саровского. Часовня Живоначальной Троицы была освящена в 1999 году, когда Храм начинал строиться. Верующие люди из ближайших микрорайоном Харьковской Горы приходили к ней на богослужение. Часовню Преподобного Серафима Саровского четвёртого августа 2003 года освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Танец « Белгород - любимый город мой».
Слайд № 5
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ.
Был построен на средства графини А.В. Ластовской и братьев-купцов Николая и Егора Мухановых в 1863 году. Главной святыней храма является чудотворный Крест, присланный помещику Юрию Выродову его братом, послушником Афонского монастыря. (Датируется первой половиной XVIII века). Но помещик не питал к святыне благоговения и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото. Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVII I века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Засвидетельствовано немало случаев исцелений от различных недугов пред кошарской святыней. В советские годы храм закрывался на очень непродолжительное время. Он не был подвержен разорению. В нем сохранилось несколько старинных икон. Например, икона Божией Матери «Скоропослушница», образ Архистратига Михаила. В 1997 году при храме открыты воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. Храм является памятником архитектуры эпохи эклектики. В декоре храма преобладают архитектурные элементы из русского зодчества.
Танец с платочками.
Ведущая: Уважаемые гости, в заключение нашего мероприятия мы хотели пожелать вам любви чистой и искренней. Любите и будьте любимы!
Ребенок читает стихотворение «О добре»:
В отчаянье мы часто замечаем,
Что нет сил порвать беды кольцо,
И в каждом человеке мы встречаем
Лицо врага - недоброе лицо.
Не помним часто заповеди Божьи:
Что ближнего должны мы возлюбить,
Считаем все враньём, коварством, ложью,
А мыслей злых назад не воротить!
Нельзя жить по законам волчьей стаи.
Как распинали, помните, Христа!
Давайте милосердней, люди станем.
Ведь жизнь и так уж очень непроста.
Давайте пожалеем мы скорбящих,
Поплачем вместе над чужой бедой.
И примем в жизни ближнего участье,
И напоим сердца живой водой!
Головачева И. Н., музыкальный руководитель
НДОУ «Православный детский сад
«Рождественский» г. Белгород
Сколько старинных храмов сохранил город Белгород? Преображенский собор, Иоасафовский, Смоленский, Успенско-Николаевский - обо всех этих пойдет речь в нашей статье.
Белый город на Северском Донце
Очевидно, что данный топоним происходит от словосочетания "белый город". Однако почему селение на стали называть именно так - точно неизвестно. По одной трактовке, крепость, которая существовала здесь в 17-м веке, была выстроена из местного белого камня. По другой - название происходит от цвета мелового холма, на котором расположен город.
Белгород был основан в 1596 году на месте древнего городища Роменской культуры. Вскоре здесь начали строить и первые храмы. Соборы Белгорода - красивые и старинные, о них и пойдет речь далее.
Старейшие храмы города
Белогорье по праву считается важным центром православия в России. Не менее двух десятков храмов насчитывает нынче город Белгород. Преображенский - крупнейший из них. А вот Успенско-Николаевский - самый старый. Он был сооружен еще в начале 18-го века.
Перечислим все старинные храмы, которыми богат Белгород:
- Преображенский собор.
- Успенско-Николаевский.
- Смоленский.
- Иоасафовский.
- Свято-Михайловский.
- Крестовоздвиженский храм.
- Польский костел начала XIX века.
Белгород: Преображенский собор
Преображенский был сооружен в 1813 году. Именно он считается главным храмом епархий Белгорода и Строительство этого собора в 1807-1813 годах на месте старой деревянной церкви — заслуга прихожан, пожертвовавших деньги, а также архитектора Васильева, разработавшего проект здания.
Спустя 116 лет после начала строительства предстоит стать кафедральным собором. Однако в 1930-м храм закрыли. Только по прошествии 12 лет, во времена оккупации города, здание вновь разрешили использовать для проведения богослужений.
С 1973 года в здании собора размещался музей края. Процесс возвращения храма в собственность Русской православной церкви начался лишь в 1990 году. Годом позднее Преображенский собор стал местом хранения мощей святителя Иоасафа. Реликвию лично перенес внутрь храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Каковы архитектурные особенности главного храма в городе Белгород? Преображенский собор выстроен в стиле провинциального Однако внутреннее обустройство храма, выполненное в стиле ново-русского благолепия 10-11 веков, совершенно не сочетается с внешним оформлением здания.
Белгород: Смоленский собор
Этот храм был возведен в начале XVIII века, после того как икона Смоленской Пресвятой Богородицы явила миру знамение. Предание гласит, что ночью 2 октября часовому Мефодию явилась Смоленская Богородица, находившаяся на воротах города. Мужчина увидел вспышку яркого света, которая зажгла восковую свечу. Случившееся чудо Богородицы решили почтить постройкой часовни. А спустя два года, в 1705-м, на этом же месте возвели церковь из дерева. Еще позже на смену деревянному храму заложили каменный.
Освящение первого этажа пришлось на 1747 год, а спустя 16 лет удалось освятить и второй этаж здания. Во времена Второй мировой войны Смоленский собор был наполовину разрушен. Только в 80-х годах прошлого века его восстановили. Тогда он служил органным залом, а прихожанам помещение было возвращено лишь в 1991-м.
Какова же архитектура этого старинного храма, расположенного в городе Белгород? Смоленский собор отличается массивным и вертикально вытянутым основным объёмом двух этажей. Здание выполнено в удлиненной форме и расположено по направлению с юга на север. Стоит отметить, что с западной стороны собора находится трапезная небольших размеров и колокольня, состоящая из 4 ярусов. Описанная объемная композиция собора — отличительная черта архитектурных сооружений на территории Слободской Украины, построенных в конце XVII - начале XVIII века.
Николо-Иоасафовский собор
Свято-Никольская кладбищенская часовня была возведена на территории Нового городского кладбища в 1799 году благодаря пожертвованиям прихожан. Помещение для трапез было добавлено к основному зданию в 1837 году, а спустя 30 лет на средства прихожан расширили алтарь и пределы главного собора.
В 1990 году собор переименовали на Николо-Иоасафовский.
Материал постройки — кирпич, архитектурный стиль собора — ранний классицизм. Основное здание храма дополнено длинной одноэтажной трапезной, увенчанной двухскатной крышей. Декором фасада трапезной служит 4-колонный портик. На расстоянии 10 метров от храма находится колокольня, представляющая собой памятник архитектуры в стиле позднего барокко и классицизма.
Успенско-Николаевский собор
Здание этого собора считается самым старым в Белгороде. Храм отличает наличие трех престолов: во имя Успения Божьей Матери, святителя Николая и Иоанна Предтечи. Год возведения последнего — 1851-й.
Собор был построен в 1703 году. Интересно, что пожертвование в размере 100 рублей на строительство храма внес сам Петр I. Вследствие сильного пожара, случившегося в 1789 году, в храме был уничтожен иконостас, да и само здание очень пострадало.
Реставрация иконостаса состоялась лишь в начале прошлого века, а немного позднее представители советской власти запретили использовать помещение для богослужений. Новым предназначением здания в советские времена стало помещение заключенных.
Во времена Второй мировой войны территории у стен храма служили местом расстрела горожан фашистами. Также стоит отметить, что подвалы собора были одним из самых надежных укрытий от бомбежек. Так что храм спас жизнь многим белгородцам.
В начале 90-х Успенско-Николаевский собор был объявлен историческим и архитектурным памятником, а немного позднее здесь начали строить Марфо-Мариинский женский монастырь. Собор, переданный святой обители, сейчас расположен в черте монастыря.
В заключение...
Расположенный близ границы с Украиной "белый город" можно смело назвать одним из важнейших центров православия в России. Здесь сооружено множество красивых храмов: Преображенский кафедральный, Смоленский, Успенско-Николаевский, Иоасафовский собор. Белгород бережно хранит все эти бесценные памятники архитектуры и чтит православные традиции региона.
(Святого Белогорья) на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России, а старинный русский - духовным форпостом . Белгородско-Обоянская епархия с центром в городе Белгороде была образована на Большом Московском соборе в 1667 году по повелению царя Алексея Михайловича - отца Петра Великого. Новая епархия охватывала территорию нынешних Белгородской, Курской, большую часть Харьковской, а также часть Сумской областей. В обширной Белгородско-Обоянской епархии находилось более тысячи храмов и 50 монастырей . Более двух с половиной веков Белгород был епархиальным городом одной из самых обширных епархий России.
Сегодня в Белгороде многое напоминает о великой истории городских храмов. В хранятся нетленные мощи , его имя носит Николо-Иоасафовский собор. Старинный Свято-Троицкий монастырь и одноименный кафедральный собор располагались в самом центре Белгорода на месте построенного в 1650 году Белгородского кремля. Главным храмом Белгородской епархии был Свято-Троицкий кафедральный собор. Именно в нем хранились две главные святыни Белгородско-Курского края: нетленные мощи святителя Иоасафа и . Ныне они находятся в Преображенском кафедральном соборе.
Приложиться к нетленным мощам и получить исцеление приходили в пещерку местные жители и паломники со всей России. Вторая главная святыня земли Белгородской, находившаяся в Свято-Троицком соборе, чудотворная икона Николая Ратного. Этой иконе уже более 500 лет и с ней связано множество различных чудес. В квартале от бывшего Свято-Троицкого монастыря по улице Пушкина находится , а в нем - уникальный - .
Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что подобных храмов в нашем регионе нет: не только в Белгородской области, но и на всем юге России. Такие храмы возводились на севере - в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской губерниях. На территории Белгородской области больше не сохранилось ни одного здания, строительство которого началось в XVII веке, а это значит, что Успенско-Николаевский собор - самое старое здание на Белгородчине.Многие храмы Святого Белогорья имеют удивительную историю.
На начало 1918 года в России было 1253 монастыря, включая сюда архиерейские дома (82), подворья (52), мелкие скиты (75), а число монахов, монахинь и послушниц достигало в них 100 000. В 20-е годы все монастыри были ликвидированы. В 1939-1940 годах в результате вхождения в СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских стран на территории Союза оказалось более 100 монастырей. При Сталине число монастырей резко сократилось. В 1958 году было 69 монастырских обителей, а в 1964 году осталось только 18 мужских и 12 женских.
В канун Тысячелетия Крещения Руси Русской Православной Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь в Москве, а также развалины Оптиной Пустыни. В конце 1987 - начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики, суть которой заключалась в том, что атеисты и верующие должны совместно строить социализм. Тысячелетие Крещения Руси обозначило подлинное изменение советской религиозной политики и явилось началом массового восстановления церквей.
История неразрывно связана с общей историей Русской Православной церкви. В 1873 году в Курской Епархии, куда входила и большая часть территории современной Белгородской области, было только сельских церквей: основных 589, приписных 302, настоятелей 589, их помощников 348, псаломщиков 970. В 1908 году богослужения шли:
в - в 12 храмах;