Древняя русь с какого по какой год. Периодизация истории киевской руси. До призвания варягов

Древнерусское государство, или Киевская Русь, первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, северян, и других).

Наиболее развитии в экономическом и политическом отношениях были земли Новгород и Киев, объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

В истории Древнерусского государства академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:

800-882 гг. - начальный этап объединения восточнославянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород), подчинение Киева новгородским князем Олегом.

По Сахарову:

К концу VІІІ - началу IX в. Экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки.

Центрами такого объединения стали Среднее Приднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где группировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, о берегам Волхова, т. е., близ ключевых пунктов пути «из варяг в греки». Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали все более и более выделяться среди других крупных племенных союзов восточных славян.

У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности.

В основе этого лежало наиболее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее Киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тянулась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пунктом. К началу IX в. Полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.

В 860 году русское войско неожиданно, яростно атаковало г. Константинополь. Но взять город у них не хватило сил. Осада продолжалась ровно неделю, затем начались мирные переговоры. Греки уплатили нападавшим огромную контрибуцию, обещали платить ежегодные денежные платежи, дали руссам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках.

В это время в северо-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в Верховьях Днепра, назревали события, которым суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых славяне.

Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба славян, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно также, как и поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских правителей.

Варяги были изгнаны, но «встал род на род», как рассказывает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя со стороны.

Выбор пал на варяжских князей. Потому что рядом не было другой организованной военной силы, а еще потому что они были близки славянам по языку, обычаям, религии.

Ну и еще потому, что их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские земли. Летописные источники под 862 г.

Сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик и Трувор. Рюрик сел княжить в Новгороде.

882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточнославянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911 гг.).

После того как Рюрик умер в 879 г. Он оставил малолетнего сына Игоря. И все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Именно он и предпринял поход на Киев. Приплыв к Киевским горам и не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, Олег пошел на военную хитрость.

Спрятав воинов в ладьях, он послал княжившим в Киеве Аскольду и Диру весть о том, что с севера приплыл купеческий караван и он просит князей выйти на берег. Ничего не подозревавшие киевские правители пришли на встречу. Воины Олега выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевским правителям, что они не принадлежат к княжескому роду, но он сам «есть роду княжа» а Игорь является сыном князя Рюрика. И обманом были убиты Аскольд и Дир правящие в Киеве. А Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: «Да будет Киев матерью городам русским».

Вот так возникло единое Древнерусское государство с центром в Киеве в 882 г.

Свои военные успехи Олег не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории - «установил дань» новгородским славянам, кривичам, другим племенам и народам.

Олег заключил с варягами соглашение выплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северяне радимичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками оставались вятичи. Русь стремилась:

  • - во-первых, объединить все восточнославянские племена;
  • - во-вторых, обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей, как на Восток, так и на Балканский полуостров;
  • - в-третьих, овладеть важными в военно-стратегическом смысле территориями - устьем Днепра, устьем Дуная, Керченским проливом.

В 907 г. Огромная русская рать сушей и морем во главе с Олегом двинулась на Константинополь. Но греки заперлись за могучими константинопольскими стенами. Тогда Русы «повоевали» всю округу, захватили огромную добычу, пленных, ограбили и пожгли церкви. А потом Олег приказал своим воинам поставить ладьи на колеса и двинуть их в обход установленного над водой препятствия.

При попутном ветре русы развернули паруса, и ладьи пошли к стенам города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Они обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских половцев и купцов как и для представителей других государств, определенное продовольственное содержание.

Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Русы даже получили право мыться в константинопольских банях столько, сколько они захотят.

В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В ходе длительных посольских переговоров был заключен первый в истории Восточной Европы развернутый письменный договор между Византией и Русью. Отныне русские отряды регулярно появляются в составе византийского войска во время его похода на врагов.

912-1054 гг. - расцвет раннефеодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточнославянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - Правды Ярослава (1016).

Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый.

Дело князя Олега продолжал князь Игорь, уже в зрелом возрасте вступивший на престол. После смерти Олега созданное им государство стало распадаться: восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги. Но Игорю удалось предотвратить распад. Древлян были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. С печенегами Игорь заключил мир.

Летом 941 г. Огромное русское войско двинулось на Константинополь. Война длилась с 941-944 г. Греки не стали искушать судьбу и предложили мир. Право беспошлинной торговли в Византии было отменено.

Как же собиралась дань с подвластных великому князю княжений? Глубокой осенью князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них положенной дани. Этот объезд князем своих вассальных владений - назывался полюдьем (ходить по людям).

Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Из чего состояла дань? На первом месте стояли меха, мед, воск, лен, основной мерой дани подвластных племен являлись меха куницы, горностая, белки. Брались они с «дыма» т. е., с каждого жилого дома. Кроме этого в состав дани входили продукты питания, даже одежда.

Судя по тому, что частью полюдья было и кормления князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, и не поддавались учету. Вот почему во время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей. «Полюдье - это первая форма господства подчинения, установление понятия подданства.

Во время сбора дани в 945 г. Воины Игоря творили над древлянами насилия. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам с малой дружиной, решил еще побродить по деревенским землям в поисках добычи. Древляне во главе с своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

В Киеве осталась жена Ольга с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

Установив порядок внутри государства, Ольга обратила внимание на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства и династии, которая уже прочно утверждалась на Киевском престоле.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоящее более чем из ста человек, не считая обслуги и корабельщиков. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

Она понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с ее мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. Крещение проходило в храме Святой Софии. Ее крестным отцом стал сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елена. По возвращению в Киев Ольга пыталась также склонить и Святослава к христианству, но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

В 962 году возмужав и встав во главе дружины, Святослав став править Русью, он принялся за дальнейшее расширение Руси. Он подчинил себе княжество вятичей.

Также он продолжил усилия Олега и Ольги по централизации власти. Старшего сына, Ярополка, он оставил в Киеве, второго сына, Олега, отправил управлять деревенской землей, а младшего, Владимира, послал с его дядей, известным воеводой Добрыней, управлять Новгородом. Сыновья великого князя в прежних наполовину самостоятельных княжествах, по существу, становились его наместниками.

В ходе трехлетнего Восточного похода Святослав захватил огромные территории от окских лесов до Северного Кавказа. Византийская империя при этом молчала, действовал русско-византийский военный союз. Но вскоре состоялась русско-византийская война. Весной 972 года Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах.

После гибели Святослава в Киеве власть взял юный Ярополк. А Олег и Владимир стали самостоятельными правителями своих земель. они стали центром притяжения сил, которые хотели вновь добиться самостоятельности от Киева.

Через три года по приказу Олега, которому было всего лишь 13 лет, был убит в лесах великокняжеский воевода. Результатом этого стал через 2 года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Киевляне одолели древлян, те бежали за крепостные стены города Овруч. На мосту через крепостной ров произошла давка, в которой погиб молодой князь Олег. Древляне снова были подчинены Киеву.

Стремление отделиться выказал и Новгород. Получив весть о гибели брата, Владимир бежал к варягам. На его место Ярополк послал своего наместника. Русская земля была вновь объединена. Но Владимир не смирился с положением князя-изгоя.

Проведя два с лишним года на чужбине, он нанял отряд варягов и выбил наместника Ярополка из Новгорода. Потом он собрал большую рать, состоящую из славян, кривичей, чуди, и вместе с варягами двинулся на юг, повторяя путь Олега.

В результате из-за недоверия дружины, Ярополк не сумел собрать войска для борьбы с братом и заперся за киевскими стенами. Чувствуя, что в Киеве готовится заговор против него, Ярополк бежал из города. А вскоре был поднят на мечи двумя варягами по приказу Владимира.

С 980 г. Владимир стал единоличным правителем Руси. В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник, но вскоре все изменилось.

Византия стремилась христианизировать Русь для того чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. В 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 1 принцессу Анну, а византийцы в свою очередь предложили принять крещение. В 988 г., в Херсонесе Владимир принял крещение. Взял имя Василий, а вместе с ним крестилось и пол дружины. Лишь 990 году Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси.

После смерти Владимира началась борьба сыновей Ярослава Ярополка, Глеба, Бориса.

Зимой 1016 г., близ города Любеча встретились противники, и начался бой. Ярополк бежал в Польшу, а Ярослав занял Киев в 1017 году. В 1018 г. Соперники снова встретились в открытом бою, на реке альта (злодейски убит Борис). Ярослав победил.

Зарождение феодальной системы, большую ценность приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением.

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление между княжеской борьбы.

Были воздвигнуты церкви, около 400, в Киеве. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые Золотые ворота, открыл школы, развивал грамотность. Умер в 1054 г., в 11-12 веке появился один из крупнейших юридических сводов Средневековья и древнейший памятник славянского права - Русская правда. Она дает ценные сведения не только о юридических нормах, 10-11 вв. но и о развитии феодальных отношений в Киевской Руси, образовании социальных слоев и групп, социальной борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, полит. Строе и даже о быте и нравах человека. Правда Ярослава ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Если мстить было некому, виноватый платил штраф - виру великому князю. Если же убийца скрывался, то виру должна была платить община вервь, на территории которой произошло убийство.

Законы Ярослава Мудрого регулировали споры между свободными людьми. Правда различала разбойничество (убийство) и убийство в пылу ссоры (непреднамеренное убийство) по краткой Правде можно проследить становление феодальных отношений в К.Р.: отменена кровная месть, увеличена разница в размерах штрафа за убийство различных категорий населения, что свидетельствовало о стремлении защитить жизнь, собственность и имущество феодалов. Он выработал новую прочную систему единства Руси - передача великокняжеской власти по старшинству. Старшему сыну Изяславу он оставил свой престол, вторым по назначению становился князь, получивший в управление Чернигов, третьим - Переславль, были поделены и другие стольные города. За каждым из них стояла округа с другими городами и селами. Старший в роду становился великим князем. Наследие по прямой линии отступило перед патриархальным, чисто семейным принципом.

1093-1132 гг. - усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединиться под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых политических отношений. Новый законодательный свод - Устав Владимира Мономаха (1113) - вошел составной частью в Русскую Правду. Владимир Мономах, ставши великим князем после восстания в Киеве 1113 г.

Начал свое правление с законотворчества, чтобы сгладить наиболее острые социальные противоречия в Киевском государстве. Устав Владимира Мономаха упорядочил взимание процентов ростовщиками, установив его верхний предел - 50%и максимальный срок уплаты - 3 года, после чего долг списывался, улучшил правовое положение купцов «застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении, регламентировал запись в холопство (рабство), определил источники холопства: женитьба на холопке, рождение от холопа, продажа «хоть за пол гривны» при Владимире и Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви десятину (десятую часть отчислений от княжеских доходов - штрафов, судебных и торговых пошлин. После исчезновения половецкой угрозы государство распадается.

Как уже отмечалось в предисловии ко всему VIII Тому, первый его раздел посвящен древнему периоду в истории страны, который обозначен понятием "Древняя Русь". Но где та точка отсчета, с которой начинается история России? Эта точка, а вернее рубеж отстоит от нас по меньшей мере на 2,5 млн. лет, когда на Земле из животного мира выделилась ветвь гуманоидов, положившая начало Человеческому роду. Этот рубеж относится, как указывается в I томе "Истории Человечества", ко всему Человечеству, а значит, и к обитателям территории России, хотя первые следы человекообразных существ ведут нас к территориям Западной Африки, Индии, островам Индонезии, а позднее, уже по мере дальнейшей эволюции человека, обнаруживаются и в других регионах мира, в том числе на Восточно-Европейской равнине, на Кавказе, в Сибири.

При этом авторы "Истории Человечества" словами одного из инициаторов и авторов издания Шарля Моразе подчеркивают, что "лучше избегать чрезмерного выделения своих предков среди наших отдаленных общих предков", поскольку это нарушает научную основу истории Человечества и вызывает необоснованные национальные страсти и амбиции. Мы последуем этому совету и в свою очередь обратим внимание на то, что в I и II томах "Истории Человечества" авторы (среди которых немало видных российских археологов и антропологов), освещая тему появления и расселения людей на территории России, также ведут речь об общих предках человека в исследуемых ими регионах, но отнюдь не о предках того или иного народа. В настоящем издании, опираясь на данные предшествующих томов и лишь кратко повторяя их выводы, мы в основном определяем рубеж для более детального изложения истории России, начиная со времени появления индоевропейцев на евразийских пространствах и их взаимодействия с уже обозначившимися в том же регионе предками угро-финских и тюркских народов, поскольку значительная часть народов России в той или иной мере восходит именно к этим историческим общностям людей.

В этой связи следует коснуться поставленного в "Истории Человечества" вопроса о соотношении предыстории и истории Человечества. Первый наиболее длительный период жизни людей определяется как их предыстория и охватывает время от 2,5 млн. лет тому назад до появления письменности, т.е. примерно до 5 тыс. лет до н.э., с которой Человечество вступает в свою уже письменную историю. Приемлемый для наиболее продвинутых на то время в цивилизационном отношении регионов планеты, т.е. для так называемых "ключевых культурных регионов" – Северной Африки (Древний Египет), Ближнего Востока (шумерская цивилизация), Индии, Китая, этот подход оказывается совершенно немыслимым для территории Западной, Центральной, а также Восточной Европы и значительной части Азии, оказавшимися в дальнейшем территорией России, поскольку к V тысячелетию до н.э. эти регионы являли собой глухую и малообжитую периферию "ключевых культурных регионов" Того времени и продолжали оставаться на уровне предыстории Человечества. Касаясь истории России этого времени и дальнейших тысячелетий и веков, мы оказывались на цуги асинхронного подхода к истории России, при котором исторические категории, относящиеся к "ключевым культурным регионам", оказываются абсурдными в приложении их к другим регионам мира, в частности, к Восточной Европе и Евразии.

Это также относится к истории древнейшего периода истории России, охватывающего время с IX в. н.э., т.е. с рубежа образования древнерусского государства до 1230 гг. – до черты, за которой прекращается его политическая целостность и начинается период политической раздробленности. Политический государственный признак выступает здесь, как и в дальнейшем, в качестве начала, концентрирующего и определяющего основные цивилизационные процессы. Однако по мере изменения истории России, в первую очередь ее древнейшего и древнего периода, нам придется рассматривать не только этот выступающий как бы на исторической поверхности цивилизационный признак, на первый взгляд слабо совместимый с прогрессом качества жизни людей и совершенствованием личности человека, хотя такая связь между развитием и совершенствованием политических начал и прогрессом Человеческого рода является исторически корректной. Речь пойдет и об иных глобальных исторических явлениях, которые определили цивилизационное развитие региона на фоне общеевропейского развития и в связи с ним привели к овладению письменностью, принятию христианства, участию в европейской и евразийской политике и т.д.

Особо следует определить государственно-территориальный ареал Древней Руси. Изначально его составными частями являлись древнерусский Север во главе с Новгородом, древнерусский Юг во главе с Киевом, которые уже в X в. были многонациональными конгломератами. В дальнейшем эта территория, находившаяся под государственным контролем единого центра – Киева, "матери городов русских", как говорится в Летописи, и охватывающая огромные пространства от Карпат До Средней Волги, от берегов Балтики и Белого моря до Северного Причерноморья, Таманского п-ова, Керченского пролива и предгорий Кавказа, была Русью, древнерусским государством. Такое государство продолжало существовать и по мере перемещения центра Древнерусской государственности на северо-восток, в междуречье Оки, Волги и Клязьмы, а также по мере перемещения титула великого князя из Киева в Чернигов, а затем на северо-восток, во Владимир на Клязьме. Жизнь этого государства, как и сам этот период, заканчивалась по мере распада его политического, экономического единства, по мере того, как отдельные его части оказывались в составе иных государственных образований, а новые государственные образования и новые явления в экономике, социальных отношениях, культуре властно прокладывали себе дорогу в будущее.


в V в. разделились на 3 ветви

западные южные

восточные

предки русского,

белорусского и

украинского народов

Праславяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. Славяне в древних письменных источниках (напр. греческих) упоминаются как венеды, склавины и анты.

Великое переселение народов привело в движение в том числе и славянские племена. В V в. –разделение славян на 3 ветви.

В IV-VI веках, по свидетельствам различных источников, земли к востоку от Карпат населяли потомки восточных венетов - анты.

Наши непосредственные предки- восточные славяне уходят на Восточно-Европейскую равнину и расселяются, как пишет Нестор в XII в. в «Повести временных лет» по Днепру. Истории известно около 15 восточнославянских племен, точнее, племенных союзов, которые существовали примерно в IX-XI веках, а к XI-XIII векам сформировали Древнерусскую народность.

Племена Севера: ильменские словене, кривичи, полочане

Племена Северо-Востока: радимичи, вятичи, северяне

Дулебская группа: волыняне, древляне, поляне, дреговичи

Племена Юго-Востока: бужане, донские словяне

Племена Юга: белые хорваты, уличи, тиверцы

Периодизация Древней истории Руси

IX – XI вв. – Киевская Русь

XII – XIII вв. – раздробленность Руси (Владимирская Русь)

XIV – XV вв. – Московская Русь

Гардарика – «страна городов», так названы земли восточных славян в греческих, арабских и скандинавских источниках

Местные княжения (Гостомысл в Новгороде, Кий в Киеве, Мал у древлян, Ходот и его сын у вятичей)- зародышевая форма государственности Древней Руси.

Восточные летописцы выделяли в славянских землях 3 центра зарождения государственности: Куябу (на юге, вокруг Киева), Славию (в Приильменье), Артанию (на востоке, вокруг древней Рязани)

Рюрик (862-879)

862 г. – призвание варягов (Рюрика со своим племенем русью) Призвание варягов на картине Васнецова

Рюрик основал династию русских князей, правил в Новгороде.

«Норманская теория» теория о создании государства у славян извне (варягами- скандинавами).

Первый антинорманист Михаил Ломоносов (происхождение варягов из западнославянских земель)

Антинорманисты (складывание государства - этап внутреннего развития общества).

Олег (Вещий) (879-912)

882 г. – образование Киевской Руси (объединение двух полит. центров Новгорода и Киева в единое древнерусское государство князем Олегом)

907 и 911 гг. – походы Олега на Византию (цель- подписание выгодных торговых договоров)

Борьба с хазарами

Полюдье – сбор дани князем с подвластных восточнославянских племен

Полюдье торговый путь «из варяг в греки» (Балтика-Волхов-Ловать-Западная Двина-Днепр) Константинополь

Варяги. Николай Рерих, 1899

Игорь (Старый) (912-945)

Неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 г.

Греческий огонь - горючая смесь, выбрасываемая из медных трубок под давлением на корабль противника, не гасимая водой.

Повторный поход в 943, закончившийся мирным договором в 944.

В 945 г. был убит в ходе восстания древлян

Ольга (устроительница земли русской) (945-969)

1) Хитроумная (жестоко отомстила древлянам за мужа)

2) «Устроительница земли русской» -упорядочила сбор дани (полюдье налоги) (ввела уроки –точный размер дани,

погосты – пункты сбора дани)

3) Провела волостную реформу (разделила государство на волости), (ввела единые правила суда княжеских наместников)

4) Наладила дипломатические отношения с Византией

5) Первой приняла христианство (Елена)

Святослав (князь-воин) (962-972)

Всю жизнь провел в походах (расширил границы государства, обеспечил безопасность торг. путей для русских купцов)

1. Подчинил вятичей

2. Разбил булгар и хазар, открыв торг. путь по Волге в восточные страны

(«Иду на вы»)

3. Походы на болгар на Дунае (попытка перенести столицу в г. Переяславец)

Но часто оставлял государство без защиты, например, осада Киева печенегами (968), предпринятая во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае.

(Согласно летописи, в то время как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Болгарского царства, печенеги вторглись на Русь и осадили её столицу - Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.

Доведённая до крайности, мать Святослава княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним. Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.

Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава, а если нет, погубит нас Святослав. Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышли из города к реке.

Лидер печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд - это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.

Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла, и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае)

Но после трудного похода на Византию в 972 г. порадевшее войско Святослава с тяжелой военной добычей было встречено на Днепровских порогах поджидавшими полчищами печенегов. Русы были окружены и полностью уничтожены. Они погибли все до единого, включая князя Святослава. Из его черепа хан Куря велел сделать чашу для питья, оковав её золотом.

Владимир (Красное Солнышко, Святой) (980-1015)

Междоусобицы (Владимир – сын рабыни, побеждает Ярополка)

1. Любим народом (образ князя отображен в былинах):

А) создание системы крепостей на юге для обороны от печенегов;

Б) набирал в дружину людей из народа;

В) устраивал пиры для всех киевлян.

2. Укрепляет государство и княжескую власть:

А) проводит языческую реформу (Перун-главный бог)

Цель: попытка объединить племена в единый народ с помощью религии

Б) 988 г. – крещение Руси по византийскому образцу

В) приобретение важного военного и политического союзника в лице Византии

Г) развитие культуры:

1) славянская письменность (Кирилл и Мефодий);

2) книги, школы, церкви, иконопись;

Десятинная церковь-первая каменная церковь в Киеве (1/10 часть доходов князя на строительство);

3)учреждение русской митрополии

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.

Князь Владимир вошёл в историю как Креститель Руси. Решение князя креститься не было спонтанным. Согласно «Летописи временных лет» за несколько лет до похода на Корсунь (Херсонес) Владимир задумался о выборе веры. Сердцем князь склонялся к православию. И утвердился в этом решении после того, как его послы съездили «на разведку» в Константинополь. Вернувшись, они рассказали: «Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где они служат Богу своему, и мы не знали, на небе ли мы находимся или на земле: забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы «не имамы зде быти», не хотим оставаться в прежней языческой вере». Тогда же вспомнили: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек».

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин,Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора

Князь правил Русским государством 37 лет, из них 28 лет - будучи христианином. Стоит отметить, что князь Владимир принял из Византии православие не как вассал, а как равный. «Историки до сих пор строят разные версии, зачем князь пошёл на осаду Херсонеса», - говорит С. Беляев. Одна из версий гласит: решив принять православие, Владимир не хотел предстать перед греками в роли просителя. Показательно: не Владимир отправился в Константинополь, столицу Византии, для принятия крещения. Это к нему, в завоёванный Херсонес, приехали, да ещё и привезли принцессу Анну. При этом само решение Владимира стать православным было продиктовано потребностью души, о чём свидетельствуют произошедшие с князем разительные перемены.

Внимательно присматриваясь к Крестителю Руси, становится ясно, что он был и недюжинным государственным стратегом. И на первое место ставил национальные интересы Руси, которая под его руководством объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей.

В День народного единства, 4 ноября 2016 года, на Боровицкой площади состоялось торжественное открытие памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру, который выполнен по проекту народного художника России Салавата Щербакова. Памятник создан по инициативе Российского военно-исторического общества и Правительства Москвы. церемония открытия памятника князю Владимиру. На церемонии присутствовали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.

Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства.

После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

У Владимира – 12 сыновей- междоусобицы (старший-Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба, ставших первыми святыми на Руси, а Святополка окрестили Окаянным еще и за то, что приводил на Русь иноземцев, которые разоряли и убивали)

Ярослав, управлявший Новгородом, поддержанный новгородцами в борьбе с братом, захватывает престол (с 1019 г. до 1036 г. правит совместно со своим братом Мстиславом). Начинается спокойное мудрое правление – время расцвета Древнерусского государства.

1. Укрепил власть (высшая власть принадлежала великому киевскому князю, который издавал законы, был высшим судьей, возглавлял войско, определял внешнюю политику). Власть наследовалась старшим в роду (сыновья-наместники в волостях, перемещались в случае смерти старшего брата в более крупную волость).

2. Положил начало созданию единого свода законов «Русская правда» (1016 г.). (В «Правде Ярослава», напр., ограничена кровная месть и заменена штрафом-вирой)

3. Меры по укреплению самостоятельности русской церкви (с 1051 г. митрополитами стали назначать не греков, а русских, причем без ведома Константинополя. Первым русским митрополитом был Илларион).

4. Развивал культуру (строил церкви, соборы (Софийский собор в Киеве, Новгороде), монастыри (Киево-Печерский – монах Нестор в XII в. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет»), где распространялось писание летописей (описание исторических событий по годам- летам), школы, библиотеки, что способствовало развитию грамотности)

5. Вел мудрую внешнюю политику:

· укрепил южные рубежи Руси (построил оборонительные линии из городов-крепостей на юго-восточных границах);

· разбил под стенами Киева печенегов в 1036 г., где и построил Софийский собор;

· расширил северо-западные границы гос-ва (в1030 г. построил город Юрьев на западном побережье Чудского озера, которое захватил у поляков и литовцев)

· Все земельные приобретения закреплял мирными договорами и династическими браками

Именно при Ярославе Мудром закончился процесс формирования государства у восточных славян, складывается древнерусская народность.

Социальная структура общества в Древнерусском государстве

В XI в. Киевская Русь – раннефеодальное государство (наряду с появлением высшего слоя и, наоборот, зависимого, все же основная часть населения – это свободные общинники, платившие налоги государству. А формирование феодального землевладения шло очень медленно).

Земля принадлежала государству, поэтому община (земля находилась в совместном владении, делилась между всеми семьями, входившими в общину) платила налог за пользование землей гос-ву.

Первыми феодалами, захватившими в свою собственность земли, были князья. Они жаловали земли церкви и дружинникам- боярам за службу (вотчина – наследственное земельное владение), которые тоже становились феодалами.

I. Высший слой:

II. Свободные землевладельцы, объединенные в общины

(самая многочисленная часть населения Древнерусского государства)

III. Зависимое население:

Смерд – член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Древнерусском государстве в период XI-XIV веков.

Рядович – заключивший договор («ряд») о работе на феодала на определенных условиях.

Закуп – разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за неуплату ссуды («купы»). Если возвращал долг, становился свободным.

Холоп –раб, работавший на земле феодала. (холопами становились военнопленные, не выполнившие обязательств закупы и рядовичи, дети холопов, от великой нужды человек продавал себя в холопы).

Культура Древней Руси

Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Восточные славяне

1)Верования - язычество, от слова «язык» - племя, народ.

Боги - Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Ярило, Лада, Макошь и др.

Место поклонения идолам - капище, где совершали жертвоприношения.

Волхвы́ («кудесник, волшебник, гадатель») - древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.

Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником»

2) древние сказания, былины- поэтические сказания о прошлом, где прославлялись подвиги русских богатырей (Микула Селянинович, Илья Муромец, Ставр Годинович и др.). Главный мотив –защита русской земли от врага.

Виктор Васнецов «Богатыри»

3) искусство кузнецов, резчиков по дереву и кости.

Огромное влияние имела христианизация Руси.

1) Распространение письменности и грамотности на Руси (60-е гг IX в. - Кирилл и Мефодий - жили в Салониках (Греция), составители славянской азбуки - глаголицы, перевели на славянский язык Евангелие, проповедовали на славянском языке. Кириллица, созданная впоследствии их учениками, в видоизмененном виде является основой современной русской азбуки).

2) Распространение летописания (1113 г. –«Повесть временных лет»)

При храме св. Софии Ярослав создал первую библиотеку на Руси.

Ярослав создал в Киеве мощный центр книгописания и переводной литературы.

Возникают монастыри - Киево-Печерская лавра (основатели Антоний и Феодосий).

XI - н. XII вв. - формируются летописные центры в Киеве и Новгороде.

3) Зарождение русской литературы:

А) 1049 г. – «Слово о законе и благодати» Иллариона (торжественное обращение, послание и поучение, проповедь о нравственной оценке правителя);

Б) жития –литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых (Нестор написал житие Бориса и Глеба)

Страстотерпцы Борис и Глеб. Икона, начало XIV века. Москва

В) 1056 - «Остромирово Евангелие» - старейшая из рукописных книг.

Книги писали в монастырях, которые были центрами культуры (писали на пергаменте - тонкой выделанной телячьей коже).

Простые люди, обмениваясь информацией, использовали бересту.

Развивалось искусство книжной миниатюры (рукописные иллюстрации)

4) Зодчество (в основе строительства храмов лежала византийская крестово-купольная система).

· Деревянное (терема, городские стены, избы)

Особенность: многоярусность, башенки, пристройки, резьба)

· Первая каменная церковь в Киеве называлась Десятинная (989 г.), так как князь на ее строительство дал десятую часть своих доходов. Церковь имела 25 куполов.

· 1037 г. - Строительство собора святой Софии в Киеве.

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Современный вид Софийского собора

Многоглавие - характерная черта русского зодчества (1 купол в центре, 12).

Для облицовки храмов используют плинфу - широкий и плоский кирпич

В Софии находится каменная гробница Ярослава.

В алтаре находится изображение Богоматери. Тип изображения - Оранта - с воздетыми вверх руками. Киевляне называли ее «Нерушимая стена» и считали своей защитницей.

Есть фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Внутреннее убранство храмов: фрески, иконы, мозаика

Иконы писал печерский монах Алимпий.

При Ярославе Киев строится. Его называют «украшением Востока и соперником Константинополя». Золотые ворота - парадный въезд в город.

1113-1125 - правление Владимира Мономаха (внука Ярослава и византийского императора Константина Мономаха). В 60 лет взошел на Киевский престол.

1) Походы против половцев (1111 г.-сокрушительный удар по половцам

ушли в степи, относительное затишье

2) Боролся против усобиц (инициатор Любечского съезда (1097г.) – «каждый да держит вотчину свою». Хотя это только закрепило раздробленность на Руси (законодательно)

3) Боролся за единство Руси (подчинял русских князей, наказывал за усобицы), но после смерти Владимира и его сына Мстислава, который продолжил политику отца, междоусобицы возобновились

4) Образованный человек и одаренный писатель, оставил завет сыновьям жить в мире, верно служить Отчизне (1117г. - «Поучение детям» - ценный исторический источник и яркий литературный памятник).

5) Создал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича», в котором облегчил положение должников, запретив их обращать в холопов.

6) Основал на р. Клязьме город, названный его именем.

7) Формируются новые литературные жанры - притчи, поучения, хождения.

8) При Владимире стали чеканить золотые и серебряные монеты, затем заменили на серебряные слитки - гривны.

9) Высокий уровень развития ремесла - литье, чеканка, керамика, вышивка, эмаль

Художественное ремесло

А) кузнечное ремесло (оружие, доспехи);

Б) ювелирное ремесло (зернь, скань, эмаль)

Скань - изображение из тонкой золотой проволоки;

Зернь - шарики напаивают на скань;

Перегородчатая эмаль - эмалью заполняют промежутки из металла.

Духовный мир средневекового человека сочетает возвышенное (обращение к Богу) и земное («смеховая культура»). Носителями «смеховой культуры» средневековья на Руси были скоморохи и гусляры - странствующие актеры, которых преследовала церковь, но любили при дворах князей и в деревнях.

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

Восточные славяне -- потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. В начале нашей эры восточные славяне занимали обширную территорию от Балтийского моря до Черного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги. К середине IX в. у восточных славян сложились предпосылки создания государства -- Киевской Руси. Многие западные историки до сих пор утверждают, что она была создана норманнами, пришедшими из Скандинавии. Русские же ученые давно опровергли эту так называемую «норманнскую теорию». Они доказали, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточнославянских племен, задолго до прихода норманнов. Древнейшие письменные сведения о славянах принадлежат древнегреческим ученым Гесиоду, которые сообщали об «антах» и «венедах», проживающих от Карпат до Балтийского моря. С VI в. н. э. в источниках появляется понятие «славяне». Наиболее полные данные о восточных славянах оставили нам историки VI в. Иордан и Прокопий Кесарийские. Считается, что прародиной славян была Центральная и Восточная Европа. В середине I тыс. до н. э. у славян начинает распространяться железо, и происходит постепенное разложение родового строя. В это же время единая славянская общность делится на две ветви -- восточную (русские, украинцы, белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Позднее, в 1тыс. н. э., обособляется и третья -- южная ветвь славян (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы). Общая численность славянских народов на начало XX в. составила около 150 млн. человек, в т. ч. русских -- свыше 65 млн., украинцев -- около 31 млн., белорусов -- около 7 млн., поляков -- свыше 19 млн., чехов -- более

7 млн., словаков -- более 2,5 млн., сербов и хорватов -- свыше 9 млн., болгар -- 5,5 млн., словенцев -- 1,5 млн. Основная масса славянского населения проживала в России -- 107,5 млн. человек, в Австро-Венгрии -- около 25 млн., в Германии -- свыше 4 млн., в странах Америки -- свыше 3 млн. В 1970 г. общая численность славянского народа составила около 260 млн., из них: русских -- свыше 130 млн., украинцев -- 41,5 млн., белорусов -- 9,2 млн., поляков -- около 37 млн., чехов -- около 10 млн. В первые века нашей эры восточные славяне сохраняли общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Славяне занимались подсечным земледелием. С совершенствованием орудий труда на смену подсечному земледелию пришло пашенное с двупольной системой. Отпала необходимость жить коллективами. Из родовых общин стали выделяться отдельные семьи. Каждая семья имела свой дом, участок земли, свои орудия труда. Но места охоты, рыбной ловли, пастбища были в общем пользовании. С появлением семейной собственности у восточных славян появляется имущественное неравенство. Одни семьи богатеют, другие беднеют. Возникает класс крупных землевладельцев -- бояр.

В VI--VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и образования крупных племенных союзов. Зарождаются феодальные отношения, создаются экономические и социально-политические предпосылки образования государственности.

Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Это свидетельствует о том, что в это время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми. Так, поляне жили на Днепре возле Киева; дреговичи -- между Припятью и Западной Двиной; кривичи -- вокруг города Смоленска; вятичи -- в бассейне реки Оки и т. д.

Во главе каждого племени стоял князь, имевший свое «княжение». Это еще не было княжество в более позднем, феодальном смысле слова. Племенные князья создавали вооруженные отряды -- дружины. Жили они обычно в отдельных поселках, вокруг которых селились ремесленники: кузнецы, оружейники, сапожники, плотники и т. д. Они производили для дружины оружие, одежду, обувь. Княжеское поселение окружалось глубоким рвом с водой, высоким земляным валом с бревенчатой стеной. Так у славян возникали города.

Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом. Потомки Кия и были первыми князьями Киевского государства.

На протяжении многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В IV в. на славян нападали гунны, затем авары и хазары, потом печенеги и половцы. «Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба с степными варварами», -- писал известный русский историк С.М. Соловьев. Сами славяне часто предпринимали военные походы на берега Дуная и на Византию. Для ведения оборонительных и наступательных войн они объединялись в союзы.

Итак, крупные племенные союзы были непосредственными предшественниками государства.

Начальный этап существования государства у многих народов связан с возвышением (в силу тех или иных обстоятельств) одного из знатных родов. Впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращался в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси, где выделяют династии Рюриковичей и Романовых.

Следует заметить, что в Киеве существовали собственные традиции восточнославянской государственности. Полагают, что примерно в VI--VII вв. здесь правил основатель города славянский князь Кий, а затем его родственники. Однако в 882 г. правителями были парижские витязи Аскольд и Дир, с которыми жестоко и коварно расправился новгородский князь Олег.

Киев привлекал князя Олега прежде всего тем, что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки». Вдоль великого торгового пути возникали крупные города -- Киев, Смоленск, Новгород и др. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его главной улицей. В то время реки были наиболее удобными дорогами. Неслучайно все древние города стоят по берегам рек, обычно на высоком мысу у впадения малой реки в большую.

Каковы же предпосылки образования Древнерусского государства -- Киевской Руси?

Во-первых, это экономические предпосылки:

а) более высокий относительно других народов уровень развития производительных сил у восточных славян. Главной отраслью хозяйства славян являлось земледелие с использованием железных орудий труда: лемехов, плугов, наконечников, сох и т. д. Это позволяло славянам осваивать новые земли и перейти от подсечного к более производительному пашенному земледелию. Славяне высевали рожь, пшеницу, ячмень, овес, лен и другие культуры.

Они активно занимались скотоводством. Первоначально скот разводили ради мяса и использования на работах. По мере того как человек стал употреблять молоко в пищу и приобрел навыки изготовления из него различных продуктов (масла, сыра и т.д.), возросло значение молочного скота. Кроме того, скотоводство позволило развивать кожевенное производство;

б) развитие ремесел. Отделение ремесла от земледелия у восточных славян происходит в VI--VIII вв. Данные археологов свидетельствуют о существовании и этот период кузнецов, литейщиков, оружейников, мастеров золотых и серебряных изделии, гончаров и т.д. Только из железа и стали славянские мастера производили более 150 видов различных изделий;

в) высокопроизводительное земледелие и многообразие ремесел обусловили активное развитие торговли. Это подтверждают находки при раскопках римских и других монет, византийских украшений, изделий, изготовленных в различных краях, главным образом в границах трех главных торговых путей. Первый -- это «великий путь из варяг в греки». Он вел из Финского залива в реку Неву, в Ладожское озеро, в реку Волхов, в озеро Ильмень, в реку Ловать, из Ловати, пользуясь мелкими речками и волоками, переходили в Западную Двину, а оттуда на верховья Днепра и Днепром в Черное море к «грекам», т. е. в Византию. Этим важным путем пользовались как сами славяне, так и варяги. Второй столь же важный путь шел по Волге, в землю волжских болгар и в Хазарское царство, на Каспийское море. Чтобы попасть на Волгу, славяне пользовались ее притоками (Мологою, Шексною) и рекой Метою, впадающей в озеро Ильмень. Третий путь тоже вел в Хазарское царство со среднего Днепра малыми реками на реку Донец и с Донца на Дон, оттуда можно было попасть и в Азовское, и в Каспийское море. По этим путям славяне ездили торговать к грекам, болгарам, хазарам.

Во-вторых, это социально-политические предпосылки:

а) в VI в. начинают складываться славянские племенные союзы, которые стали прообразом будущей государственности. Племенные союзы вначале создавались лишь в военных целях. Среди них следует выделить наиболее крупные: поляне -- в районе Киева; дулебы -- в Карпатах; воляне, северяне и др. В.О. Ключевский прямо указывал, что эти союзы явились началом государственности славян. Вот как он пишет о дулебах: «Этот военный союз и есть факт, который можно поставить в самом начале нашей истории: она началась в VI в. на самом краю, в юго-западном углу наших равнин, на северо-восточных склонах и предгорьях Карпат»;

б) в VI--VIII вв. восточные славяне имели хорошую, для своего времени, военную организацию, которая также свидетельствовала о наличии в их строе элементов государственности. Интересное подтверждение военно-государственной организации дал киевский математик А. Бугай, исследовавший более 700 км т. н. «Змиевых валов», расположенных южнее Киева. На основе радиокарбонного анализа он сделал вывод, что для защиты славянских племен от нашествия кочевников с юга в VI -- VIII вв. была создана четырехрядная система защитных сооружений. Один из валов тянется на 120 км от Фастова до Житомира. Его кубатура предполагает, что в строительстве участвовали более 100 тыс. человек. Подобные масштабы работ возможны были лишь в организованном обществе;

в) отсутствие у славян рабства. Точнее, оно существовало в патриархальной форме и не переросло в рабовладельческий способ производства.

В-третьих, это внешние предпосылки:

а) необходимость расширения земельных владений, осуществить которое в широких масштабах могло лишь государство;

б) постоянная угроза нападения норманнов с северо-запада, Византии -- с юго-запада, хазар -- с юго-востока, печенегов -- с юга. Все это диктовало потребность в мощной военной организации и централизованном управлении ею. Таким образом, исходя из вышеуказанных признаков, можно сделать вывод о том, что создание в середине IX и. раннефеодального Древнерусского государства с центром в земле племенного союза полян -- городом Киевом -- явилось закономерным результатом внутреннего развития славянского этноса.

Для Киевской Руси была характерна многоукладность, экономики. Что же составляло экономическую основу Древнерусского государства?

Во-первых , феодальная собственность на землю. Это было коренным отличием от западноевропейских к ряда других стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала к двух формах:

а) вотчины -- земля крупного феодала, боярина, которая переходила по наследству. Она состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений;

б) поместья -- земля, которую князь жаловал своим дружинникам в условное владение за службу. Право владения землей имело место лишь в период службы. По наследству эта земля не передавалась.

Во-вторых , совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двухпольной и трехпольной систем земледелия. Это, в свою очередь, позволило увеличить площадь земельных угодий и их производительность.

В-третьих , быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами обусловило рост городов. На основе летописей историки подсчитали, что в IХ--Х вв. на Руси насчитывалось 24 города, в XI в. -- 64, в XII в. -- 135, а к XIII в. -- уже 224. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь тогда называли Градарикой -- страной городов. О размерах городов свидетельствуют описания Киева, сделанные немецким летописцем в Х в. Он отмечал наличие в городе 400 церквей и 8 больших торговых площадей, а также 100 тыс. жителей.

В-четвертых , углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, развитие ремесел вело к росту торгового обмена между городом и деревней, торговли между различными областями Киевской Руси и ее самой со многими странами: Персией, Аравией, Францией, Скандинавией. Крупнейшим торговым партнером Руси была Византия.

Установление частной формы собственности на землю привело к созданию четкой социальной структуры общества и положило начало формированию крепостной зависимости крестьян.

На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, осуществлял сбор дани с подвластных племенных князей и других земельных собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение. С.М. Соловьев писал, что ежегодно в ноябре русские князья выезжали из Киева со своей дружиной и ехали в земли подвластных им славянских племен, где собирали дань, вершили судебные дела и решали другие вопросы.

Следующую ступень занимали крупные земельные собственники -- бояре и местные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель. Такое же место занимало и высшее духовенство. Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань различным феодалам и отрабатывали повинности.

Зависимые крестьяне уплачивали феодалам оброк либо отрабатывали барщину. В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян -- общинников. Однако по мере установления частной собственности на землю возрастала зависимость от феодалов, крестьян разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом осуществлялось экономическое принуждение крестьян.

Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах барщины и натурального оброка.

а) Барщина -- это даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Широко распространилась в

Европейской России во второй половине XVI--второй половине XIX в. После отмены крепостного права в 1861 г. сохранилась для временно обязанных крестьян как издольщина. Юридически отменена и 1882 г., фактически существовала до Октябрьской революции 1917 г. в виде отработок.

б) Натуральный оброк -- ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк отменен 19 февраля 1861 г., денежный--сохранялся для временно обязанных крестьян до 1883 г.

К Киевской Руси сложились следующие группы зависимых крестьян:

а) закуп -- крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);

б) рядович -- крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд -- договор. Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен большой участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т. д.;

в) изгой -- крестьянин, потерявший связь с общиной к нанимающийся к феодалу;

г) пущенник -- раб, отпущенный на волю, оказавшийся без средств к существованию и идущий в кабалу к феодалу;

д) холоп -- человек, который находился в основном в составе дворовых людей феодалов и был фактически на положении раба.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер.

Князь же реализовывал и судебную власть. Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников -- бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой модификацию русского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Русская Правда». В XI в. происходит складывание так называемой «Краткой редакции» «Русской Правды». Она состояла из двух основных частей -- «Древнейшей Правды» (или «Правды Ярослава») и «Правды Ярославичей». Кроме княжеского гражданского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви.

mob_info