Соглашение по курильским островам. Абэ предложит путину подписать рамочное соглашение по курилам. Япония и санкции

На саммите АСЕАН в Сингапуре премьер Японии планирует решить вопрос по спорным островам. Ранее Путин предлагал заключить мирный договор без предварительных условий. Насколько близок к решению 70-летний спор?

Владимир Путин и Синдзо Абэ. Фото: Grigory Dukor/Reuters

Премьер Японии уже на следующей неделе предложит Владимиру Путину подписать рамочное соглашение по Курилам и решить вопрос по спорным островам. Об этом со ссылкой на правительственные источники сообщила газета Mainichi , одно из крупнейших изданий Японии.

Синдзо Абэ планирует поговорить с Путиным в Сингапуре на саммите АСЕАН 13-15 ноября, а уже в 2019 году во время визита российского президента в Японию на саммит G20 поставить точку в 70-летнем споре между странами. В сентябре Путин на Восточном экономическом форуме неожиданно для всех предложил японскому премьеру уже до конца года заключить мирный договор:

президент Российской Федерации «Вот какая идея пришла в голову. Давайте заключим мирный договор без всяких предварительных условий [в зале слышны аплодисменты]. Вот я даже не просил поддержать аудиторию меня аплодисментами, благодарю вас за эту поддержку. А потом на основе этого мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы».

Однако тогда премьер-министр Японии от предложения отказался, заявив, что не будет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет урегулирован территориальный спор. Теперь же, по данным японских СМИ, в Токио согласны подтвердить совместную декларацию от 1956 года, где сказано, что после заключения мирного договора Россия передаст Японии остров Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды, которые в Японии называют Хамобаи. При этом будут продолжены переговоры и по самым спорным островам — Итуруп и Кунашир. Заявление Абэ прокомментировал корреспондент ТАСС в Токио Алексей Заврачаев:

Алексей Заврачаев корреспондент ТАСС в Токио «По сути, Япония не отказывается от своих реальных позиций, потому что есть упоминание того, что они хотят продолжать и дальше переговоры вести по двум другим островам. Во-вторых, все-таки есть желание какое-то сдвинуть с мертвой точки эту проблему, потому что предыдущий подход — до этого в 2016 году был предложен сначала план развития канонических отношений из восьми пунктов — его предложил опять же Абэ. Потом поступило предложение вести совместную хозяйственную деятельность на Южных Курилах и, таким образом, выйти на подписание мирного договора. По-видимому, есть какое-то желание сдвинуть эти переговоры не с экономической точки зрения, а именно с политической. Официальных комментариев никаких пока нет. Возможно, они поступят перед самими переговорами уже на следующей неделе. Сначала предложение Путина было встречено достаточно резковато, а потом через какой-то период началась у него [Абэ] другая риторика, что предложение Путина позитивно. Возможно, здесь можно проследить какой-то переход к тому, что действительно решили его каким-то образом рассмотреть».

На самом деле сообщение в японской газете — это не утечка, а спекуляция, уверен замдиректора ИМЭМО РАН имени Примакова Василий Михеев:

Василий Михеев заместитель директора ИМЭМО РАН имени Примакова «Это вопрос из нерешаемых в принципе. Для японцев это вопрос восстановления, с их точки зрения, исторической справедливости. Поэтому это та тема, которая у нас не находится в фокусе внутриполитической борьбы, а вот в Японии она находится в фокусе внутриполитической борьбы. И сейчас Абэ имеет хорошие позиции, хорошие результаты в экономике. На этом фоне он хочет еще заработать очки. Однако как вы себе представляете, если я Абэ, вы моя оппозиция, я готов тянуть декларацию 1956 года, где арифметика такова, что два и два острова, то вы, естественно, говорите, что я предатель интересов нации, потому что таким образом историческая справедливость не восстанавливается. Поэтому я хочу сказать, что это очередная волна привлечения общественного интереса в Японии к проблеме с целью дальнейшего укрепления позиций Абэ. Поэтому мы подождем и увидим, что в очередной раз ничего не произойдет, потому что соперник Абэ скажет, что декларации недостаточно».

Больше 70 лет Япония и Россия не могут подписать мирный договор. Условием его заключения Токио называет возвращение островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Москва считает, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и их принадлежность не обсуждается.

Россия и Япония пришли к единому решению по Курилам! Запоминаем эту дату, она непременно станет ключевой в истории не только нашей страны, но и геополитической ситуации в целом.

Помните, Путин говорил о том, что Россия не торгует территориями, но идет поиск решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей? Так вот, эта фраза, которая, наверняка, будет вспоминать еще ни раз, в принципе, полностью соответствует принятому решению.

Сегодня Россия и Япония договорились о совместной хозяйственной деятельности на Курилах.

Как заявил «Интерфаксу» помощник президента РФ Юрий Ушаков, текст заявления несколько недель готовили эксперты, но не смогли составить такой документ, который устроит обе стороны. Путин и Абэ в течение 40 минут согласовали документ, содержание которого будет обнародовано 16 декабря. Ушаков подчеркнул, что хозяйственная деятельность будет вестись на Курилах в соответствии с российским законодательством.

Когда было объявлено о том, что на Курилах установили "Бал" и "Бастион", я писала, что подобная информация так тиражируется неспроста, а чтобы четко показать вектор, который будет выбран Путиным 15 декабря в вопросах по островам. Вектор этот был именно связан с тем, что Япония примет участие в развитии Дальнего Востока под нашим чутким руководством.

Это было очевидно, т.к. даже после новостей о "Бале" и "Бастионе" Япония все равно согласилась на переговоры.

Вот, что я писала ранее:

"Несмотря на то, что Путина выставляют жестким политиком, тактика у него мягкая, поэтому решение о том, что роль Японии будет не последней в дальнейшей судьбе Курил, уже совсем не удивит. Скорее всего, это будет либо аренда, либо какой-то другой договор"

Для того, чтобы объективно оценить произошедшее нужно смотреть шире. И учесть интересы не только Японии и России, но и других стран.

До сегодняшних дней экономического прорыва в отношениях наших стран не было, так как на пути конструктивного стратегического взаимодействия России и Японии стоял огромный камень неснимаемого курильского вопроса, который некогда установили США, чтобы как раз притормозить развитие. Сами установили, сами и помогли сейчас убрать.

Для чего?

Сейчас главный соперник США это вовсе не мы, а Китай, поэтому Америке нужно выстраивать защиту именно с это "борта". Для этого был создано Транстихоокеанское партнерство (ТТП) в противовес нарастающей экономической мощи Китая на Дальнем Востоке.

Суть ТТП - убрать барьеры для торговли между 12 странами. Китая в их числе нет, поэтому уровень торговли с Поднебесной снизится.

Для Китая ТТП означает, что его конкуренты будут беспошлинно импортировать в США. Китай выиграет от этого, только если будет инвестировать в производство в странах членах ТТП, например, во Вьетнаме. А если Китай захочет войти в ТТП, ему придется сделать экономику более прозрачной, что не пройдет мимо США.

Развитие ТТП происходит очень медленно по разным причинам. В связи с большим количеством входящих в него стран, найти выгодные для всех условия все сложнее и сложнее, т.к. должны быть защищены интересы каждой страны. На этом фоне для США намного выигрышнее выглядит партнерство с Японией, Южной Кореей и нами.

Обратите внимание на планы Трампа, который рассматривает выход США из ТТП, как первоочередную задачу для Америки.

Реакция премьер- министра Японии не заставила себя ждать, и он высказал предположение о том, что без США ТТП не имеет смысла.

Япония входит в тройку стран с сильнейшей экономикой. Ей необходимо развивать где-то свой потенциал, т.к. страна работает на опережение. Япония еще больше сможет оторваться от конкурентов, если ей предоставить ресурсы. Эти ресурсы есть у нас.

Из-за девальвации рубля производство теперь можно переносить в Россию: его себестоимость теперь ниже, чем в Китае. Верно это даже в том случае, если используются иностранное сырье и комплектующие.

Средняя месячная зарплата в России в долларовом эквиваленте, по данным Росстата, колеблется в районе 500 долларов. Официальные данные о средней зарплате в Китае – в районе $700.

Именно поэтому мы сейчас более выгодная партия для сотрудничества, что и для нас тоже несомненный плюс, т.к. появятся рабочие места.

Более того, вполне вероятно, что будут созданы новые проекты, которые смогут серьезно повлиять на расстановку сил в мире. Путин уже говорил о реализации свыше 300 инвестиционных проектов.

Премьер Японии Синдзо Абэ уже предлагал Владимиру Путину подумать о кооперации экономик двух стран и призвал начать новую эпоху межгосударственных отношений.

Кроме того, японский премьер-министр предложил сделать Владивосток воротами, которые соединят Евразию и Тихий океан, что тоже является важным пунктом.

Усиление влияния Китая вытесняет США с важных экономических и политических ниш, поэтому именно Америке в первую очередь и выгодно развитие Японии, которая в свою очередь сможет осуществить его на территориях Дальнего Востока, тем самым отстроив нам его и вложившись в дальнейшее развитие региона.

На выходе мы получаем отстроенный регион, который остается за нами, а США – в союзники Японию, которая со временем подвинет Китай. Развитие экономики Японии за счет сотрудничества с Россией - самый выгодный исход для Америки - это факт.

Повлияет ли такое положение дел на российско-китайские отношения?

Во-первых, не стоит преувеличивать доброжелательность Китая. Хоть официальный Пекин не поддерживает антироссийские санкции Запада, но крупные китайские банки, которые ничего не делают без ведома руководства страны, де-факто присоединились к банковским санкциям Запада против России. Банки Поднебесной уже с мая прошлого года под любым предлогом отказываются выдавать займы российским компаниям и физическим лицам, заставляют их закрывать свои счета и выводить деньги в банки других стран.

Во-вторых, именно Китай уже поглядывает в сторону малозаселенного Дальнего Востока. Именно Китай со своим огромным и сильно растущим населением для России представляет реальную демографическую угрозу, а Япония со своим катастрофически стареющим населением - нет.

После того как правительство КНР в прошлом году отказалось от политики «одна семья - один ребенок» и разрешило китайским семьям иметь второго ребенка, демографическая угроза для России со стороны Китая резко возросла. Пекин проводит негласную политику экспансии восточных регионов России с помощью ползучей и хорошо организованной миграции китайцев в Сибирь и на российский Дальний Восток.

В-третьих, политологи высказывают предположения, что высока вероятность начала китайско-японской войны. Для начала войны с Китаем у Японии есть экономическая мотивация. Именно из-за экономического бума, начавшегося в Китае в первой половине 90-х годов, в Японии начался затяжной экономический кризис. С 90-х годов КНР с помощью слабой национальной валюты вытеснила японских товаропроизводителей из мировых рынков. На фоне дешевых товаров китайских производителей, которые автоматически копируют все научно-экономические новинки США и Японии, качественные, но относительно дорогие японские товары во многих странах мира оказались невостребованными. Из-за этого Япония в течение 15 лет не могла справиться с дефляцией. Потому с помощью войны Япония может разрушить экономику Поднебесной и вернуть прежние рынки сбыта для своих товаров.

Если начнется война, Япония перекроет Китаю танкерную нефть, которая поставляется из Саудовской Аравии и составляет основной процент получаемой нефти, поэтому Китай будет вынужден обратиться за нефтью к нам.

Более того, если война все-таки произойдет, то экономика Китая просядет, экономика США и Японии просядет, т.к. все ресурсы будут направлены на войну. На этом фоне мы сможем подняться. Это проще, чем биться в лидеры в спокойные времена.

Поэтому Россия, пойдя на сговор с Японией, практически ничего не теряет. Разделит Япония с нами тяжелую ношу подъема региона с колен? Оно и к лучшему. Не стоит сейчас ни сеять панику о сдаче Курил японцам, ни подвергаться ей самому. Судя по тому, как Путин вкладывается сейчас в развитие Дальнего Востока и по тому, какие плюсы мы можем получить от сотрудничества, торговаться территориями действительно никто не стал. Острова остались за нами, о чем и говорится в СМИ.

65 лет назад, 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан мирный договор стран Антигитлеровской коалиции с Японией. СССР, однако, тот договор подписывать отказался из-за некорректной формулировки по Курилам: Япония признавала, что передаёт СССР южную часть Сахалина и Курильские острова, но... не все.

Редактор LJ Media

Интересна история конца второй мировой войны.

Как известно 6 августа 1945 года американские ВВС сбросили на Хиросиму ядерную бомбу, а затем 9 августа 1945 года - на Нагасаки. В планах было сбросить еще несколько бомб, третья из которых была бы готова к 17-18 августа и была бы сброшена, если бы такой приказ отдал Трумен. Тому не пришлось решать дилемму, поскольку 14-15 августа Японское правительство объявило о капитуляции.

Советские и российские граждане, конечно, знают, что сбросив ядерные бомбы, американцы свершили военное преступление, чисто для того, чтобы напугать Сталина, а американцы и японцы - что заставили капитулировать Японию во второй мировой, чем спасли не менее миллиона человеческих жизней, преимущественно военных и гражданских японцев, ну и естественно, солдат союзников, главным образом из числа американцев.

Представим на минутку, напугали ли американцы Сталина ядерной бомбой, даже если они вдруг ставили такую цель? Ответ очевиден - нет. СССР вступил в войну с Японией только 8 августа 1945 года, т.е. через 2 дня после бомбардировки Хиросимы. Дата 8 мая не является случайной. На Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин пообещал, что СССР вступит в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания войны с Германией, с которой [Японией] существовал пакт о нейтралитете, заключенный 13 апреля 1941 г. (см. основные события второй мировой по версии автора этого жж). Таким образом, Сталин свое обещание выполнил на последний день обещанных 2-3-х месяцев после капитуляции Германии, но сразу после бомбардировки Хиросимы. Выполнил бы он это обещание или нет без оной, является интересным вопросом, возможно на него есть ответ у историков, но мне это не ведомо.

Итак, Япония объявила о капитуляции 14-15 августа, однако это не привело к окончаниям боевых действий против СССР. Советская армия продолжала наступать в Маньчжурии. Опять-таки, советским и российским гражданам очевидно, что военные действия продолжались потому, что японская армия отказывалась капитулировать из-за того, что до некоторых не дошел приказ о капитуляции, а кое кто и игнорировал его. Вопросом является конечно, а что было бы, если бы советская армия после 14-15 августа прекратила наступательные действия. Привело бы это к капитуляции японцев и сохранило бы порядка 10 тыс. жизней советских солдат?

Как известно между Японией и СССР, а вслед и Россией, до сих пор нет мирного договора. Проблема мирного договора увязана с так называемыми «северными территориями» или спорными островами Малой Курильской гряды.

Начнем. Под катом гуглземляной снимок территории Хоккайдо (Япония) и ныне российских территорий к северу - Сахалина, Курил и Камчатки. Курильские острова делятся на Большую гряду, включающую большие и малые острова от Шумшу на севере до Кунашира на юге, и Малую гряду, включающую от Шикотана на севере до островов группы Хабомаи на юге (ограничены на схеме белыми линиями).


Из блога

Чтобы понять проблему спорных территорий окунемся в глухую историю освоения Дальнего Востока японцами и русскими. До тех и других там проживали местные айны и прочие народности, мнение которых по старой доброй традиции никого не волнует по причине их почти полного исчезновения (айны) и/или обрусения (камчадалы). Первыми на эти территории пришли японцы. Сперва они пришли на Хоккайдо, а к 1637 г. они составили карты Сахалина и Курил.


Из блога

Позднее, в эти места пришли русские, составили карты и сроки, и в 1786 г. Екатерина II объявила Курилы своими владениями. Сахалин при этом оставался ничей.


Из блога

В 1855 г., а именно 7 февраля, между Японией и Россией был подписан договор, согласно которому Уруп и острова Большой Курильской гряды севернее отходили к России, а Итуруп и острова южнее, включая все острова Малой Курильской гряды - к Японии. Сахалин, говоря современным языком, являлся спорными владениями. Правда по причине малой численности японского и русского населения, вопрос не был столь серьезным на государственном уровне, разве что проблемы возникали у торговцев.


Из блога

В 1875 году в Петербурге вопрос Сахалина был урегулирован. Сахалин переходил полностью к России, взамен Япония получала все Курильские острова.


Из блога

В 1904 г началась Русско-Японская война на Дальнем Востоке, в которой Россия потерпела поражение и в результате в 1905 к Японии переходит южная часть Сахалина. В 1925 г. СССР признает такое состояние дел. После были всякие мелкие стычки, но статус-кво продержался до конца второй мировой войны.


Из блога

Наконец, на Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин обсудил вопрос Дальнего Востока с союзниками. Повторюсь, он пообещал, что СССР вступит в войну с Японией после победы над Германией, которая уже была не за горой, но взамен СССР вернет Сахалин, как незаконно завоеванные Японией в ходе войны 1905 г., и получит Курилы, правда в неопределенном объеме.

И тут начинается самое интересное в контексте Курильских островов.

16-23 августа с боями Советская Армия разбивает японскую группировку на Северных Курилах (Шумшу). 27-28 августа без боя, поскольку японцы капитулировали, Советская Армия берет Уруп. 1 сентября происходит высадка на Кунашире и Шикотане, японцы не оказывают никакого сопротивления.


Из блога

2 сентября 1945 г. Япония подписывает капитуляцию - Вторая Мировая Война официально завершена. И тут происходит Крымнаш операция по захвату островов Малой Курильской гряды, расположенных южнее Шикотана, известные как острова Хабомаи.

Война окончена, а земля советская продолжает прирастать исконно японскими островами. Более того, я так и не нашел, когда остров Танфильева (совершенно безлюдный и плоский кусок земли у самого побережья Хоккайдо) стал наш. Но точно, что в 1946 г. там была организована погранзастава, ставшая известной кровавой бойней, которую устроили двое российских пограничника в 1994 году.


Из блога

В итоге, Япония не признает захват своих «северных территорий» СССР и не признает, что эти территории перешли к России, как правоприемнику СССР. 7 февраля (по дате договора с Россией 1855 г.) празднует день Северных территорий, к которым по договору 1855 г. относятся все острова южнее Урупа.

Попытка (безуспешная) решить эту проблему принималась в 1951 г. в Сан-Франциско. Япония по этому договору должна отказаться от любых претензий на Сахалин и Курилы, за исключением Шикотана и группы Хабомаи. СССР не подписал договор. США подписали договор с оговоркой: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении. »

Замечания СССР по поводу договора:

Замечание Громыко (министра иностранных дел СССР) по поводу договора: Советская делегация уже обращала внимание конференции на недопустимость такого положения, когда в проекте мирного договора с Японией ничего не говорится о том, что Япония должна признать суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению. http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/19510908gromy.php

В 1956 г. СССР пообещал Японии вернуть Шикотана и группу Хабомаи, если Япония не будет претендовать на Кунашир и Итуруп. Согласились ли с этим японцы или нет, мнения расходятся. Мы говорим, что да - Шикотан и Хабомаи ваши, а Кунашир и Итуруп наши. Японцы говорят, что все, что южнее Урупа - их.

UPD Текст декларации: При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения .

Японцы потом отыграли назад (типа под давлением американцев), увязывая воедино все острова южнее Урупа.

Не хочу прогнозировать, как развернется история дальше, но скорее всего Япония воспользуется древней китайской мудростью и дождется, когда все спорные острова приплывут к ним сами. Вопрос лишь в том, остановятся ли они на договоре 1855 г. или пойдут дальше к договору 1875 г.

____________________________

Синдзо Абэ объявил, что присоединит к Японии спорные острова Южно-Курильской гряды. «Я решу проблему северных территорий и заключу мирный договор. Как политик, как премьер-министр я хочу добиться этого во что бы то ни стало», - пообещал он соотечественникам .

По японской традиции, Синдзо Абэ придется делать себе харакири, если он не сдержит слово. Вполне возможно, Владимир Путин поможет японскому премьеру дожить до глубокой старости и умереть своей смертью.

На мой взгляд, все идет к тому, что давний конфликт будет улажен. Время для установления приличных отношений с Японией выбрано весьма удачно - за пустующие труднодоступные земли, на которые то и дело ностальгически поглядывают их прежние хозяева, можно получить много материальных выгод от одной из самых мощных экономик мира. И снятие санкций как условие передачи островов - далеко не единственная и не главная уступка, которой сейчас, уверен, добивается наш МИД.

Так что вполне ожидаемый всплеск квазипатриотизма наших либералов, направленный на российского президента, следует профилактировать.

Мне уже приходилось подробно разбирать историю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре, с потерей которых никак не могут смириться московские снобы. В посте шла речь и о споре с Норвегией о морских территориях, который также был урегулирован.

Касался я и тайных переговоров правозащитника Льва Пономарева с японским дипломатом о «северных территориях», снятых на видео и выложенных в сеть. Вообще говоря, одного этого ролика достаточно, чтобы наши неравнодушные граждане стыдливо проглотили возврат островов Японии, если он состоится. Но поскольку неравнодушные граждане точно не промолчат, мы должны понимать суть проблемы.

Предыстория

7 февраля 1855 года - Симодский трактат о торговле и границах. Ныне спорные острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи отошли Японии (поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий). Вопрос о статусе Сахалина остался неурегулированным.

7 мая 1875 года - Петербургский договор. Японии переданы права на все 18 Курильских островов в обмен на весь Сахалин.

23 августа 1905 года - Портсмутский мирный договор по результатам Русско-японской войны. Россия уступила южную часть Сахалина.

11 февраля 1945 года - Ялтинская конференция. СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

2 февраля 1946 года на основе Ялтинских соглашений в СССР создана Южно-Сахалинская область - на территории южной части острова Сахалин и Курильских островах. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью Хабаровского края, которая расширилась до границ современной Сахалинской области.

Япония вступает в Холодную войну

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан Мирный договор между союзными державами и Японией. По поводу ныне спорных территорий в нем сказано следующее: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

СССР направил в Сан-Франциско делегацию во главе с замминистра иностранных дел А.А.Громыко. Но не для того, чтобы подписать документ, а чтобы озвучить свою позицию. Упомянутый пункт договора мы сформулировали так: «Япония признает полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».

Разумеется, в нашей редакции договор конкретен и больше отвечает духу и букве Ялтинских соглашений. Однако принят был англо-американский вариант. СССР его не подписал, Япония - подписала.

Сегодня некоторыми историками считается, что Сан-Францисский мирный договор СССР должен был подписывать в том виде, в каком он был предложен американцами - это усилило бы нашу переговорную позицию. «Нам следовало подписать договор. Я не знаю, почему мы этого не сделали - возможно, из-за тщеславия или гордости, но прежде всего, из-за того, что Сталин переоценивал свои возможности и степень своего влияния на Соединенные Штаты», - писал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущев. Но вскоре, как мы увидим дальше, и сам совершил ошибку.

С позиций сегодняшнего дня отсутствие подписи под пресловутым договором иногда считается чуть ли не дипломатическим провалом. Однако международная обстановка того времени была куда сложнее и не ограничивалась Дальним Востоком. Возможно, то, что кому-то кажется проигрышем, в тех условиях стало вынужденной мерой.

Япония и санкции

Иногда ошибочно считается, что раз у нас с Японией нет мирного договора, то мы находимся в состоянии войны. Однако это совсем не так.

12 декабря 1956 года в Токио состоялась церемония обмена грамотами, ознаменовавшая вступление в силу Совместной декларации. Согласно документу, СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

К такой формулировке стороны пришли после нескольких раундов долгих переговоров. Первоначальное предложение Японии было простым: возврат к Потсдаму - то есть, передача ей всех Курил и Южного Сахалина. Разумеется, такое предложение проигравшей войну стороны выглядело несколько легкомысленно.

СССР не собирался уступать ни пяди, однако неожиданно для японцев вдруг предложил Хабомаи и Шикотан. Это была запасная позиция, утвержденная политбюро, но заявленная преждевременно - глава советской делегации Я.А.Малик остро переживал недовольство им Н.С.Хрущева из-за затянувшихся переговоров. 9 августа 1956 года в ходе беседы со своим визави в саду японского посольства в Лондоне запасная позиция была озвучена. Именно она и вошла в текст Совместной декларации.

Необходимо уточнить, что влияние на Японию Соединенных Штатов в то время было огромным (впрочем, как и сейчас). Они внимательнейшим образом отслеживали все ее контакты с СССР и, бесспорно, являлись третьим участником переговоров, хотя и невидимым.

В конце августа 1956 года Вашингтон пригрозил Токио, что в случае если по мирному договору с СССР Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой оккупированные остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. В ноте прозвучала формулировка, которая явно играла на национальных чувствах японцев: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо) всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». То есть, Ялтинские соглашения были публично дезавуированы.

Принадлежность «северных территорий» Хоккайдо, конечно, ложь - на всех военных и довоенных японских картах острова всегда были частью Курильской гряды и отдельно никогда не обозначались. Однако идея пришлась по вкусу. Именно на этом географическом абсурде целые поколения политиков Страны восходящего солнца сделали себе карьеру.

Мирный договор до сих пор не подписан - в своих взаимоотношениях мы руководствуемся Совместной декларацией 1956 года.

Цена вопроса

Думаю, еще в первый срок своего президентства Владимир Путин решил урегулировать все спорные территориальные вопросы с соседями. В том числе, с Японией. Во всяком случае, еще в 2004 году Сергей Лавров сформулировал позицию российского руководства: «Мы всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как видели в 1956 году».

«До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех островов, мирный договор заключен не будет», - отреагировал тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми. Переговорный процесс опять зашел в тупик.

Однако в этом году о мирном договоре с Японией мы опять вспомнили.

В мае на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что Россия готова вести переговоры с Японией по спорным островам, и решение должно быть компромиссным. То есть, ни одна из сторон не должна себя чувствовать проигравшей «Готовы ли вести переговоры? Да, готовы. Но с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то там санкциям - причем здесь Япония, я не очень понимаю - и приостанавливает переговорный процесс по этой теме. Так что мы-то готовы, готова ли Япония, я так для себя и не усвоил», - сказал президент РФ .

Похоже, болевая точка нащупана верно. И переговорный процесс (надеюсь, на этот раз в наглухо закрытых от американских ушей кабинетах) идет полным ходом не меньше полугода. Иначе Синдзо Абэ не давал бы таких обещаний.

Если мы выполним условия Совместной декларации 1956 года и вернем Японии два острова, переселить придется 2100 человек. Все они живут на Шикотане, на Хабомаи расположена только погранзастава. Скорее всего, обсуждается проблема нахождения на островах наших вооруженных сил. Впрочем, для полного контроля над регионом вполне достаточно войск, дислоцированных на Сахалине, Кунашире и Итурупе.

Другой вопрос, каких ответных уступок мы ждем от Японии. Понятно, что санкции должны быть сняты - это даже не обсуждается. Может быть, доступ к кредитам и технологиям, расширение участия в совместных проектах? Не исключено.

Как бы то ни было, перед Синдзо Абэ стоит нелегкий выбор. Заключение долгожданного мирного договора с Россией, приправленного «северными территориями», наверняка сделало бы его на родине политиком века. Оно же неизбежно приведет к напряжению отношений Японии с США. Интересно, что предпочтет премьер-министр.

А внутрироссийское напряжение, которое будут раздувать наши либералы, мы как-нибудь переживем.


Из блога

Группа островов Хабомаи на этой карте обозначена как «Другие острова». Это несколько белых пятен между Шикотаном и Хоккайдо.

(Пост написан более двух лет назад, но ситуация по состоянию на текущий день не изменилась, но разговоры о Курилах в последние дни снова активизировались , - прим.ред. )

Согласившись на «плюшки» и «печенки» от японцев и передав спорные острова под их управление, мы потеряем гораздо больше, нежели приобретем.

«Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является ключевой», - заявил президент России Владимир Путин 1 сентября в интервью агентству Bloomberg . Однако премьер Японии Синдзо Абэ несмотря ни на что отчаянно пытается впутать наши власти в этот самый торг. И похоже, ему удалось добиться значительных успехов на этом поприще.

После сентябрьских переговоров Путина и Абэ на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, которые, кстати, прошли в весьма дружественной, теплой атмосфере, новый этап обсуждения условий необходимого мирного договора между Россией и Японией пройдет в ноябре на саммите АТЭС в Перу. Затем в декабре состоится визит российского президента в Японию, в префектуру Ямагути. Явно, что японцы форсируют принятие нужного им решения, и так и эдак уговаривая Путина, и президент становится все более сговорчивым.

«Я хотел бы провести диалог по проблеме заключения мирного договора в тихой, спокойной атмосфере», - увещевает журналистов и наши власти премьер Японии. Очевидно, подразумевается, что на декабрьской встрече стороны должны окончательно ударить по рукам, оформить договор, сроки подписания которого тянутся с завершения Второй Мировой войны и капитуляции Японии как страны-союзницы Третьего Рейха. Тогда же может окончательно решиться судьба островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и объединенной группы маленьких островов Хабомаи. И хотя российская сторона неоднократно заявляла о том, что заключение мира с Японией лежит не в плоскости экономического сотрудничества, факты говорят об обратном.

В последнем выпуске программы «Вести Недели с Дмитрием Киселёвым» ведущий, который, как известно, частенько озвучивает прокремлевскую позицию, рассказал о восьми предложениях Синдзо Абэ, о восьми «подарках с императорского плеча», которые ждут Россию в обмен на Южные Курилы:

1) сотрудничество в медицине, перспективы увеличения продолжительности жизни в России

2) помощь в градостроительстве

3) существенный рост оборота в сфере российско-японского малого и среднего бизнеса

4) «грандиозный энергетический проект» - морской газопровод от Сахалина вдоль Японии

5) поощрение диверсификации промышленности России

6) развитие промышленности Дальнего Востока, ориентированное на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион

7) сотрудничество в передовых технологиях на основе «мудрости» Японии и России

8) рост гуманитарных обменов - больше кабуки и хокку для россиян.

При беглом взгляде ни один из этих пунктов не выглядит серьезно, несмотря на то, что Киселев также рассказал про «50 конкретно разработанных проектов». Что это за чудо-проекты такие, остается только гадать. Пока перед глазами только туманные формулировки и обещания светлого будущего, которое ждет российско-японские отношения, если…

Так чего японцы хотят от нас? Внимание, вот каков возможный предварительный вариант договора по Курилам, озвученный Киселевым. Четыре Южно-Курильских острова переходят под административное управление Японии по примеру договора о норвежском острове Шпицберген 1920 года. Напомним, в рамках этого договора остров Шпицберген и его архипелаг были объявлены демилитаризованной зоной, все страны-члены договора получали право осуществлять экономическую и научно-исследовательскую деятельность на его территории. При этом сам остров официально признавался суверенной территорией Норвегии . То есть там действовали норвежские законы, работала норвежская администрация, полиция, граница патрулировалась норвежской армией и т.д.

Ситуация со Шпицбергеном приведена Киселевым в пример не случайно, так как она связана непосредственно с Россией. Русские постоянно проживали на северном острове и занимались там добычей угля. Мы имеем возможность проследить, к каким последствиям привели соглашения по «общему пользованию» острова под норвежским суверенитетом. В 1990 году там проживало 3544 человек, из которых норвежцев - 1125, русских - 2407. К 2009 году население острова составляло 2565 человек, русских - уже всего 345. В настоящее время россияне сконцентрированы в поселке Баренцбург, куда преимущественно приезжают на сезонные научно-исследовательские работы. Добыча угля практически свернута, госкомпания «Арктикуголь» является убыточным, дотационным предприятием.

Спустя 50 лет норвежцы уже почувствовали себя полноценными хозяевами острова и прилегающей к нему территории. В 1977 г. они установили вокруг Шпицбергена рыбоохранную зону, взяли под свой контроль 200-мильную морскую территорию у его побережья. Профильное норвежское министерство запретило все рыболовные операции рядом с островом и начало отлавливать «браконьеров». Больше всего доставалось, естественно, российским рыболовным судам…

Кроме того, в апреле 1949 г. Норвегия вступила в НАТО, и силы Альянса под американским командованием получили возможность проводить военные мероприятия в районе Шпицбергена по своему усмотрению. Наконец, в 2002 г. власти Норвегии приняли закон об охране окружающей среды на острове, который фактически поставил крест на любой хозяйственной деятельности иных государств.

Мы пишем об этом довольно подробно, потому что надо отдавать себе отчет в том, что будет с российскими жителями, российским рыболовным и иным промыслом на Южных Курилах, если они станут как бы «нейтральной территорией под управлением Японии» по типу норвежского острова. И главное, о чем, между прочим, забыл упомянуть Киселёв - в случае нового статуса Курил на них, как и на Шпицбергене, не будет работать принцип экстерриториальности, то есть не будут действовать законы и Конституция РФ. Условия местным жителям будут диктовать японцы, а они, как нам известно из истории 19-20 вв., куда более жестоки и не сдержаны по сравнению с теми же скандинавами.

Предложение премьера Японии, на первый взгляд, может показаться кому-то заманчивым, но кто даст гарантию, что оно будет выполняться? К примеру, китайцы в соглашениях с Россией привычно используют расплывчатые формулировки, а потом заявляют - мол, вы нас неправильно поняли. Придет новый премьер, сменится парламент - и прощай все эти обещания и договоренности - любое сотрудничество можно легко свернуть за пару дней. Типичная восточная хитрость, хотя всем очевидно: раз вцепившись в Курилы мертвой хваткой, японцы так просто уже никогда и никому их не отдадут.

И потом, Москва же сама заявляла, что экономический аспект никак не связан с обсуждаемым мирным договором. К чему тогда нам снова рассказывают про японские инвестиции, про помощь в развитии городов и медицины? Почему, наконец, среди возможных условий изменения статуса островов нет главного - отказа Японии от американского протектората? Ведь сейчас некогда гордая Страна восходящего солнца в плане геополитики представляет из себя типичного сателлита США. После воссоединения Крыма с Россией Япония присоединилась к санкционной войне Запада против нас. Когда в Токио приезжает Барак Обама , перед ним только что на колени не падают, напрочь забыв про стирание американцами с лица земли двух крупных городов с полумиллионным гражданским населением, позволяют американским морпехам хозяйничать на базе в Окинаве… Список можно продолжать еще долго, понятно одно - менять политориентацию японцы в ближайшее время не намерены.

История не даст соврать - протекторат США уже не раз играл негативную роль в советско-российско-японском споре о Курилах. На конференции в Ялте в 1945 году мы пообещали американцам военную помощь в войне с фашистской Японией и выполнили свою часть договора сполна. В свою очередь, союзники по борьбе против Третьего Рейха пообещали не оспаривать наши территориальные претензии к Японии по Сахалину и Южным Курилам. После того, как в сентябре 1945 японцы подписали Акт о безоговорочной капитуляции, все вопросы по островам должны были быть сняты. Однако шесть лет спустя в Сан-Франциско англосаксы предложили японцам собственный мирный договор, показав, что никакой доброй памяти и благодарности за решающий вклад СССР в победе над фашизмом для них не существует. Одним росчерком пера США, Британия и их сателлиты решили, что Ялтинское соглашение носило необязательный характер.

Вторую свинью американцы подложили нам в 1956 году, когда СССР в своей декларации обозначил намерение передать Японии два наименее значимых южно-курильских острова Малой гряды - Шикотан и Хабомаи. Но сделать это мы намеревались только после крутого геополитического поворота самураев в советскую сторону. Естественно, Запад тут же направил все усилия, чтобы потепление русско-японских отношений сменилось новым длительным охлаждением - японцам недвусмысленно намекнули, что им надо в ультимативном порядке требовать у СССР все четыре спорных острова. Результат таких «хотелок» провокаторам был хорошо известен…

Американо-японский военный договор, подписанный в 1960-м году, и последующее расширение всестороннего сотрудничества Япония-НАТО не оставляют сомнений - как только нога японского солдата ступит на Кунашир или Итуруп, Россия рискует потерять контроль над акваторией Охотского моря. Эти острова, помимо всего прочего, имеют огромное военно-стратегическое значение, являясь одновременно нашим форпостом и защитным буфером в Тихом Океане. Неслучайно Киселев в своей программе ясно дал понять, что передача только двух островов Малой Курильской гряды не устраивает не столько нас, сколько японцев. Им нужны именно Кунашир и Итуруп.

Последние переговоры вокруг Курил вызывают большую тревогу у патриотических сил. Так, лидер «Общерусского национального движения» Игорь Стрелков в случае изменения статуса Курил вывести своих сторонников на улицы и требовать суда над президентом. А ведь причины для беспокойства у патриотов действительно имеются. Мы наблюдаем, как Япония под чутким руководством своего суверена втягивает наше руководство в опасную авантюру, результатом которой могут стать колоссальные территориальные, экономические, стратегические потери и, наконец, мощнейший удар по имиджу нашего президента и верховного главнокомандующего.

Иван Ваганов

Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.

Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.

Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы . Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый Трактат , согласно которому Россия уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.

В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.

11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции , приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией . Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).

Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова

Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.

Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства , взятые на себя декларацией 1956 года.

Во времена "холодной войны" Москва между двумя странами.

В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.

После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости "преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого" и "скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса", чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.

В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.

(Дополнительный

mob_info