Запиши два глагола в форме повелительного наклонения. Повелительное наклонение. Другие трудные случаи

«Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» - в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.

глагола в русском языке

В русском языке такие слова употребляется в Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:

  • Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба ).
  • Не тяните с этим слишком долго (совет ).
  • Пусть это будет в последний раз (требование ).
  • Молчать. Слушать (приказ ).

Формы единственного числа

Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.

Формы множественного числа

Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе. Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице. Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.

Образование глаголов. повелительного наклонения

Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):

  • ходит - ход-;
  • пишет - пиш-;
  • читает - чита-;
  • установит - установ-;
  • оставит - остав-.

К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:

  • ход + и;
  • пиш + и;
  • чита + й;
  • установ + и;
  • оставь + нулевой суффикс.

Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.

Повелительное наклонение предложений с глаголами в единственном числе

  • От этого тяжкого бремени меня избавь.
  • Никогда не играй на проезжей части, это опасно для жизни.
  • Уже давно пора спать, собери игрушки и ложись в постель.
  • Дашенька, достань с полки альбом с фотографиями.
  • Анатолий, сбрось мне на почту свой годовой отчёт по проделанной работе.
  • Добавь к своей работе побольше примеров.

Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе

  • Отворите двери, выходите в поле!
  • Не забывайте выключать свет, выходя из комнаты.
  • Оставьте меня, уйдите.

Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:

  • исправьте, исправься;
  • останьтесь, останься;
  • сбросьте, сбросься;
  • не спорьте;
  • не трожьте,
  • извольте.

В деловой сфере

Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.

Что необходимо предпринять при пожаре?

При обнаружении признаков возгорания:

  • незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
  • эвакуируйте людей;
  • примите посильные меры по тушению возгорания.

Руководители предприятия:

  • продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
  • организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
  • проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
  • отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
  • прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
  • удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
  • осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
  • обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организуйте защиту материальных ценностей;
  • встретьте подразделение пожарной охраны;
  • обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
  • проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
  • организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.

В учебной деятельности

В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.

Пример - применение правила правописания безударных гласных:

  1. Измени слово или подбери однокоренное слово.
  2. Выдели корень.
  3. Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
  4. Проверь по этому корню все оставшиеся слова.

В бытовой деятельности

В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.

Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:

  • Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
  • Салат из огурцов в кисло-сладком соусе . Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.

1. Простое побуждение. Расскажи подробнее: время у нас есть.

2. Шутливо-ироническое побуждение. Кричи шибче, чтоб соседи услыхали.

3. Приказание. Оставьте это, не смейте…

5. Угрозу. Ты у меня пикни.

6. Команду. Постройся!

7. Позволение, разрешение. Поезжай, уж если тебя так тянет. Ладно уж, беги.

8. Пожелание. Будь здоров! Расти большой! Крепни и славься!

9. Призыв. Пионеры! Горячо любите Советскую Родину!

10. Совет. Старайтесь зимой спать не меньше восьми часов.

11. Предостережение, напутствие, напоминание. Берегите себя! Осторожно, не упади! Не разбей чашку!

12. Просьбу и мольбу. Не стреляйте в белых лебедей.

Особенности образования форм повелительного наклонения.

1. Глаголы с –ва давать даjут давай сохраняется –ва

2. Глаголы с корнем на и (бить, пить, - бей, пей). Основы не совпадают ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени.

3. Есть – ешь, дать – дай, ехать – поезжай

Вариантные формы высунь, высуни, лезь, полезай, высыпь, высыпи, уведомь, уведоми.

Употребление видов.

Совершенный вид Несовершенный вид

совет, просьба побуждение, приглашение


приказание (дайте)

частицы –ка, смотри

Употребление других форм глагола в значении повелительного наклонения.

1. Инфинитив. Встать!

2. 2 лицо простого и сложного будущего времени. Пойдешь, найдешь, передашь.

3. Прошедшее время. Поплыли!

Употребление форм повелительного наклонения в других значениях.

1. Сослагательное наклонение. Да будь я…(если бы я был) в условном или уступительном контексте.

2. Изъявительное наклонение. И блесни (блеснула) мне мысль.

3. Вынужденное действие субъекта, который обязан выполнить. Субъект недоволен. А мне расупутывай.

В форме императива кроме прямого значения могут использоваться в переносном значении.

1. Для выражения реального действия, которое невозможно или трудно осуществить (чаще разговорный, интенсивный контекст). Попробуй его поймай. Жди от него помощи.

2. Формы императива используются для обозначения действия, которое осуществлялось в прошлом. (тоже реальный объект = глаголу совершенного вида прошедшего времени). Частица возьми. А он возьми да и прыгни со второго этажа.

Обязательно обозначение трагического названия – называется драматическим императивом

3. Могут выражать предположительное действие. Форма повелительного наклонения употребляется в значении сослагательного наклонения (экспрессивный контекст). Знай я такое раньше – ни за что бы не согласился. Попросил бы меня по-хорошему.

4. Значение возможного действия. Она такая красавица, хоть картину с нее пиши.

Не все глаголы имеют форму повелительного наклонения. Ограничивает семантика глагола.

a. модальные – мочь, хотеть;

b. реляционные глаголы (глаголы отношения) значить, весить, состоять, принадлежать;

c. безличные глаголы – светать, не спится, хочется, рассвело;

d. глаголы, которые обозначают действие не лица, а только предмета – таять, кипеть, колоситься, зеленеть.

В контексте императивное значение может приобрести инфинитив. Но нельзя считать его формой императива, потому что императив выражается только интонацией.

Сослагательное наклонение

Глагольное семантическое значение предположительности действия:

· желательность

· возможность

· условность

Покататься бы на лыжах инфинитив + частица бы

покатался бы на лыжах -л + частица бы (выражается формой сослагательного

наклонения, 1 не сослагательное наклонение) в Не сделал бы я

без вашей помощи

2 Знал бы я об этом – лучше бы промолчал


усл. возм. и жел.

Форма сослагательного наклонения – условное по первому из значений, поэтому форма этого наклонения всегда аналитична.

Форма сослагательного наклонения – в наследство от древнерусского языка из формы на –л омонимична форме прошедшего времени + частица бы (из формы аориста)

Парадигма из 4 форм глагола:

М.р. знал бы

Ж.р. знала бы

Ср.р. знало бы

Мн. ч знали бы

Реализуется в форме рода и числа (история)

Не выражает значение времени. Частица бы не имеет закрепленного положения и даже сливаться с союзом.

Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

Нам сказали, чтобы мы собирались в зале.

Формы сослагательного наклонения кроме прямого значения могут употребляться в переносном значении для выражения просьбы, т.е. значения повелительного наклонения (или совета). Помогли бы вы мне книги разобрать. (форма сослагательного наклонения – значение повелительное). Сходили бы вы к декану.

Частица бы может употребляться с инфинитивом или повелительным наклонением. Приди бы он раньше, знать бы мне раньше.

Такое употребление частицы бы выходит за рамки сослагательного наклонения

Изъявительное наклонение

Семантический признак – выражение реального действия.

В грамматике очень важное место занимает временное понятие, которое показывает отношение глагольного действия к моменту речи.

1. Лексические средства выражения временного значения сейчас, давно.

2. Синтаксические средства. Вот наш дом (нулевая связка есть).

На основе различных временных отношений сформировалась категория времени. Существует три отношения:

1. Действие совпадает с моментом речи;

2. Действие может предшествовать моменту речи;

3. Может следовать за моментом речи.

Каждое из времен имеет свою систему грамматических форм. Каждое время имеет свою внутреннюю парадигму. Прошедшее время противопоставлено непрошедшее время.

1). У прошедшего времени яркий формальный показатель –л, у будущего и простого настоящего формальных показателей нет.

2). Прошедшее время обладает наибольшей семантической определенностью. Временное значение прошедшего времени ярко выражено (идея предшествования). Формы прошедшего времени употребляются в прямом значении. Настоящее и будущее время употребляется в прямом, чаще в переносном (семантическое противопоставление).

3). Прошедшее время имеет все глаголы русского языка. А настоящее и будущее время ограничено видом.

Прошедшее время

Грамматическое значение связано с идеей предшествования. Форма прошедшего времени сложилась исторически от перфекта. В современном языке прошедшее время образуется от основы инфинитива возить – возил регулярное образование. ^

В некоторых глагольных формах используется ǿ прошедшего времени. Это непродуктивный способ:

1). глаголы на с, з. расти – рос (консонантная основа),

2). глаголы на чь печь – пек,

3). сти, зти нести – нес,

4). ну исчезнуть – исчез.

Прошедшее время в парадигме, состоит из 4 форм (род и число)

М.р. пошел

Ж.р. пошла

Ср.р пошло

Мн.ч. пошли

Глаголы несовершенного вида. Прямые.

1). регулярно совершающееся действие (аористическое, повторяющееся). Старик ловил своим неводом рыбу.

2). конкретное единичное действие (конкретно-процессным), очень ярко выражена идея процессуальности. Я долго рассказывал о ней. Это имперфектное значение.

3). факт прошлого. На берегу моря высились небоскребы гостиницы. Аористическое значение.

Глаголы совершенного вида.

1. завершенное действие как факт прошлого, результат его неважен для настоящего, конкретное фактическое аористическое. Нас пригласили к столу. Рассказчик умолк. Дед прошел всю войну.

2. завершенное действие, но результат сохраняется в настоящем, важен для настоящего, оставил зримый след в настоящем (довольно много). Снег запорошил землю. Дерево зазеленело. Как вы посвежели. Перфектное значение.

Строгих границ провести нельзя.

Переносное значение.

1. В значении настоящего или будущего времени (экспрессивный контекст). Так тебе и поверили (значение будущего времени). Боялся я его, как же (значение настоящего времени).

2. Пошли (форма совместного действия). Взяли! Поехали!

Кроме нормативной формы используется экспрессивные формы.

1. Глагольное-междометные

Хлоп, мах, скок, стук, прыг, цап, щелк. Заинтересовался Шахматов. Называл их глагольно-междометными. Виноградов – к глаголу они обозначают внезапно глагольное действие, совершенное в прошлом.

Нет внутренней парадигмы – неизменяемая форма (нет лица, рода, числа)! Есть вид. Но глагольная сильная.

a. Вид и время

b. Управление существительным

c. Выполняет функцию сказуемого

2. Форма давно прошедшего времени. Это формы бесприставочных глаголов с суффиксами –ва, ива, -ыва, которые обозначают регулярное повторяющееся действие, в прошлом знавал, хаживал, говаривал, едал.

Только в прошедшем времени. Непродуктивный класс (очень активен в XVIII – XIX в.в.) остаток старины, как стилистическое средство.

Настоящее время

Это грамматическое значение, которое показывает, что деятельность совпадает с моментом речи. Только глаголы несовершенного вида.

Особенности: не имеет особого формального показателя, образуется от основы настоящего времени прибавлением личных окончаний. В парадигме 6 личных форм.

ед. ч мн. ч.

I служу служим

II служишь служите

III служит служат – косвенный показатель (у будущего времени)

Опора на вид

Значение настоящего времени. Прямое.

I. Настоящее актуальное (собственно настоящее) идея совпадения действия с моментом речи выражена ярко.

Вы хотите чаю?

Что ты делаешь? Я читаю.

Вы спите? Сплю.

Дождь идет.

В диалогах, с места события, репортаж, описание с натуры

II. Настоящее неактуальное. Действие не совпадает с моментом речи.

1. Чаще всего обозначает действие, которое очень часто повторяется, привычное, неограниченное во времени, нелокализованное. Дети обычно спят крепко. Он всегда все знает. Мед от простуды помогает.

Абстрактное настоящее (настоящее вообще) часто используется в обобщениях, афоризмах.

2. Может обозначать расширенное действие, оно шире момента речи, оно частично совпадает с моментом речи (давно). Я давно уж живу не сердцем, а головой. Несколько лет я собираю материалы статьи.

3. Постоянное действие, которое протекает без всякого перерыва или обозначают какие-то постоянные отношения (часто теоретические). Волга впадает в Каспийское море. Ребенок растет быстро.

4. В ремарках (в сценическом произведении) комментирующее. Сергей (Стоит. Задумчиво сидит, затем подходит.). Совпадает со сценическим временем.

5. Не деятельность, а способность что-то делать. Потенциальное действие. Варюша хорошо поет.

6. Используется при поэтическом описании, настоящее – преобразительное. Роняет лес багряный свой убор.

Переносное значение (очень часто).

1. В значении прошедшего времени (в художественной речи) для оживления прошлого времени. Настоящее историческое. Швед, русский, колет, рубит, режет. языкового контекста – частица бывало, вдруг. Вдруг слышу – кто-то в дверь стучит. Бывало выйдешь утром в сад.

2. В значении будущего времени. Для обозначении воображаемого или намеченного действия. Завтра я иду к врачу. Представьте, что вы приезжаете летом в Ленинград

Будущее время.

Действие следует за моментом времени. Имеют все глаголы, но различают по виду, синтетическую или простую.

Будущее простое – от основы настоящего времени путем прибавления личных окончаний. В парадигме 6 личных форм глагола.

Основные значения будущего простого времени.

1). Конкретное будущее (употребляется чаще всего). Значение единичного, неповторяющегося действия. Я вернусь, когда растает снег. Весной мы посадили сирень.

2). Абстрактное будущее. Повторяющееся действие (пословицы, поговорки). Что посеешь, то и пожнешь.

3). Переносное значение употребляется для обозначения события прошлого. Будущее историческое. Проведет, бывало, по струнам, и вздрогнет сердце.

4). Внезапное действие в прошлом. Стою, слышу, и вдруг как полыхнет!

Будущее сложное

1). Все грамматические значения – лицо, число, чисто аналитическим способом.

Конкретное значение после момента речи.

Абсолютное и относительное время

Абсолютное время определяется по соотношению с моментом речи. Выражается в простом предложении. Относительное – в сложном предложении.

Если время выд. от других ориент. при сопоставлении одного действия с другим – относительное время проявляется в придаточной части сложного предложения.

абсол. относит.

Он сказал, что жалеет о случившемся. Идея совпадения с действием основного глагола.

Он сказал, что долго жалел о случившемся. Идея предшествования.

Он сказал, что будет жалеть о случившемся. Идея последующего действия.

В сложном предложении два момента ориент 1)момент речи (абсолютное время), действия, временной план глагола главной части предложения. С ним связано употребление относительного.

Глагол тесно связан с производителем действия, это выражается формальными средствами, большинство в сочетании с субъектом в именительном падеже. Такие глаголы – личные (термин невыразительный, что могут присоединяться личные, сочетаться с личными. Я пишу, слушаю. Личным противопоставляются безличные глаголы, т.е которые не способны сочетаться с субъектом в именительном падеже. Но верится с трудом. Слышится, видится. Противопоставление личных и безличных глаголов. Личные глаголы имеют особую систему форм, которое выражает отношение глагольного действия к его носителю. Знаю, знаешь, знает – знала, знающий.

Личные глаголы могут использоваться в личной или родовой форме (противоречие в термине).

Личная форма глагола имеет в своем составе личное окончание, которое указывает на определенное лицо. Условно 3 лица:

Лицо говорящее у, ем, им

На собеседника ашь, ишь, ете, ите, и, ǿ

На лицо и предмет, не участвующее в разговоре ет, ит, ат, ят, ут, ют

1и2 – личное значение в прямом смысле, собственно личные, 3-предметное значение, форма сильно нагруженная. Каждая личная форма имеет систему значений. На значении обобщенном сформировалась категория чисто грамматическая, словоизменительная. Сформировалась исторически, почти без изменений, раньше была более широкая.

Спорные моменты

Имеет строгое формальное выражение, но вопрос о показателях лица спорный.

1. Широкое понимание категории лица В.В. Виноградов. Считал, что значение лица может быть выражено двояко: аналитически, т.е. с помощью личных местоимений и синтетически. При таком понимании категория лица распространяется на все глагольные формы, только в одних – аналитические, в других – синтетические.

Он считал, я считал – аналитические, я считаю, ты считаешь – синтетические.

Аналитизм выражают самостоятельные части речи.

Отражено у Шанского, Галкиной-Федорук.

2. Узкое понимание. Значение лица выражается только морфологические средства внутриглагольной формой. При узком понимании категории лица суживается сфера распространения. Выявляется только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и повелительном наклонении (грамматика-70, 80, школьный учебник). Категория лица имеет свою парадигму, которая состоит из 11 форм у совершенного вида и 17 форм у несовершенного вида.

Подарить буд. прост. повел. накл.

подарю/им подари/ите

подаришь/ите подарит (пусть)/ят

подарят/ят ФСД давайте

подарите

Основные значения личных форм

Форма 1 лица единственного числа.

1. Основное значение – указание на лицо говорящего.

2. Для обозначения субъекта вообще – обощенно-личное значение. Мыслю, следовательно существую. Чужую беду руками разведу. Не кланяюсь богачу – свой хлеб молочу.

Во множественном числе 1 лица.

1. Действие совершается группой лиц, в составе которго есть первое лицо.

2. В значении второго лица (! Переносном) для выражения участия. Почему не спим? Что читаем?

3. Обобщенно-личное значение (переносное). Поживем – увидим.

Форма 2 лица единственного числа!!! очень часто употребляется в: а) обобощенно-личном значении (афоризм), специализируется в узком значении. В карете прошлого далеко не уедешь. Врагов шапками не закидаешь. Пойдешь в науку, примешь муку.

б) в значении 1 лица. Весь день крутишься, как белка.

Форма 3 лица единственного числа:

1. Лицо, не участвующее в диалоге или предмет.

2. Безличное значение. На улице светлеет. Субъекта нет, но формальные показатели 3 лица. Пустая форма. Меня знобит.

3. Форма 3 лица множественного числа. !!! В неопределенно-личном значении. Без конца тебе звонят. Такие туфли сейчас не носят. О ребенке никто не заботится.

У личных глаголов 4 значения

1. определенно-личное

2. обобщенно-личное

3. неопределенно-личное

4. безличное значение

Личные формы глагола имеют разную функциональную направленность, наиболее сильная и частотная форма 3 лица, ее имеют все глаголы. !!! Формы 1 и 2 л. образуют не все глаголы. Часть глаголов имеет недостаточную парадигму.

1. Отсутствие 1 л. по фонетическим причинам висеть, убедить, победить (чередование)

2. Все безличные глаголы смеркается, живется, дышится

3. Глаголы, которые обозначают действие не лица, а предмета буксовать, звенеть, белеться, таять, колоситься, возникать.

В отличие от недостающих с избыточной парадигмой изобилующие: махать – машу – махаю (разг.), полоскать – полощу – полоскаю, полыхать.

1. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на –и. Пример:...Тревогой бранной напои! (А. А. Блок).

2. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь, выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

3.Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д.

4. Общелитературной формой повелительного наклонения глагола ехать является поезжай, положить - положи, класть – клади, лечь – ляг, пойти- пойди.

Стилистические варианты

Определенные трудности вызывает образование и употребление форм причастий и деепричастий.

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса.

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.



Образование причастий

действительные причастия прошедшего времени страдательные причастия прошедшего времени при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола
Образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву: писать – писавший, решать – решавший. Образуется с помощью суффиксов -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убранный, застеленный, допитый). Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву: нести – нёсший, а также вытереть – вытерший, ушибить – ушибший.

Образование деепричастий

Деепричастия не образуются

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений.

Варианты координации главных членов предложения

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.

Варианты форм числа сказуемого отмечаются при подлежащем, выраженном словом или сочетанием слов со значением количества.

1. Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.

Единственное число сказуемого Множественное число сказуемого
Сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения (На столе лежит несколько тетрадей.) Подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами (Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика.)
Подлежащее имеет значение приблизительности (На собрании присутствовало около 50 человек.) Речь идет об известном, определенном субъекте (Нас провожали те самые две девушки, с которыми мы познакомились вчера).
в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени (Прошло несколько минут.) При количественном слове есть определение во множественном числе (Первые шесть дней прошли незаметно.)
Компоненты количественно-именного сочетания разделены (Детей у матери было пятеро). Есть однородные члены в составе подлежащего или сказуемого (Некоторые ребята уже отдохнули и с новыми силами взялись за работу).
В составе подлежащего имеются слова со значением ограничения (В живых осталось всего несколько человек.) Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.
При подлежащем, выраженном сочетанием слова часть, много, немного, мало, немало, столько, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе: Часть аудито- рий отремонтирована; Столько людей погибло в тюрьмах! Есть определение во множественном числе, сказуемое употребляется во множественном числе: Кончились эти мучительные полторы недели неизвестности; Первые полчаса прошли быстро.
При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет. Наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе: Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя.
Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе, В платяном шкафу висело и валялось старье. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного или местоимения в именительном падеже с существительным или местоимением в творительном падеже, сказуемое всегда стоит во множественном числе. Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни.
При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы) с существительным, сказуемое предпочитается в форме единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода единственного числа: В субботнике участвует полгруппы Наличие при подлежащем определений все, эти: Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.
При подлежащем, выраженном неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах.
При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем времени ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с полки.

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем - неодушевленном существительном, обычно употребляется в единственном числе: В деревне осталось несколько домов; Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое - глагол во множественном числе.

Если подлежащее выражено словосочетанием «часть + одушевленное существительное в родительном падеже», сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа: Часть артистов выступила / выступили. На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют такие факторы, как активность или пассивность действия.


Основными формами повелительного наклонения являются формы
  1. го лица ед. и мн. ч.: Послушай, б е р е з а, о белая дева, Сосна, что гордишься своей прямотою, Осина, обиженная клеветою,- Послушайте все вы! (Л. Мартынов).
Форма 2-го лица ед. ч. образуется от основы настоящего (простого будущего) времени: 1) присоединением суффикса -и: писать - пиш(ут) - пиш-и, решать- реш(ат) - реш-и, жить -жив(ут) - жив-и; 2) безаффиксным способом: бросать - броса\(ут) - бросай, мазать - маж(ут) - мажь, ковать - ку"](ут) - куй. В формах без -и нередко происходит чередование твердых и мягких согласных» кин(ут) -кинь, слез(ут) -слезь, сяд(ут) -сядь.
Суффикс -и в одних случаях является ударяемым, в других - неударяемым. Ударяембе-ц имеют глаголы, у которых в форме 1-го лица ед. ч. ударение падает на окончание: молч(у) - мол- ч-й, хож(у) - ход-й, плыв(у) - плыв-и, а неударяемое - глаголы с ударением на основев форме 1-го лица ед. ч.: проддл- ж(у)-проддлж-и, привыкн(у)-привыкн-и, ёзж(у)-ёзд-и.
В ряде случаев в образовании формы повелительного наклонения наблюдаются особенности.
  1. Глаголы с суффиксом -ва- в неопределенной форме и без этого суффикса в форме настоящего времени сохраняют в повелительном наклонении этот суффикс: давать - daj(ym)-давай, сознаваться - созна]"(ут)ся - сознавайся.
  2. Глаголы с корнем на и (бить, вить, лить, шить) и все их приставочные производные (вбиргь, выбить и т. п.; завить, свить и т. п.) в повелительном наклонении имеют основу на -ей: бей, вей, лей, шей. Эта основа не совпадает ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего (простого будущего) времени. Ср.: бить - б"\(ут) - бей, вить - e"j(ym) - вей.
  3. По-особому образуют форму повелительного наклонения отдельные глаголы: есть - ешь, дать - дай, ехать - поезжай, лечь - ляг (г не чередуется с ж и не смягчается; форма «ляжь» является неправильной, просторечной).
Некоторые глаголы имеют вариантные формы повелительного наклонения, одинаково употребительные в современном русском языке: высунуть - высунь и высуни, высыпать-высыпь и высыпи, прочйс- тить - прочйсть и прочисти, уведомить - уведомь и уведоми, лезть - лезь и полезай и др.
Каждый член видовой пары имеет свою форму повелительного наклонения: писать - пиши (несов. вид) - написать - напиши (сов. вид); рассказать - расскажи (сов. вид) - рассказывать - рассказывай (несов. вид); решить - реши (сов. вид) - решать - решай (несов. вид).
Не совпадают формы повелительного наклонения у однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения. Ср.: бежать - бег- (ут) - беги и бегать - бега)(ут) - бегай: везти - вез(ут) - вези и возить - воз(ят) - возй: лететь - лет(ят) - лети и летать - лета]"(ут) - летай; ползтй - полз(ут) - ползи и ползать - пдл- эа}(ут) - ползай.
Не все глаголы образуют формы повелительного наклонения. Так, отсутствуют формы императива у глаголов слышать (недослышать, расслышать и др.), видеть, хотеть, мочь, гнить (прогнить, сгнить и др.), болеть («испытывать боль»: рука болит, нога болит), стоить, значить, предстоять, противостоять и др. Большинство таких глаголов не образует формы повелительного наклонения по семантическим причинам: они обозначают процессы, которые не зависят от воли субъекта (темнеть, белеть, глупеть, недомогать и т. п.), которые невозможно осуществить по побуждению других [видеть, слышать и др.). Формы повелительного наклонения отсутствуют у безличных глаголов, которые обозначают процессы, совершающиеся без вмешательства деятеля (знобит, тошнит, морозит, светает и др.).
Форма множественного числа образуется при помощи агглютинативного аффикса -те, который присоединяется к форме единственного числа: пиши-те, бросай-me, мажь-те, кинь-me. Этот аффикс выражает значение множественного числа и в других случаях: идемте, сядемте, полноте, нате, нуте. Он пишется всегда слитно.
В возвратных глаголах постфикс -ся (после гласных -сь) помещается после аффиксов повелительного наклонения: радовать-ся - радуй-ся - радуй-те-сь, кидать-ся - кидай-ся - кидай-те-сь, разобрать-ся - разбери-сь, разбери-т.е-сь, подвинуть-ся -подвинь-ся - подвинь-те-сь.
Для выражения различных значений побуждения, относящихся к 1-му и 3-му лицу, используются формы настоящего и будущего времени.
Формы 1-го лица мн. числа настоящего и будущего времени, когда они произносятся с интонацией побуждения, Быражают призыв, приглашение к совместному действию, в котором участвует и сам говорящий. Она применяется при обращении к одному или многим собеседникам. Множественность собеседников может обозначаться при помощи аффикса -те: Простим горячке юных лет И юный жар, и юный бред (Пушкин). И я зову на помощь маму: «Там жук живой! Раскроем раму!» (Барто). Бежим ко мне, дети! (Горький). - Будемте друзьями! - говорил он, пожимая мою руку (Горький). Форма множественного числа на -те может выражать вежливое обращение к одному лицу: Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной (Тургенев).
Формы совместного действия чаще всего образуются от глаголов совершенного вида. От несовершенного вида образуют такие формы лишь глаголы однонаправленного движения: идемте, несемте, едемте, бежимте. Глаголы других семантических разрядов имеют сложные формы будущего времени совместного действия: будем(те) приступать к работе, будем(те) работать.
Призыв к совместному действию выражают также сочетания частицы давай(гпе) с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: - Давайте уедем!-Давайте! Куда? (Кремнева). Давай со мной бороться. Я - с удовольствием (Гладков).
Побуждение, относящееся к 3-му лицу, выражается при помощи форм 3-го лица ед. и мн. числа настоящего и простого будущего времени в сочетании с частицами пусть (пускай) и да. Эти сочетания произносятся с повелительной интонацией. Они не адресуют волю говорящего субъекту, а передают ее через посредство собеседника: Скажи ей, пусть она мне позвонит.
Формы настоящего времени в сочетании с частицей пусть (пускай) обозначают разрешение продолжить начатое действие: Пускай ребята порезвятся. Пусть она рисует.
Сочетания с частицами пусть (пускай), да имеют значение согласия, пожелания: Твой белый дом и тихий сад оставлю. Да будет жизнь пустынна и легка (Ахматова). Пусть когда-нибудь имя мое Прочитают в учебнике дети, И, печальную повесть узнав, Пусть они улыбнутся лукаво... (Ахматова). Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь Природы очистительная сила! (Заболоцкий). Да останется это между нами, прошу вас (Горький).
Частица пускай имеет разговорный оттенок. Частицы пусть, да широко употребляются в торжественных пожеланиях, призывах: Да здравствует марксизм-ленинизм - победоносное знамя Великого Октября! Да здравствует ленинская Коммунистическая партия Советского Союза! Пусть живет в веках имя и дело Владимира Ильича Ленина!
Императивные формы 3-го лица, как правило, употребляются в предложениях, где подлежащее налицо.
Формы императива могут сочетаться с агглютинативным аффиксом -ка: Сходи-ка, старуха, невестку проведать (Никитин). -Прочитайте-ка вот это,- он достал из кармана разорванный пакет (Попов).
В составе этих форм -ка имеет разные значения. Сочетаясь с основными формами императива, он чаще всего выражает просьбу, которая носит смягченный характер, придает ей окраску фамильярности (скажи-ка) Присоединяясь к форме 1-го лица будущего простого времени, которая произносится с экспрессивной интонацией, обозначает решимость: Пойду-ка я домой. Аффикс -ка сочетается также с междометиями волеизъявления: на-ка, нуте-ка.
Таким образом, для выражения многочисленных значений повелительного наклонения широко используются не только синтетические, но и аналитические формы. При этом большую роль играет интонация, с помощью которой передаются тончайшие экспрессивные оттенки модальных значений форм императива. Разнообразные модальные функции выполняют частицы пусть (пускай), давай(те), да, аффикс -ка. В оформлении повелительного наклонения ярко проявляются черты агглютинативного строя (употребление -те, -ка).
На значение форм повелительного наклонения влияет наличие или отсутствие при них личных местоимений. Как отмечает проф. А. Н. Г воздев, «присоединение местоимения 2-го лица смягчает требование и обычно выражает просьбу Например: Напишите и Вы напишите. Приезжайте и Вы приезжайте. Ты не бойся его, он добрый; ты гляди прямо в глаза ему (Горький). В то же время местоимение создает оттенок интимности, близости отношений. Поэтому в резких приказах употребление вы невозможно: Отойдите прочь! Замолчите/» К

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.

(В. Жуковский.)

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе - -те .

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми - возьмите ).

491 . В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?

Образец: создавай - создавай[тё].

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

(По Г. Николаевой.)

492 . Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.

Косарь

(А. В. Кольцов.)

493 . Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.

Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.

494 . Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные (п.) или непереходные (н.) .

Образец:

Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте , обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.

495 . Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя - - поскорее в школу. 2. Митя - - чертёж в портфель. 3. Шестиклассники - - всё всегда на место - (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша - - на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? - - отдохните.

Для справок: бе ги - бе гите, полож и - полож ите, клад и - клад ите, поезж ай - поезж айте, ляг - ляг те.

Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите , а в каких - -ете ? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?

Во 2-м лице во множественном числе
-ите пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

496 . Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

  1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
  2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

497 . Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

Образец: вынести - вынес[ете] - вынеси[те].

Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.

498 . Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п. , а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

499 . Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят . (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

500 . Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть .

Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

501 . Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».

1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.

(Пословицы.)

502 . Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.

mob_info