Архиерейский собор. Архиерейский собор внес изменения в устав русской православной церкви

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία - буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский Символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Согласно мнению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского «православие есть «правое исповедание» - потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями».
В русском языке почти не употребляются термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним «православия», хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.

Самое раннее письменное использование слова «православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037 - 1050 гг.) :
Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ. - Слово о законе и благодати митрополита Илариона (публикация ИРЛИ РАН)
В официальном языке церкви и государства на территории Руси термин «православный» стал употребляться в кон. XIV – нач. XV в., а наиболее активно термины «православный» и «православие» входят в употребление в XVI в.

Догматика

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ - Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:
- Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.
- Исповедание Иисуса - Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2 й член Символа).
- Боговоплощение (3 й член Символа).
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12 й члены Символа).
- Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа); Глава Церкви - Иисус Христос (Еф.5:23).

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых.

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:
- Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии - прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола.
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е и 6-е Правила святых Апостолов, а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент КипраМакарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнархаправославных подданных султана).
- Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV в. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское служение в Церкви.
- Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.
Первоначально обозначение вероисповедания православным и подчёркивание его как «правого», не повреждённого ересями и уклонениями от принятого от апостолов, являлось вынужденной мерой.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось оросами (дословно - границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в II-III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

РПЦ насчитывает 128 епархий в России, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Беларуси, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении (эти страны считаются «канонической территорией» РПЦ), а также в диаспоре - Австрии, Аргентине, Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии, Венгрии, США и Канаде. Приходы, представительства и иные канонические подразделения РПЦ имеются в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Италии, Швейцарии, Греции, на Кипре, в Израиле, Ливане, Сирии, Иране, Таиланде, Австралии, Египте, Тунисе, Марокко, ЮАР, Бразилии и Мексике. В состав РПЦ номинально входят Японская автономная православная церковь, которая управляется самостоятельным Митрополитом всея Японии, избираемым на Соборе этой Церкви, и Китайская автономная православная церковь, которая в настоящее время не имеет своей иерархии.

Высшая вероучительная, законодательная, исполнительная и судебная власть в РПЦ принадлежит Поместному собору, в состав которого входят все правящие (епархиальные) архиереи, а также представители от клира и мирян каждой епархии. Согласно Уставу РПЦ, действовавшему с 1988 по 2000 год, Поместный собор должен был созываться раз в пять лет. В августе 2000 года Архиерейский собор принял новый Устав РПЦ, в котором не оговаривается периодичность созыва Поместного собора, к исключительной компетенции которого отнесены лишь выборы нового Патриарха.

Реальная полнота церковной власти передана Архиерейскому собору, в состав которого входят постоянные члены Священного синода и правящие архиереи. Согласно Уставу, действующему с августа 2000 года, Архиерейский собор созывается Синодом не реже одного раза в четыре года (прежний Устав требовал его созыва не реже одного раза в два года). Перечень полномочий Архиерейского собора весьма широк. Даже во время работы Поместного собора, который теоретически может отменять решения архиерейского, вся полнота церковной власти принадлежит Архиерейскому совещанию, состоящему из архиереев - членов Собора. В случае, если за то или иное решение подается большинство голосов членов Поместного собора, но это решение не набирает большинства голосов членов Архиерейского совещания, оно считается принятым.

В период между Архиерейскими соборами Церковью управляет Патриарх и Священный синод, который считается совещательным органом при Патриархе. На практике Патриарх принимает важнейшие административные решения только с согласия Синода. В состав Священного синода входят, помимо Патриарха, семь постоянных членов (митрополиты Крутицкий и Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, а также управляющий делами Московской патриархии и председатель Отдела внешних церковных связей - ОВЦС МП) и шесть временных, вызываемых самим Синодом для участия в заседаниях на протяжении лишь одной синодальной сессии.

Заседания Синода разделены на две сессии - весеннюю и осеннюю, каждая из которых состоит из двух-трех заседаний, обычно продолжающихся два дня. Как правило, Священный синод заслушивает доклады о важнейших событиях церковной жизни, имевших место между его заседаниями (к числу таких событий относятся визиты Патриарха, визиты в РПЦ глав других поместных Церквей, участие официальных представителей РПЦ в крупных мероприятиях общероссийского или международного масштаба), а также учреждает новые епархии, назначает и перемещает архиереев, утверждает открытие новых монастырей и назначение их наместников и настоятельниц, открывает и реорганизует духовные учебные заведения, открывает новые канонические структуры РПЦ в дальнем зарубежье и назначает их клириков. В исключительных случаях Синод выступает с Посланиями, отражающими точку зрения церковного священноначалия на те или иные значимые общественные проблемы. Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной», потому что она состоит из трех основных ступеней: диаконата, священства и архиерейства.

Мужскими монастырями в современной Русской Православной Церкви управляет наместник в сане архимандрита (реже в сане игумена или иеромонаха; наместник одного монастыря имеет сан епископа), который «представляет» в нем настоятеля - епархиального архиерея. Наиболее крупные и знаменитые монастыри, а также мужские монастыри столицы являются «ставропигиальными» - их настоятель сам Патриарх, представленный в монастыре наместником.

Женскими монастырями управляет настоятельница, имеющая почетный титул игумении (реже настоятельница является простой монахиней). В крупных мужских монастырях при наместнике действует совещательный орган - Духовный собор. Монастыри могут иметь свои подворья (представительства) в городах или селах, а также скиты и пустыни, расположенные на некотором расстоянии от основной обители. Например, ТроицеСергиева лавра имеет Гефсиманский и Вифанский скиты, подворья в Москве и Санкт-Петербурге.

При Священном синоде РПЦ действует ряд «отраслевых ведомств» - Синодальных отделов, важнейший из которых - ОВЦС МП. Сам ОВЦС МП так определяет круг своих задач: «Осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье; принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений; осуществление связей РПЦ с поместными Православными церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации». Председатель ОВЦС МП считается самым влиятельным иерархом РПЦ.

В большинстве случаев будущие священнослужители получают «профессиональное» образование в духовных учебных заведениях, сетью которых руководит Учебный комитет Московской патриархии.

В настоящее время в РПЦ действуют 5 духовных академий (до 1917 г. было лишь 4), 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ достигает 6000 человек.

Синодальный Отдел по религиозному образованию и катехизации руководит сетью учебных заведений, предназначенных для мирян. В эту сеть входят воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов.


Патриарший крест


Православный крест

Митрополиты

Митрополиты Киевские :
, .
Владимирский период : , .
Московский период : , Михаил (Митяй), Киприан, Пимен, Фотий, Герасим, Исидор Киевский, .
Митрополиты Московские :
, Иов .

ПАТРИАРХИ Всея Руси

Святитель ИОВ - Первый Патриарх Московский. 23 января 1589 - июнь 1605 гг.
ИГНАТИЙ - не включен в список законных патриархов. Был поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове. 30 июня 1605 - май 1606 гг.
- 3 июня 1606 - 17 февраля 1612 г.
- 24 июня 1619 - 1 октября 1633 гг.
ИОАСАФ I - 6 февраля 1634 - 28 ноября 1640 гг.
ИОСИФ - 27 мая 1642 - 15 апреля 1652 гг.
НИКОН - 25 июля 1652 - 12 декабря 1666 гг.
ИОАСАФ II - 10 февраля 1667 - 17 февраля 1672 гг.
ПИТИРИМ - 7 июля 1672 - 19 апреля 1673 гг.
ИОАКИМ - 26 июля 1674 - 17 марта 1690 гг.
АДРИАН - 24 августа 1690 - 16 октября 1700 гг.
После кончины Адриана преемник не избирался. Митрополит Ярославский СТЕФАН в 1700-1721 гг. являлся блюстителем Патриаршего престола.
В 1721 г. институт патриархата был ликвидирован Петром I. Действовал только Священный синод. Институт восстановлен на соборе Русской Церкви в 1917-1918 гг.
Святитель ТИХОН - 5 ноября 1917 - 25 марта 1925 гг. После его кончины в 1925 г. власти воспрепятствовали созыву нового Собора для выборов Патриарха, разрешив провести их лишь в 1943 г. на Соборе епископов, состоявшем из 19 человек.
СЕРГИЙ - 8 сентября 1943 -15 мая 1944 гг.
АЛЕКСИЙ I - 2 февраля 1945 - 17 апреля 1970 гг.
ПИМЕН - 2 июня 1971 - 3 мая 1990 гг.
АЛЕКСИЙ II - 10 июня 1990 - 5 декабря 2008 гг.
КИРИЛЛ - с 1 февраля 2009 г.



- Идеальная Соборная Душа русской нации.

Необычные православные храмы.
Киевский Софийский собор.
София Новгородская.




Исаакиевский собор.
Кижи.
Каменные шатровые храмы.
Каменные шатровые колокольни.
Софийская звонница.









Таинства

.








Икона

.

29 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Программа Собора включает юбилейные торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества — интронизация Патриарха Тихона состоялась в Успенском соборе Кремля 4 декабря 1917 года. На Собор приехали около 400 епископов РПЦ из 22 стран.

С основным докладом о жизни и деятельности Русской Православной Церкви перед Собором выступил Председатель Архиерейского Собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). В докладе были приведены статистические данные о церковной жизни и деятельности Патриарха в межсоборный период. Так, на сегодняшний день в РПЦ насчитываются 303 епархии ― с 2009 года их количество выросло на 144; 60 митрополий; более 39 тысяч штатных клириков. С учетом данных по дальнему зарубежью РПЦ принадлежат почти 37 тысяч храмов ― их количество выросло на 1340 за год, 462 мужских монастыря ― это на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем в прошлом году. В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

В своем докладе патриарх Кирилл также указал, что особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Он отметил:

Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

Второй день Архиерейского Собора открылся докладом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), в котором он критически разобрал деяния Критского Всеправославного собора 2016 года. В частности, он высказался о документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», напомнив, что в РПЦ сомнения вызывают следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ «церквами», выражения «поиск» или «восстановление» единства христиан. Также он отметил, что в документе «Таинство брака и препятствия к нему» содержится ряд спорных формулировок. В частности, фраза ранее опубликованного проекта: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов» была на Критском Соборе модифицирована следующим образом: «Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов ― как однополых, так и заключенных с противоположным полом». Данная формулировка вносит двусмысленность в текст.

Сегодня, 30 ноября, ожидается прибытие на Архиерейский Собор президента РФ В.В. Путина. Это первый визит на церковный Собор столь высокого государственного лица. До этого момента Президент страны, где по Конституции ни одна религия не может быть государственной, никогда не участвовал в подобных заседаниях.

Архиерейский Собор РПЦ — это высший орган церковной власти, который собирается каждые 4 года. Завершится он 2 декабря.

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Учитывая особый статус широкой автономии Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложение, поступившее от Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, выделить в самостоятельную главу положения Устава Русской Православной Церкви (далее — Устав), касающиеся Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве.

Кроме того, в межсоборный период Священный Синод одобрил ряд изменений в порядок канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых и в порядок их дальнейшего общецерковного прославления (журнал № 66 от 15 июля 2016 года), что требует отражения в Уставе Русской Православной Церкви.

Священным Синодом были образованы новые структуры Русской Православной Церкви в зарубежье (журнал № 99 от 21 октября 2016 года и журнал № 116 от 27 декабря 2016 года). Необходимо предусмотреть их представительство на Поместных Соборах.

Принимая во внимания установления, описанные в одобренном Архиерейским Собором Положении о монастырях и монашестве, следует внести коррективы в порядок управления монастырскими подворьями, упомянутый в Уставе.

Помимо этого, предлагается внести уточнение в Устав, исключив передачу Патриаршему местоблюстителю Патриаршей прерогативы награждать архиереев наградами Русской Православной Церкви.

Наконец, в связи с поступившим обращением от Патриаршего Экзарха всея Беларуси и Синода Белорусского Экзархата, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложения по внесению изменений в Положение о суде Русской Православной Церкви.

С учетом изложенного Освященный Архиерейский Собор постановляет:

I. Внести следующие изменения в Устав Русской Православной Церкви:

1. Включить в Устав после главы IХ новую главу нижеследующего содержания, с изменением нумерации последующих глав:

«Глава X. Украинская Православная Церковь

1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви».

3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве.

5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

7. Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом.

8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

11. Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления.

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви.

В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви.

13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси».

2. Исключить из главы ХI Устава статью 18.

3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»;

4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»;

5. Изложить пункт в) статьи 15 главы IV Устава в следующей редакции: «в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э».

6. Дополнить статью 4 главы IX («Церковный суд»), изложив ее в следующей редакции:

«Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;

в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;

г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

7. Во всех статьях Устава, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

8. Изложить статью 9 главы XVII («Монастыри») Устава в следующей редакции:

«Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским уставом. Подворье в церковно-иерархическом (каноническом) порядке подчинено епархиальному архиерею епархии, на территории которого оно находится, а в хозяйственном — тому же архиерею, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье».

II. Внести следующие изменения в Положение о церковном суде Русской Православной Церкви:

1. Во всех статьях Положения о церковном суде, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

2. Дополнить третий абзац пункта 2 статьи 1 Положения о церковном суде, изложив его в следующей редакции:

«2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды:

  • епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий;
  • высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;
  • Высший общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви;
  • Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

3. Дополнить пункт 2 статьи 31 Положения о церковном суде, изложив его следующим образом:

«2. Архиерейский Собор рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела в отношении архиереев:

  • рассмотренные Общецерковным судом первой инстанции и направленные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом на рассмотрение Архиерейского Собора для вынесения окончательного решения;
  • по апелляционным жалобам архиереев на вступившие в законную силу решения Высшего общецерковного суда первой инстанции и высших церковно-судебных инстанций Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей.

Священный Синод или Патриарх Московский и всея Руси вправе направить на рассмотрение Архиерейского Собора иные дела, подсудные нижестоящим церковным судам, в случае, если данные дела требуют авторитетного судебно-соборного решения».

4. Изложить пункт 2 статьи 28 Положения о церковном суде в следующей редакции:

«Высший общецерковный суд рассматривает в качестве апелляционной инстанции, в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, дела:

  • рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Высший общецерковный суд для окончательного разрешения;
  • по апелляционным жалобам сторон на решения епархиальных судов;
  • рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих частей Русской Православной Церкви в Высший общецерковный суд;
  • по апелляционным жалобам сторон на решения высших церковно-судебных инстанций Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций).

Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

5. Исключить пункт 6 статьи 50 Положения о церковном суде.

6. Дополнить главу 6 Положения о церковном суде новой статьей следующего содержания со смещением нумерации последующих статей:

«Рассмотрение дел в отдельных высших церковно-судебных инстанциях.

1. Апелляционные жалобы на решения епархиальных судов епархий Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов направляются в высшие церковно-судебные инстанции указанных частей Русской Православной Церкви (при наличии в таковых высших церковно-судебных инстанций).

2. Высший Общецерковный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения, принятые как в первом рассмотрении, так и в апелляционном порядке высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов.

3. Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

III. Изложить пункт 15 статьи 2 Положения о составе Поместного Собора в следующей редакции:

«По два делегата — одному клирику и одному мирянину:

  • от Патриарших приходов в США,
  • от Патриарших приходов в Канаде,
  • от Патриарших приходов в Италии,
  • от Патриарших приходов в Финляндии,
  • от Патриарших приходов в Туркменистане,
  • от Патриарших приходов в Республике Армения,
  • от Патриарших приходов в Королевстве Таиланд и приходов Московского Патриархата в Юго-Восточной и Восточной Азии.

Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства — Священным Синодом).

Церковные учреждения в дальнем зарубежье, не входящие в состав епархий или приходских объединений, перечисленных в настоящей статье, представлены на Поместном Соборе руководителем Управления по зарубежным учреждениям».

С 29 ноября по 2 декабря в Москве проходил «юбилейный» Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный столетию Поместного Собора 1917-1918. Собор собрал 347 архиереев из России и стран зарубежья. Важным событием стал визит президента России Владимира Путина. Собор обсудил ряд насущных вопросов, касающихся положения о монастырях и монашествующих, церковного брака и положения Украинской Православной Церкви. Об итогах собора – в нашем обзоре.

О «покаянии» бывшего митрополита и Украинской Православной Церкви.

Архиерейский собор заслушал послание бывшего митрополита Киевского и Всея Украины Филарета (Денисенко) с просьбой о снятии всех прещений и восстановлении церковного общения. Митрополит Филарет попросил прощения, чем вызвал положительную реакцию у архиерейского собора. «Эти слова были восприняты членами Архиерейского Собора как свидетельство готовности начать переговоры о преодолении печального разделения, длящегося четверть века» - отметил в своем комментарии председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Илларион (Алфеев).

Глава ОВЦС также призвал средства массовой информации к более четким формулировкам в деле трансляции данного послания. «Считаю важным, чтобы те лица, которые будут в дальнейшем вовлечены в переговоры, не реагировали на искаженную подачу церковных решений в средствах массовой информации. Официальная позиция Церкви отражена в определениях, принимаемых церковной властью и публикуемых Церковью на собственных информационных ресурсах», - заключил митрополит Иларион.

Для ведения дальнейших переговоров с самопровозглашенным патриархом всея Украины Филаретом создана специальная комиссия, состоящая из архиереев Русской Православной Церкви.

На заседании Собора митрополит Украинской Православной Церкви Онуфрий попросил подчеркнуть особый статус УПЦ МП. «В последнее время активизировались некоторые общественно-политические силы, которые предпринимают попытки дискредитировать Украинскую Православную Церковь в глазах украинского общества, спекулируя ее, как они утверждают, «несамостоятельным» статусом. Они игнорируют особый статус Украинской Православной Церкви, обусловленный Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года, и при этом ссылаются на ныне действующий Устав Русской Православной Церкви. Поэтому сегодня, во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви» - заявил митрополит Онуфрий. Отныне в Уставе РПЦ выделена отдельная глава, посвященная Украинской Православной Церкви.

Фото: официальный сайт Патриарха Московского и всея Руси

О монастырях и монашествующих

С рядом корректировок и поправок о, в частности, внемонастырских постригах и деятельности игуменов, было принято «Положение о монастырях и монашествующих».

По словам митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, сегодня человек, приходя в монастырь, как правило, абсолютно не знаком с глубокими монастырскими традициями. Владыка подчеркнул, что Положение призвано упорядочить многовековые монашеские правила и исключить «отсебятину».

Ожидалось, что самые жаркие дискуссии разгорятся вокруг темы интернета в монастырях. Однако участники Собора подошли вопросу со стороны «срединного» пути, оставив конечное решение об использовании глобальной сети монахами на усмотрение настоятеля. Сегодня интернет стал неотъемлемой частью жизни, с его помощью, в частности, возможно довольно продуктивное саморазвитие.

Фото: официальный сайт Патриарха Московского и всея Руси

Церковный брак

Впервые за длительное время появился систематизированный и дополненный (с поправками на современность) документ, регламентирующий основные понятия церковного брака.

Документ начинается словами «Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины» (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6) и, тем самым, подчеркивает его благословенность и важность. Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях. Церковь не будет венчать людей, состоявших в трех браках, причем государственный брак также признается законным с канонической точки зрения.

Отмечено, что священнослужители будут максимально «увещевать» те пары, которые по тем или иным причинам примут решение о разводе. В документе регламентировано отношение ко вступлению в брак с инославными и нехристианами, а также прописываются причины, по которым брак утрачивает каноническую силу.

Фото: официальный сайт Патриарха Московского и всея Руси

«Екатеринбургские останки»

Епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, выступил на заседании Собора с докладом, посвященным исследованиям останков, найденным под Екатеринбургом. В 2015 году по благословению Патриарха Кирилла и Святейшего Синода была создана комиссия, по изучению вопросов, связанных с «екатеринбургскими останками», в первую очередь, о признании или непризнании их царскими. Доклад вызвал обсуждение среди участников Собора по его завершении.

Фото: официальный сайт Патриарха Московского и всея Руси

Старый обряд в Русской Церкви

В своем докладе Святейший Патриарх Кирилл коснулся темы старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Церкви. Была отмечена деятельность Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, а также подобного образования епархиального уровня в Симбирске. Патриарх подчеркнул, что деятельность подобных подразделений Церкви способствует сохранению русского церковного предания, которое насчитывает уже десять веков.

Доклад Патриарха вызвал радостный отклик в старообрядческой среде. Руководитель Фонда святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов обратился к Архиерейскому Собору с просьбой установить для единоверцев трехчастную иерархию, поставив им единомысленного епископа, как это и произошло на Поместном Соборе 100 лет назад. Севастьянова поддержал директор Симбирского епархиального Центра древнерусской богослужебной традиции и староста местной единоверческой общины Владимир Басенков, заявив, что чаяния о епископе – одни из самых ожидаемых среди церковных старообрядцев.

Документарная часть Собора официально завершилась 2 декабря, продолжившись богослужебными торжествами. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в день столетия интронизации Патриарха Тихона, в храме Христа Спасителя состоялось богослужение с участием всех архиереев Русской Православной Церкви и предстоятелей поместных православных Церквей.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата – об автокефалии, войне и примирении.

В начале сентября в Стамбуле состоялся синакс – заседание архиереев Константинопольского патриархата. Они о том, что патриархат может предоставлять автокефалию без согласия других православных церквей. Это решение касается прежде всего правового аспекта возможного издания Томоса, который бы подтвердил самостоятельность православной церкви Украины. Однако когда он будет издан – пока неясно.

17 сентября два представителя (экзарха) Константинопольского патриархата, которых патриарх Варфоломей направил на Украину, на встрече с президентом страны Петром Порошенко, что процесс предоставления Украинской православной церкви автокефалии "уже начался". Священный синод Русской православной церкви в ответ на действия Константинопольского патриархата поминовения патриарха Константинопольского за богослужением в Русской православной церкви. В РПЦ, которую возглавляет Московский патриарх Кирилл, считают Украину своей "канонической территорией" и обвиняют Константинопольский патриархат в попрании канонов.

20 сентября глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет в рамках визита в Вашингтон встретился с заместителем госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом. По словам иерарха, он приехал в Соединенные Штаты за поддержкой Украины в вопросе о получении автокефалии. В Вашингтоне патриарх Филарет также встретился и поговорил с корреспондентом русской службы "Голоса Америки". Он рассказал, когда, по его мнению, в Украине появится независимая единая поместная православная церковь; в чье ведение после этого перейдет Киево-Печерская лавра и как будут приниматься решения о переходе украинских церковных общин из Московского патриархата в новую Украинскую православную автокефальную церковь.

– Накануне вы выступали в Атлантическом совете и сказали, что приехали в США просить поддержки в предоставлении Украине автокефалии. Как Соединенные Штаты могут помочь?

– Поддержать намерение Вселенского патриарха Варфоломея предоставить Украинской православной церкви Томос об автокефалии Украинской церкви. На каком основании? На том основании, что Украина, то есть Киевская митрополия, является канонической территорией Вселенского патриарха. Потому что присоединение Киевской митрополии в 1686 году было незаконным. Архиерейский собор Вселенского патриарха изучил все документы и пришел к выводу, что это его каноническая территория, хотя фактически Украинская церковь находилась в составе Московского патриархата. Но канонически присоединение было незаконным. А если законно – то мы являемся канонической территорией Константинопольского патриархата.

– Что могут сделать США? Написать письмо Вселенскому патриарху?

– Защитить его от нападений, которые могут осуществляться со стороны Русской церкви.

– Каких нападений?

– Вот сейчас уже началось: если патриарх даст Томос, то они прекратят поминовение. А дальше, если Томос будет вручен, то последует и прекращение евхаристического общения. Вот поэтому Вселенский патриарх должен чувствовать защиту.

– А он вообще боится Москвы? В одном из интервью вы говорили, что боится.

– Не боится. Несмотря на то что Московский патриархат на Всеправославном соборе отсутствовал и сагитировал еще несколько церквей не ездить на этот Собор, Вселенский патриарх Собор провел. И это свидетельство того, что уже не боится.

– Насколько вероятно, что Синод в начале октября в Константинополе подпишет Томос? Может ли этот вопрос быть отложен?

– Я не могу сказать когда, но думаю, что в этом году Томос должен быть. И доказательством этого является решение патриарха направить в Киев двух экзархов, то есть представителей, послов для подготовки Собора. Значит, если экзархи направлены – а они уже действительно были в Киеве, встречались с президентом, с представителями церквей – значит, это решение патриарха твердое. Следующий шаг – это решение о предоставлении Томоса, то есть решение об автокефалии Украинской православной церкви как своей канонической территории. После этого будет созван Собор – из тех архиереев, которые обратились к Вселенскому патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии. Это 42 архиерея Киевского патриархата, 12 архиереев автокефальной церкви и 10 архиереев Московского патриархата. Всего на Соборе будет 60 с лишним архиеерев.

– Вы говорите, что это важно сделать до конца года. Почему именно сейчас?

– Потому что мы уже 25 лет добиваемся этого Томоса от Вселенского патриарха, и пока не было серьезных движений. А в этом году президент Украины Порошенко активно взялся за этот вопрос. Он заинтересован в том, чтобы была автокефальная церковь, потому что без единой церкви государство не может долго просуществовать. Вот взять, например, автокефальные церкви Балкан, которые входили в состав Константинопольского патриархата. Когда возникали государства, параллельно образовывались и автокефальные церкви. Первой стала Греция. Она вышла из состава Оттоманской империи, и после этого Элладская церковь отделилась от Константинопольского патриархата. Вселенский патриарх тоже какое-то время не давал Томос об автокефалии, а потом вынужден был дать. То же самое было и с румынской, и с болгарской церковью. Украина в этом отношении – не исключение. Она идет тем же историческим путем.

– Историческая логика понятна, но я говорю о краткосрочной перспективе. Почему это нужно именно сейчас? Это связано с выборами в марте?

– Это не имеет отношения к выборам, потому что Порошенко как человек искренне верующий понимает, что без Украинской церкви государства не может быть. И поэтому он хочет, чтобы при его президентстве Украина утвердилась как государство. Поэтому он и армию создал....

– Но он создал ее в условиях агрессии.

– Да, но он понимает, что без армии не может существовать государство. Он так же понимает, что и без церкви не может существовать государство. Вы спрашиваете, почему именно в этом году? Потому что в следующем году заканчиваются его полномочия как президента. Поэтому и мы заинтересованы в том, чтобы во время его президентства мы получили Томос.

– Может быть, это часть его предвыборной кампании?

– Я не думаю. Может это влиять? Может. Но его задача – не предвыборная кампания. Его задача – в свое президентство утвердить украинское государство. Вы же знаете его три принципа? Армия, язык, вера. То есть церковь. Вот он и действует в этом направлении, а мы поддерживаем его.

– Представим, что Томос подписан, Украине предоставлена автокефалия. Как дальше все будет происходить технически? Слово "патриархат" останется?

– Будет объединенная церковь, из трех разделенных церквей будет одна – Украинская православная церковь. Но поскольку возглавлять будет патриарх, то патриархат как второе название останется. Так же, как например, Русская православная церковь – Московский патриархат, болгарская церковь – Болгарский патриархат... Так и украинская церковь останется патриархатом. Украинским, киевским – но патриархатом.

– Какова в этом случае может быть судьба Киево-Печерской лавры?

– Киево-Печерская лавра является памятником архитектуры и находится в ведении государства. Кому государство передаст, тот и будет пользоваться этой святыней. А вообще-то, Киево-Печерская лавра – украинская святыня или российская? Фактически украинская. Троице-Сергиева лавра – украинская святыня или российская? Российская. А почему Киево-Печерская лавра должна быть святыней российской церкви? Но все будет совершаться свободно, без всякого насилия – мы не допустим этого, потому что нам нужно не имущество, а нам нужны человеческие души.

– Как раз по поводу человеческих душ. Если какой-то конкретный храм захочет стать частью украинской церкви, это будет возможно? И как эти вопросы будут решаться?

– Есть закон, по которому община избирает свой центр. А вот как этот закон претворить в жизнь, не сказано. Как в советской Конституции была статья о том, что каждая республика имеет право выйти из Союза, но не было сказано, как именно. Поэтому и держали Советский Союз единым. Так и тут. Будет принят закон в развитии того закона, который уже есть. Мы хотим предложить, что, если две трети общины избирают русскую церковь, значит, храм будет принадлежать религиозной общине Русской православной церкви. Если же две трети религиозной общины захотят перейти в украинскую церковь, то храм будет принадлежать им.

– То есть все будет решать община?

– Да. И таким способом мы избежим всякого насилия. Собирается приход и голосует.

– Примерно год назад вы приводили такие цифры: 44–48 процентов населения поддерживает Киевский патриархат. Эта цифра за последний год увеличилась? И вообще, насколько события последних пяти лет повлияли на переход людей из Московского патриархата в Киевский?

– Война очень повлияла. Сейчас Московский патриархат поддерживает до двадцати процентов населения. Сейчас происходит интенсивный переход верующих из Московского патриархата в Киевский. Из-за того, что Московский патриархат не поддерживает нашу армию, считает, что они убийцы.

Московский патриархат не поддерживает нашу армию, считает, что они убийцы

– На самом деле, не все храмы Московского патриархата придерживаются такой позиции.

– Так вот эти "не все" и придут в украинскую церковь.

– А священники вообще переходили в Киевский патриархат?

– Да, но очень мало. Боятся. А верующие переходят сотнями и тысячами.

– Кстати, о количественном вопросе. Может ли украинская церковь в случае предоставления автокефалии стать самой крупной?

– Может быть, не самой крупной, но не меньше, чем русская церковь. Но по активности, по количеству приходов она будет самой большой церковью православия. Хотя населения в Украине меньше, чем в России, но активность верующих больше. Вот на Пасху, по данным полиции (российской и украинской), в Украине пришли в храмы 12 миллионов, а в России – 8 миллионов. Видите, какая разница? В Украине за годы независимости построено около 4 тысяч новых храмов.

– Но в России тоже активно строят храмы.

– Активно, но не так! Духовенство, которое приезжает в Украину из России, удивляется, как быстро строятся храмы.

– Опять обращусь к статистике: по данным соцслужбы центра Разумкова, в целом создание автокефальной поместной православной церкви поддерживает 31% украинцев, не поддерживают 20%. И 35 процентам это безразлично. Насколько, как вы считаете и чувствуете, автокефалия нужна именно на человеческом, а не на государственном уровне?

– Почему поддерживают Московский патриархат? Потому что Москва объявила украинскую церковь раскольнической, неканонической. Пока такое клеймо на нас висит, вот эти 20 процентов и будут. А когда мы будем иметь Томос, мы уже не будем раскольниками и цифры изменятся.

– Правильно я понимаю, что сейчас переворачивается ситуация и уже Москва выступает в роли раскольника?

– Получается так. Она будет в расколе по отношению к Вселенскому православию.

– То есть для людей связь с Русской православной церковью будет означать отсутствие единства с другими поместными православными церквями?

– Да. Поменяемся ролями.

– Как в Москве комментируют эту смену ролей?

– Пока в Москве думают, что если они прекратят евхаристическое общение с Вселенским патриархом, то он изменит свое решение. Но патриарх уже на это не реагирует. Это на его решение не повлияет.

– А как вы думаете, это будет как в случае с Эстонией, когда прекратили поминовение на полгода, или это затянется на долгий срок и будет иметь другие последствия?

– Я думаю, что это будет временный разрыв. Московский патриарх рано или поздно возвратится. Этого потребует народ и духовенство, долго в изоляции они существовать не смогут.

– А смогут они предать анафеме Вселенского патриарха?

Через анафему Киевский патриархат стал более авторитетным

– Московский патриарх на все способен. На меня же тоже наложили анафему. Могут и на Вселенского патриарха. Но она не действует. Как сам патриарх Кирилл сказал – я не знаю, правда это или нет, но до меня дошла такая информация – когда на меня анафему наложили: "Не сработала анафема". Как был народ в Киевском патриархате, так и остался. Через анафему Киевский патриархат стал более авторитетным и в Украине, и за рубежом. Мы рассчитываем, что две трети Московского патриархата перейдет в эту единую украинскую церковь. А это значит, что в душе они с Украиной, мы на них рассчитываем.

– Когда война закончится, все это пройдет, Украина получит автокефалию – возможно ли примирение священников с разных сторон?

– Не только возможно – это надо сделать. Чтобы мы не были врагами, будучи православными. Ведь русский народ и украинский народ – братские народы.

– Вы знаете, это словосочетание в последнее время сильно испорчено.

– Но мы же должны быть в нормальных отношениях? Должны. Церковь должна эту способствовать? Должна! И мы будем это делать.

– Может ли автокефалия способствовать установлению мира в Украине?

– Может и будет. Потому что миссия церкви – примирить. Когда мы объединимся, мы не будем делить людей на "наших" и "не наших". Все будут наши, мы не допустим разделения внутри церкви. А если не будет разделения внутри церкви, то это отразится и на всем обществе. Церковь будет способствовать объединению украинского народа.

mob_info