Взрыв успенского собора киево печерской лавры. Почему был разрушен успенский собор киево-печерской лавры. Успенский собор Киево-Печерской лавры

Киево-Печерская лавра является одним из самых ранних церковных памятников Руси. Этот монастырь чрезвычайно почитаем в православной традиции, и символично считается третьим уделом Пречистой Девы , родившей Спасителя.

История основания лавры

Киево-Печерская лавра была основана в 1051 г. (при Ярославе Мудром) монахом по имени Антоний и его учеником.

Величественное строение расположено в центре украинской столицы, на берегу Днепра. Территория монастыря охватывает два удивительных по красоте холма. Паломники и мирские туристы привлекаются здешними пещерами, которые являются основанием этого грандиозного памятника Господу.

Киево-Печерская лавра

В XI столетии на месте монастыря располагался пышный лес. Именно сюда удалился монах Илларион для совершения молитв. Он выкопал для этих действий пещеру, которая опустела в 1051 г. после того, как этого священника назначили митрополитом Киевской Церкви.

Еще о храмах и монастырях Украины:

Вскоре этот грот заселил монах Антоний, пришедший с Афона. Ему не понравилась жизнь в многолюдных монастырях, поэтому он нашел уединенное место.

  • Через некоторое время в пещеру пришел Феодосий, родившийся в Курске. Когда число монахов возросло до 11, они построили небольшой храм и кельи. Антоний удалился на территорию соседней горы, вырыл новый грот, а здешним игуменом оставил отца Варлаама.
  • Новые пещеры стали называться «ближними», а старые - «дальними», и все они вошли в один комплекс Киево-Печерского монастыря. Когда иноков стало много, пришлось строить верхнюю церковь Успения Пречистой Девы , а также необходимые для благоустройства кельи. С прибытием послушников отцу Антонию пришлось просить разрешения на использования всей горы у князя Изяслава.
  • На месте сегодняшнего главного собора построили церковь. В 1062 г. начальствующим игуменом назначили отца Феодосия, который ввел общежительный устав, прижившийся и в других церковных объединениях.
  • Монастырь получал значительные пожертвования, так как иноки вели суровую аскетическую жизнь и распространяли благожелательность к каждому прихожанину. В 1073 г. на этой территории был заложен фундамент каменной церкви, строительство которой закончилось через 16 лет. Для её украшения фресками и мозаиками пригласили цареградских художников.
На заметку! Финансированием строительства монастыря занимались киевские князья. Они часто приезжали сюда, чтобы произвести моление, а некоторые из них принимали священный постриг.

На протяжении всей истории Руси Киево-Печерскую лавру навещали великие монархи (Петр I, Николай II), здесь же создавалась авторитетный литературный памятник «Повесть временных лет».

Противостояние набегам

В 1096 г. Киево-Печерская обитель, еще не окончательно укрепленная, испытала ужасный набег половцев (кочевого народа тюркского происхождения). Некоторые христианские святыни украли, другие - поругали. Враг был близок к тому, чтобы ворваться в сам город, но не смог осуществить этот план.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

  • Через 12 лет лавру восстановили, к тому же здесь появились новые сооружения. Территорию огородили деревянным частоколом. По настоянию игумена Феоктиста был построен дом для нищих, слепых и убогих — богадельня . Десятая часть монастырских доходов уходила на содержание этого заведения.
  • После переселения монахов в кельи верхнего монастыря, пещеры стали использоваться в качестве усыпальницы для святых отцов. Тела последних располагали в углублениях стен грота. Киево-Печерская лавра стала родным домом для двух десятков епископов, которые жили в XI-XII столетии.
  • В 1150 г. монастырь грабили причерноморские племена, а также степняки-язычники, заключившие договор с варварами. Через 50 лет обитель вновь опустошили, сделал это князь новгородский Рюрик и его союзники - половцы. В самом критическом положении Киево-Печерская лавра оказалась в 1240 г., когда хан Батый и его орды захватили город Киев и стали хозяевами южных областей Руси.
  • Часть монахов была убита во время нашествий, некоторые совершили бегство из этой местности. Продолжительный срок Киево-Печерский монастырь оставался пустынным, только в XIV столетии его восстановили после разрушений. Великая церковь стала грандиозной усыпальницей знатных княжеских родов. В 1470 г. Симеон Олелькович проводил мероприятия по реставрации и украшению стен монастыря.
  • Через десять лет обитель подверглась ограблению и сожжению, но щедрые пожертвования позволили братии встать с колен. С начала XV столетия обитель получила возможность посылать монахов в столицу для сбора денежных пожертвований. В 1555 г. настал период очередного восстановления и украшения святыми образами.

Читайте о православной вере:

На заметку! Ценнейшие сокровища здешних мест находятся в глубине пещер, являющихся основание для верхнего изящества в виде храмов и часовен. Первые монахи раскапывали гроты на глубину 10-15 метров, здесь совершались ежедневные молитвы за души людей. Вскоре пещеры стали усыпальницей святых старцев. Многие из них обладают чудотворной силой исцеления.

Дальнейшая судьба обители

После проведения Брестской Унии (решения-указа подчиниться католической церкви и Папе Римскому) киевским униатским митрополитом предпринимается попытка захватить власть в Киево-Печерской лавре, которая официально находилась в ведении Великого Вселенского Патриарха.

  • Монахи, находящиеся в обители, во главе с епископом Никифором оказали сопротивление с применением оружия. Вторая попытка взятия монастыря состоялась через два года, в 1598 г, но также не достигла результатов. Этот грандиозный церковный комплекс отстоял свою преданность православию.
  • В конце XVI столетия монастырь получил статус независимости от каких-либо епархий. Лавра считалась великим оплотом православной традиции на Юго-западе Руси, несмотря на напористые действия католицизма.
  • В 1616 г. в монастырских стенах начала работать религиозная типография, созданная для словесной борьбы против униатства. Здесь печатались полемические книги, противостоящие вражескому мнению. Вскоре обитель обогатилась постройкой воскресного училища, которое послужило началом особой коллегии.

Киево-Печерская лавра (интерьер)

  • Местные гетманы возводили вокруг лавры каменные стены, а Петр I сумел расширить территорию, фактически сформировав сегодняшний вид крепости. В начале XVIII столетия в обители произошел сильный пожар, разрушивший великую церковь, склад архивов и здешнюю библиотеку, а также типографию. Восстановление закончило спустя 10 лет.
  • В середине века рядом с главным зданием воздвигли грандиозную колокольню, достигающую высоты до 96 м. Идея этой постройки принадлежит Мазепе, а окончательный вид ей придал архитектор из Германии Г. Шедель.
  • В 1688 г. обитель поступила в управление Патриарха Москвы, а спустя столетие, перешла под власть Киева.
На заметку! В дальних пещерах захоронено 45 мощей здешних святых, среди которых Феодосий, Илларион, Пимен и т. д. В ближних находятся останки 80 отцов церкви: Антония, Варлаама, Феофила, отца Нестора и др.

Почитание монахов происходит в разные дни: тех, кто захоронен в дальних пещерах, вспоминают 28 августа, а тех, кто в ближних - 28 сентября.

Время революции и СССР

В 1918 г. большевики совершили жестокое преступление, убив настоятеля Лавры. С 1919 г. монастырь подстроили под нужды общественного рабочего объединения. Через 5 лет лавра обрела покровительство Патриарха Тихона . В декабре 1924 г. произошло подчинение монастыря Всеукраинскому Синоду.

  • Через два года приняли решение о том, что Киево-Печерский монастырь становится музейным городком. К 1930 г. здесь совершенно ликвидировали монашескую жизнь. Многих служителей расстреляли, других заключили в тюрьму или сослали на каторгу, а обитель разворовали.
  • В определенном корпусе обители обустроили историческую библиотеку, которая располагается здесь до сего дня. В лавре образовали музеи книг, драгоценностей и др. Когда Киев оккупировали немецкие войска, здесь организовали полицейское подразделение, где совершались преступления против мирных граждан.
  • Германские власти разрешили восстановить на территории лавры монашеские распорядки, главным настоятелем назначили отца Антония. В ноябре 1941 г. вражеские войска взорвали главную церковь, которую восстановили лишь спустя 60 лет. Нацистская партия разграбила обитель и уничтожила большую часть святынь, чтобы ослабить традиции русского народа.
  • После освобождения Киева власти советов не решились вновь закрыть лавру и запретить монашескую жизнь. Это произошло во время Хрущева, который вел активную антирелигиозную политику.

Современная жизнь обители

В 1988 г. во владения Киево-Печерской лавры передали Дальние пещеры. Это произошло в честь празднования тысячелетия крещения Руси. Через два года лавру внесли в список ЮНЕСКО.

Поземные храмы Киево-Печерской лавры

Первым настоятелем отреставрированной обители стал Филарет, а его наместником Ионафан. В период с 1992 по 2014 г. управляющим являлся отец Владимир, который жил на территории самого монастыря. В лавре поместили кафедральный собор, духовную семинарию, а также издательский отдел. В 2000 г. велись работы по восстановлению Успенского собора, взорванного немецкими войсками.

Сегодня в состав монастырского комплекса входят множественные строения различного толка (соборы, колокольни, церкви и бытовые здания).

На заметку! Киево-Печерская лавра поражает нетрадиционной для религиозных мест атмосферой. Приезжие ощущают некую раскованность, которую не найти в обычных храмах. Здесь в глаза бросаются зеленые просторы, щедро политые ярким светом, у подножья монастыря течет сверкающая речка, а купола буквально ослепляют тех, кто взирает на них.

Монастырь привлекает людей, ценящих природные красоты, раскрашенные религиозностью.

Сегодня туристы могут обратить пристальное внимание на самые значимые сооружения церковного комплекса.

  • Успенский собор - главное строение, основанное Феодосием. Это здание возвели за 24 месяца, а через несколько лет сюда приезжали мастера из Константинополя, чтобы украсить стены мозаиками. Сооружение является уникальным произведением церковного искусства и не имеет аналогов. В праздники здесь совершают литургию и проводят основные таинства.
  • Туристам стоит обратить внимание на Трапезную церковь, на месте которой раньше стояла столовая. После многих разрушений строение находится в постоянной реставрации.
  • В середине XVIII столетия построили большую колокольню, высота которой достигает 96 м. Толщина стен нижнего яруса составляет 8 м, а на покрытие купола потребовалось 3 кг золота. Сегодня сооружение открыто для посещения, но находится на стадии восстановления.
  • Самым привлекательным местом для туристов и паломников являются Пещеры, которые обрели мистическую славу. Внутри интересующиеся люди найдут мощи святых , исцеляющие от различных болезней.
Для справки! Карта пещер находится на официальном сайте лавры.

На территории раскинулся парк, прославившийся своими розами, его аллеи ведут к святым источникам. Здесь работают два кафе, где предлагают обширный ассортимент традиционных блюд. Лавра славится гористой местностью, поэтому необходима удобная обувь, одеяние также должно быть соответствующим.

Обитель работает с 6 утра и до окончания литургии (20:00). Вход на территорию церковного комплекса стоит 20 гривен.

Киево-Печерская лавра - великий памятник православного зодчества и молитвенного прошения. Его история начиналась со строительства небольшой пещеры, а развилась в грандиозный комплекс, который поражает умы туристов и привлекает воодушевленных религиозных паломников.

Лавра предлагает большое количество достопримечательностей и дарит атмосферу божественного уюта, произведенного многочисленными благодеяниями здешних святых.

Видео о Киево-Печерской лавре

УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI-XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998-2000 гг.

Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который "своими руками начал ров копать" и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был "в Греках". По сказаниям "Киево-Печерского патерика", мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина - в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем "палом терниев". Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По преданию, это Она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075-77 гг., строительные работы закончены 11 июля. Успенский собор. Фото начала ХХ века:

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084-88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088-89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским. "Богосозданная" Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя - преподобного Феодосия. Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена "боженька" для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182-94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь "на четыре части расступилась". Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал - были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал. Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.Между 1522-33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555-56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.

Петр Могила между 1638-42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651-55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660-70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку "алебастровый мастер" Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767-79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772-77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.

Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893-99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов - князей, царей и гетманов.Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность - как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г. После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник. Успенский собор после взрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.:

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998-2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года. В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора - стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил. 3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, тогда еще Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия. 23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса. 4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания. «Православная Жизнь» #история

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Пресвятая Троице, Слава Тебе!» Группа создана во Славу Божию! (УПЦ-РПЦ МП)

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

История создания

В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды - Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение

Руины Успенского собора после взрыва в 1941 году

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма, среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

Существует версия об авторстве советских диверсантов, основанная на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители [нет в источнике ] . В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва называется покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты [неавторитетный источник? ] .

Правдоподобность этой версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин, но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Восстановление

Тыльная сторона воссозданного Успенского собора

После освобождения Киева храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Освятили его 24 августа 2000 года. Изначально собор не был расписан, работы по росписи храма начались в 2013 году и на данный момент еще не завершены.

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое - больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре - орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе - Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Успенский собор Печерской лавры (1073 — 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда общий характер форм - мощных, структурных, глубоко и сильно расчлененных. Хотя собор был разрушен в 1941 г., все же, благодаря кропотливым исследованиям Н. В. Холостенко, мы теперь знаем, что на его фасадах сложилась ставшая канонической система декорации из рядов нищ и окон, согласующаяся с основной конструктивной системой здания (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 23 — 25, № 33; Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 78 — 92; Мовчан И. И. Указ. соч., с. 193-202 .).

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его пересекают окна, поднимающиеся до пят сводов, несомых этими арками. Если в Михайловском соборе своды были коробовыми, их шелыги шли перпендикулярно боковым стенам и поэтому окна на последних поднимались почти до уровня пола хор, то здесь применение глухих куполов под хорами сделало неизбежным более низкое положение окон (как на западном фасаде Михайловского собора). Уровню хор на стенах храма соответствовал, вероятно, пояс меандра, как это предположил Ю. С. Асеев (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 24, рис. 4. ). Пояс меандра проходил и по верху апсид. Третий ярус связей проходил в уровне пола хор, четвертый — в пятах малых арок под сводами храма. Четвертый ярус, как и второй, пересекают окна.


На реконструкции Н. В. Холостенко от уровня четвертых связей начинаются двойные обломы закомар, совпадающие в малых пряслах с пятами их полукружий. Вряд ли это правильно. Так не было в Михайловском соборе, где обломы опускались ниже пят, да и в средних пряслах Успенского собора обломы опускаются ниже. Следует подчеркнуть, что в обоих соборах уровень начала двойных членений закомар один и тот же.

С точки зрения Н. В. Холостенко, причиной новых соотношений форм является пониженность всех угловых частей здания, при которой малые закомары поднимаются только до уровня пят центральных. Этого не было на Михайловском соборе и, как нам кажется, не было на западной части Успенского собора. Подобное соотношение наблюдениями Н. В. Холостенко доказательно фиксируется лишь для восточной части здания (Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря.- Стародавшй Кiев. Киев, 1975, с, 152, рис. 40. ). Напомним, что понижение восточных углов характерно для памятников Константинополя и предшествующих русских памятников. Но в этих же постройках западная часть повышена, имеет закомары на одном уровне с центральной (Эски Имарет Джами, церкви монастыря Пантократора, церковь Богоматери в Салониках, София Киевская и Новгородская, Михайловский собор). Уже это могло бы свидетельствовать о повышенности западной части Успенского собора и расположении в ней закомар на одном уровне.

Для подобного предположения существуют и прямые доказательства. Н. В. Холостенко при разборке руин Успенского собора обнаружил фрагменты тройной композиции из окна и двух примыкающих ниш с полуарочным завершением; он разместил эту группу в поле центральной закомары, ибо в его реконструкции для нее больше нет места. Подобная тройная композиция известна в памятниках Константинополя (Фетие Джами, нартекс монастыря Пантократора, Гюль Джами). При размещении в центральной закомаре расположение отдельных элементов групп должно было бы соответствовать трем ниже расположенным окнам. На реконструкции же все элементы сжаты в узкую группу.

Если учесть, что точная ширина окна не документирована (она приравнена Н. В. Холостенко большим окнам) и, судя по ширине ниш, должна быть уменьшена, то вся композиция могла бы прекрасно разместиться в поле одной из западных закомар, чья полуокружность следовала бы ее очертаниям.

Есть свидетельства, что указанная группа и находилась в малой закомаре. П. А. Лашкаревым было описано тройное окно «в верхней части той стены Великой Лаврской церкви, которая обращена к церкви Предтеченской и где в настоящее время расположена лестница, ведущая с хор под кровлю» (Лашкарев П. А. Киевская архитектура Х-ХI веков. Киев, 1975, с. 33. :272. ). Из этих слов можно сделать вывод о том, что окно было расположено в завершении малых прясел, ибо именно они находились около Предъеченской церкви. Дальше это окно сравнивается с тройным окном Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря, откуда мы можем восстановить всю форму.

И, наконец, главное. Еще в XIX в. поля центральных прясел боковых фасадов выше уровня хор были разобраны, огромные открытые арки соединили собор с пространством второго этажа более поздних обходящих галерей. Поэтому обнаруженная трехчастная группа может происходить только из малых закомар. В реконструкции Н. В. Холостенко места для нее нет. Единственное приемлемое решение - повысить западные малые прясла, поместить их закомары вровень с центральной. Собор получается асимметричным, но понижение восточной части не только является в это время традиционным, но и установившимся местным приемом. Хотя до 1941 г. собор существовал в разновременных обстройках, в его общей композиции, особенно при взгляде с севера, просматривалась указанная асимметрия.

Как отмечалось в первой главе, в византийских храмах на четырех колоннах опоры - сами колонны - не достигают уровня основных сводов, между ними расположена зона малых арок от колонн к стенам здания, которые и служат опорой сводам. Поэтому, хотя опора подчеркнуто выделена, ощутима, ее истинный масштаб уменьшен, а своды и арки сливаются в общую увеличенную систему завершений. В киевских постройках крестообразные столбы образуются мощными лопатками, всегда переходящими в движение разнонаправленных арок, которые могут иметь различную ширину и располагаться в разных уровнях. В пятах центральных арок и сводов Успенского собора отсутствуют какие-либо горизонтальные членения. Как обычно, шиферные плиты отмечают либо уровень хор, либо они положены в пятах малых арок. Но именно от шиферных плит глаз зрителя начинает отсчет высоты зоны арок и сводов, эта увеличенность верха ощутима во всех русских соборах XI в.

Н. В. Холостенко успел опубликовать лишь схематические реконструктивные разрезы Успенского собора (Холостенко М. В. Hoвi дослiдження Iоанно-Предтеченськоi церкви та реконструкцiя Успенського собору Киево-Печерськоi Лаври. — Археолопчт дослщження стародавнього Киева. Kиiв, 1976, с. 141, рис. 11 .). На одной из них есть намек на форму, которая, с нашей точки зрения, должна была существовать в соборе XI в. Во втором ярусе западного рукава надо предположить существование аркады, судя по размерам храма - тройной (на разрезе Н. В. Холостенко показана люнета с проемом, но нет изображений опор аркады). Традиция устройства аркад продолжается до середины XII в. - Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, Кирилловская церковь в Киеве.

Из-за размеров Успенского собора в нем изменилось разделение межалтарных стен. Со времен Софии Киевской в них устраивались друг над другом два проема: один - в уровне нижних арок и порталов, другой - в уровне арок над хорами. В этом проявляется отголосок древнего устройства хор и в боковых апсидах (св. Ирина, Дере-Агзы). В Успенском соборе два проема размещены до уровня хор и в уровне хор появляется третий, из-за подобной многосоставности масштаб здания становится еще ощутимее.

В целом интерьер храма отличался особенной пространственностью. Отсутствие сложности, характерной для пятинефных соборов, привело к цельности и ясности грандиозной структуры. Концепция осеняющего и охватывающего крестово-купольного завершения оказалась здесь выявленной с еще не существовавшей на Руси отчетливостью. В этом, как и в развитии строительной техники, сказываются продолжающиеся и укрепляющиеся связи Киева и Константинополя, о чем справедливо пишет Ю. С. Асеев (Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 76, см. также: Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры.- ВВ, 1984, 45, с. 186 — 188. ). Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Новый Успенский собор Печерской лавры. Киев 1996 — 2000.

Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI-XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998-2000 гг.

Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который "своими руками начал ров копать" и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был "в Греках". По сказаниям "Киево-Печерского патерика", мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина - в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем "палом терниев".

Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075-77 гг., строительные работы закончены 11 июля.

Успенский собор. Фото начала ХХ века

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084-88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088-89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.

"Богосозданная" Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя - преподобного Феодосия.

Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена "боженька" для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182-94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь "на четыре части расступилась". Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал - были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.

Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.

Между 1522-33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555-56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.

Петр Могила между 1638-42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651-55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660-70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.

Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку "алебастровый мастер" Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767-79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772-77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.

Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893-99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов - князей, царей и гетманов.

Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность - как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.

После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник.

Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998-2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора - стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.

3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.

23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.

4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.

В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания .

mob_info