Склонение числительных 40 90 100. Склонение числительных. Склонение количественных числительных

Склонение числительных 40, 90, 100.

Цели:

1)обучающая: создать у учащихся представление о склонении числительных сорок, девяносто, сто; учить изменять данные числительные по падежам;

2)развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3)воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

1. По следам домашних заданий.

1) Слово учителя.

Сегодня нас ждёт достаточно простая тема, поэтому я решила предложить вам, дорогие мои дети, соревнование , состязание между мальчиками и девочками. Итак, счёт 0:0! Вперёд!

2) Фронтальная работа. Лексический поединок.

Знать как свои … пальцев

похожи как … капли воды

знать как дважды … …

Что представляют собой данные сочетания слов? В каком значении употребляются? Почему нельзя их разделить?

Вставьте необходимые по смыслу числительные. Расскажите о них всё, что можете.

Приведите ещё примеры фразеологизмов, в которых употребляются числительные.

Составьте с получившимися фразеологизмами предложения. Каким членом предложения является фразеологизм в вашем предложении?

Мальчики Девочки

3) Индивидуальные задания.

1. «Я знаю всё!»

Сорок восемь рублей

шестеро котят

две трети яблока

четырнадцатая фотография

Рассказать всё, что возможно, о данных числительных, т.е. указать разряд по значению и разряд по составу (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики Девочки

2. «Мне покорились падежи!»

17 велосипедов (в дат. пад.)

19 томов (в твор. пад.)

9 крыш (в род. пад.)

11 мальчиков (в предл. пад.)

30 дисков (в твор. пад.)

Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

3. «Адресные» карточки.

4) Проверочная работа и задание на развитие.

18 километров (в род. пад.)

17 гаражей (в предл. пад.)

1 котёнок (в род. пад.)

2 подруги (в дат. пад.)

20 часов (в предл. пад.)

Записать под диктовку учителя сочетания слов в указанных падежах. Где возможно, указать и другие грамматические категории числительных.

2. Интрига.

1) Фронтальный опросик.

Как изменяются все числительные?

Какую работу будем выполнять сегодня?

3. Движение темы.

1) Анализ примеров.

Изменяем по падежам вместе с детьми сорок поваров и сто рублей .

Вывод: при изменении по падежам числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы.

2) Работа с учебником.

Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 152.

О чём не сказали сегодня?

3) «Я это знаю!»

40 богатырей (в род. пад.)

100 литров (в дат. пад.)

90 лет (в предл. пад.)

Записать в указанных падежах сочетания слов (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

4) Синтаксическая минутка.

До моей дачи ехать 40 минут.

Моему дедушке исполнилось 90 лет.

100 - чётное число.

Записать цифры словами, в получившихся предложениях подчеркнуть числительные как члены предложения.

Самопроверка.

4. Итог. Д/з.

1) Итог.

Сегодня, с моей точки зрения, победили все, точнее, каждый из вас, ведь с урока унесли новые знания!

2) Д/з: - стр. 152;

Сорок


девяносто

сто

Р.,Д.,Т., П

сорока

девяноста

ста

  1. Склонение числительных от 50 до 80 , от 500 до 900 ; 200, 300, 400

от 50 до 80

500 до 900

200, 300, 400

Им., В.п.

пятьдесят

пять сот

двести


Р.п.

пяти десяти

пяти сот

двух сот

Д.п.

пяти десяти

пяти стам

двум стам

Т.п.

пятью десятью

пятью стами

двумя стами

П.п.

(о) пяти десяти

(о) пяти стах

(о) двух стах

Склонение собирательных числительных оба, обе
мужской и средний род
женский род

Им.п.

П.п.


оба студента, стола, письма

обоих студентов , столов, писем

обоим студентам, столам, письмам

обоих студентов , оба стола, письма

обоими студентами, столами, письмами

об обоих студентах, столах, письмах


обе студентки, книги

обеих студенток, книг

обеим студенткам, книгам

обеих студенток, обе книги

обеими студентками, книгами

об обеих студентках, книгах


6. Склонение числительных полтора, полтораста

Задание № 49. Прочитайте вслух приводимые ниже предложения , поставив числа в соответствующей падежной форме.

А. 1.Частное от деления 8648 на 8 равно1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

Б. Нет 700 учащихся, гордиться 284 участниками финала, договорились о 199 книгах, раздать номера 455 участникам эстафеты, гордиться собранными 955 центнерами зерна, по рецептуре требуется около 320 граммов масла и 90 миллилитров ликера, у нас более 875 книг, на 2080 страницах, рекорд в беге на 800 метров, к 345 прибавить 20, от 964 отнять 12, 10 сложить с 798, деревня находится в 364 км от города , предложение принято 475 голосами против 44, опрос среди 635 руководителей, 88,9% опрошенных считают, стеллаж с 785 книгами, расстояние в 1985 км, это произошло в 1985 году, не достиг 17 лет, книга с 2647 иллюстрациями, строительство должно завершиться к 2008 году, с 1000 (рубли) в кармане, на сборы в поход ушло 22 (сутки).

Задание № 50. Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Прибыл океанский лайнер с 2485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 576 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина с результатом 128,55 балла победила молодая спортсменка. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 85 иллюстрациями.

Задание № 51 . Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение числительных.

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17 464 отнять 11 090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. 12. Он чувствовал себя уверенно с 400 рублями, полученными от отца на мелкие расходы. 13. Экспедиция будет длительной , вряд ли она закончится за 32 (сутки).

Задание № 52 . Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбранную форму, обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 2. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 3. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 4. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 5. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 6. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 8. Печать, в том числе областные , городские и районные газеты, должн… сыграть важную роль в развитии производства.
Материал для справок № 2


  1. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с Р.п. мн. числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе , если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

  2. Если подлежащее выражено так называемым с ч е т н ы м о б о р о т о м, т.е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в Р.п. мн. числа, то сказуемое обычно согласуется так же , как с подлежащим – собирательным числительным (см. п. 1). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.)

  3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.

  4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

  5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки ; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

  6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели; Пробило десять часов; Так прошло пятнадцать лет.

  7. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: профессор сделал доклад ;

  8. При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Профессор Сергеева прочла лекцию.

  9. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована; песня-романс стала весьма популярной ; книга-справочник весьма полезна.

  10. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

Задание № 53 . Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали , младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

Задание № 54. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание № 55 . Прочитайте данный ниже текст, обращая внимание на правильное произношение числительных.

Гражданка Мухина, найдя кошелёк с 562 рублями , приобрела самовар стоимостью около 250 рублей , а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 рублей , прибавив к найденным 562 рублям ещё что-то около 29 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была его 265 операция . Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на гостей.
БЛОК 3. Трудные случаи именного и глагольного управления

Склонение числительных 40, 90, 100.

Цели:

1)обучающая: создать у учащихся представление о склонении числительных сорок, девяносто, сто; учить изменять данные числительные по падежам;

2)развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3)воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

1. По следам домашних заданий.

1) Слово учителя.

Сегодня нас ждёт достаточно простая тема, поэтому я решила предложить вам, дорогие мои дети, соревнование , состязание между мальчиками и девочками. Итак, счёт 0:0! Вперёд!

2) Фронтальная работа. Лексический поединок.

Знать как свои … пальцев

похожи как … капли воды

знать как дважды … …

Что представляют собой данные сочетания слов? В каком значении употребляются? Почему нельзя их разделить?

Вставьте необходимые по смыслу числительные. Расскажите о них всё, что можете.

Приведите ещё примеры фразеологизмов, в которых употребляются числительные.

Составьте с получившимися фразеологизмами предложения. Каким членом предложения является фразеологизм в вашем предложении?

Мальчики Девочки

3) Индивидуальные задания.

1. «Я знаю всё!»

Сорок восемь рублей

шестеро котят

две трети яблока

четырнадцатая фотография

Рассказать всё, что возможно, о данных числительных, т.е. указать разряд по значению и разряд по составу (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики Девочки

2. «Мне покорились падежи!»

17 велосипедов (в дат. пад.)

19 томов (в твор. пад.)

9 крыш (в род. пад.)

11 мальчиков (в предл. пад.)

30 дисков (в твор. пад.)

8 тарелок (в род. пад.)

13 учениц (в дат. пад.)

18 лет (в твор. пад.)

5 стульев (в дат. пад.)

16 метров (в дат. пад.)

Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

3. «Адресные» карточки.

4) Проверочная работа и задание на развитие.

18 километров (в род. пад.)

17 гаражей (в предл. пад.)

1 котёнок (в род. пад.)

2 подруги (в дат. пад.)

20 часов (в предл. пад.)

Записать под диктовку учителя сочетания слов в указанных падежах. Где возможно, указать и другие грамматические категории числительных.

2. Интрига.

1) Фронтальный опросик.

Как изменяются все числительные?

Какую работу будем выполнять сегодня?

3. Движение темы.

1) Анализ примеров.

Изменяем по падежам вместе с детьми сорок поваров и сто рублей .

Вывод: при изменении по падежам числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы.

2) Работа с учебником.

Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 152.

О чём не сказали сегодня?

3) «Я это знаю!»

40 богатырей (в род. пад.)

100 литров (в дат. пад.)

90 лет (в предл. пад.)

Записать в указанных падежах сочетания слов (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

4) Синтаксическая минутка.

До моей дачи ехать 40 минут.

Моему дедушке исполнилось 90 лет.

100 – чётное число.

Записать цифры словами, в получившихся предложениях подчеркнуть числительные как члены предложения.

Самопроверка.

4. Итог. Д/з.

1) Итог.

Сегодня, с моей точки зрения, победили все, точнее, каждый из вас, ведь с урока унесли новые знания!

2) Д/з: - стр. 152;

2. Собирательные числительные сочетаются со словами следующих групп˸ а) с существительными мужского рода (двое братьев, четверо учителей , но нельзя *трое сотрудниц, двое девочек ); б) с существительными, называющими лиц (трое ребят, четверо людей ); в) с существительными, имеющими лишь формы множественного числа (четверо суток, трое ножниц ). Существительные, относящиеся к последней группе, в именительном и винительном падежах не сочетаются с числительными, которые оканчиваются на 2, 3, 4˸ нельзя вслух прочитать конструкции типа 23 суток, 43 ножниц и т. п. Такие словосочетания возможны лишь в косвенных падежах, например˸ около двадцати двух суток, о семидесяти трех яслях и др.
Размещено на реф.рф
Собирательные числительные в сочетании с одушевленными существительными сохраняют свои формы во всех падежах, например˸ троих братьев, троим братьям (наряду с формами типа трех братьев, трем братьям ), а в сочетании с неодушевленными – только в именительном и винительном, в остальных падежах они заменяются количественными числительными˸ четверо суток, четырем суткам и др.

3. Слово оба изменяется по родам, точнее, имеет одну форму для мужского и среднего рода (оба ), а вторую форму – для женского (обе ). Это различие сохраняется и косвенных падежах, например˸ обоих студентов , но обеих преподавательниц .

4. Числительное полтора так же различает формы мужского-среднего рода (полтора ) и женского рода (полторы ), но лишь в именительном и винительном падежах˸ полтора дня, полторы чашки . В косвенных падежах это слово, независимо от рода, получает форму полутора ˸ полутора дней, полутора чашек .

5. Числительное тысяча имеет в творительном падеже два варианта – тысячью и тысячей , причем от выбора того или иного зависит форма существительного˸ тысячью книгами или тысячей книг . В последнее время и в книжной, и в разговорной речи все чаще встречаются словосочетания типа тысячью книг , в которых имя существительное употребляется в родительном падеже вместо требуемого творительного.

F Задание 9. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

1 Вариант ˸ 1) Работу нужно сдать к (28 декабря). 2) В соответствии со всеми (90) пунктами договора достигнуто соглашение.3) За период реформы количество колхозов и совхозов сократилось с (935) до (665). 4) Этот банк заманивал вкладчиков (200) процентами годовых. 5) Оптовой торговлей занимается свыше (36,6) (тысяча) предприятий, ведущих внешнеторговую деятельность. 6) Он отсутствовал 23 (сутки). 7) Древний календарный цикл измеряется 6 936 сутками. 8) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 9) Скоро мы будем отмечать 250-летие нашего города. 10) Троянская война проходила между 1260 – 1250 годами до н.э.

2 Вариант ˸ 1) В ᴇᴦο работе речь шла о 326 174 неучтенных минутах. 2) О (100) днях правления Наполеона написано немало книг. 3) Мы живем в 2003 году. 4) Он принес альбом с 1 742 марками. 5) Деревня находится в 187 километрах от города. 6) Корпорация провела опрос среди 600 руководителей. 7) На совещании приехало более 856 человек. 8) 400 депутатам были предоставлены особые полномочия. 9) Високосный год равняется 366 дням. 10) 300-летие Петербурга будет отмечаться в 2003 году.

Склонение числительных 40,90,100 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Склонение числительных 40,90,100" 2015, 2017-2018.

3.4 Числительные полтора, полтораста имеют только две формы :

И. В. п. – полтора, полтораста; Р.Д.Т.П.п. – полутора, полутораста

3.5 Количественное числительное один изменяется по родам, числам, падежам: один день, одна мысль, одно слово.

3.6 Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион имеют род, число, склоняются как существительные.

3.7 При склонении дробных числительных изменяются обе части и существительное стоит в род. падеже: три пятых метра – трём пятым метра.

3.8 Порядковые числительные склоняются как прилагательные : седьмой день – к седьмому дню.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи двенадцатый год – в две тысячи двенадцатом году .

IV.МЕСТОИМЕНИЕ.

4.1 К личным местоимениям 3 л. прибавляется н после предлогов: без, в, для, к, на, на: над ним, к ней. После производных предлогов не требуется начальный н: вопреки ему, вслед им, подобно ей. Это не относится к предлогам, требующим род. п.: впереди него, около неё.

4.2 Местоимения ты, вы связаны с речевым этикетом .

4.3 Местоимение свой часто заменяет притяжательные местоимения (мой, твой, ваш, его, её и т.д.). Необходимо следить, чтобы не возникала двусмысленность: Ему велели отнести вещи Ирины к себе (к Ирине? к нему?)

4.4 Местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже со словами, которые они замещают. Неправильно: Молодёжь боялась, что их не поймут.

4.5 Нельзя повторять указательные и личные местоимения : Когда он был там, он увидел лису.

4.6 Недопустим пропуск возвратного местоимения во фразеологических сочетаниях представить себе, хорош собой: Не могу представить, как это получилось.

4.7 Форма местоимения сама в вин. п. имеет два варианта: самоё (книжный) и саму: бояться самоё себя, любить саму Ольгу.

V. ГЛАГОЛ

5.1 Необходимо правильно употреблять недостаточные глаголы, у которых

отсутствует форма 1 л.: победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить,

дерзать, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, телиться, течь,

ржаветь и др.

5.2 Необходимо правильно употреблять изобилующие глаголы: полоскать,

кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться,

брызгать и т.д. Они предполагают 2 формы наст. вр.: полоскают и полощут.

Первая форма носит разговорный оттенок. Иногда двойные формы выражают

смысловую дифференциацию: брызгает – спрыскивает, окропляет; брызжет –

разлетается каплями, разбрасывает капли.

mob_info