Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации. Ливневые воды и стоки: сброс канализации на рельеф и расчет

Вопросы нормирования сбросов на рельеф и взимание платежей за этот вид негативного воздействия на протяжении многих лет остается крайне актуальной темой. Всё, что связано с этими вопросами, волнует природопользователей. В статье рассмотрены правовые стороны нормирования, внесения платежей и согласования сбросов на рельеф.

На территории Сахалинской области находится множество объектов, производящих сброс загрязняющих веществ на рельеф местности: объекты нефтегазового комплекса, лесной промышленности, сельского хозяйства, рыбной промышленности и т.д.

До недавнего времени сброс на рельеф производился на основании разрешения на сброс. Что с юридической точки зрения является совершенно непонятным моментом. В статье 5 Административного регламента Ростехнадзора четко указано: "Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешений на выбросы, сбросы хозяйствующим субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит: ... к сбросам вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (водные объекты) - разрешения на сбросы…". Как видно из цитаты, разрешения на сброс необходимы только для сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Некоторые представители контролирующих организаций мотивируют необходимость наличия разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что потенциально сточные воды по рельефу могут попасть в какой-либо водный объект. В настоящее время нет методик, позволяющих учесть качественные и количественные изменения, происходящими со сточными водами за время пути следования до водного объекта , следовательно, возникает вопрос, каким образом произвести расчет воздействия на водный объект и что делать, если сточные воды вообще не достигают такового? На эти вопросы ответа нет. А значит, навязывание необходимости получения разрешений, по принципу «а вдруг сточная вода всё-таки попадёт в водный объект » не имеет под собой никакой нормативной базы и подтверждением этому является п.2 ст.2 Водного Кодекса "Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу". То есть все, что касается водных объектов и их охраны должно происходить в соответствии с Водным Кодексом, который никак не регламентирует сброс на рельеф.

Согласно статье 1 Водного Кодекса "водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима". Следовательно, сброс на рельеф не может быть никаким образом приравнен к сбросу в водный объект, а значит, требования контрольных органов о необходимости наличия разрешения на сброс на рельеф имеют крайне слабые позиции.

В дополнение к вышеуказанному, можно добавить, что понятие водосборная площадь, которым так часто оперируют контролирующие организации не имеет четкой и точной формулировки ни в одном нормативно-правовом акте.

Вплоть до начала февраля 2011 года контрольные органы выдавали разрешения на организованный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади (рельеф местности) . Для этих целей требовалось представить следующее:

1. Сведения о местонахождении каждого выпуска;

2. Карту-схему расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;

3. Данные о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод и (или) дренажных вод;

4. Результаты лабораторных исследований сточной воды до и после очистных сооружений. Результаты анализов до и после очистных сооружений, а также по эффективности очистных сооружений отразить в таблице по кварталам и в целом за год;

5. Технический паспорт очистных сооружений;

6. Результаты лабораторных исследований из водозабора – скважины или водного объекта с целью определения фоновой концентрации загрязняющих веществ;

7. План мероприятий, направленный на снижение негативного воздействия на окружающую среду на текущий год;

8. Отчет о проведенных мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия за прошлый год;

9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

При анализе требований возникает множество вопросов:

1. В каком документе четко и полно отражено, что такое «водосборная площадь»;

2. Что делать, если лабораторные исследования качества сбрасываемых вод не велись;

3. Что делать, если очистка сточных вод не предусмотрена (например, сток дождевых вод с крыш по желобам на газоны);

4. Что делать, если водозабора нет (например, талые и дождевые воды);

5. Какой должен быть план мероприятий по снижению негативного воздействия (до каких концентраций нужно снижать содержание загрязняющих веществ в сточных водах);

6. Что делать, если отчета о мероприятиях за прошлый год нет (например, новое предприятие);

7. Кто и каким нормативно-правовым актом наделил Управление Росприроднадзора по Сахалинской области полномочиями по выдаче разрешений на сброс на рельеф (водосборные площади).

Последний пункт в перечне вопросов самый весомый. По этому поводу было направлено обращение в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области (далее Управление) с просьбой дать разъяснения, на который был получен ответ , согласно которому Управление признало отсутствие правовых оснований для выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф) и сообщило о приостановлении выдачи разрешений на данный вид сброса.

Таким образом, на территории Сахалинской области сброс на рельеф не подлежит нормированию.

Другим немаловажным аспектом является вопрос платности природопользования при осуществлении сброса на рельеф.

Управление Росприроднадзора (а ранее Управление Ростехнадзора) по Сахалинской области считает необходимым вносить плату за сброс на рельеф в качестве компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом указывается на необходимость расчета платежей за сброс на рельеф с применением повышающих коэффициентов по причине отсутствия разрешений .

Попробуем разобраться в правомерности требований контролирующих организаций с точки зрения действующего законодательства.

В настоящее время вся система платности природопользования (по тем видам негативного воздействия, для которых разработана методологическая и нормативно-правовая база) основывается на Порядке определения платы . Согласно п. 1 Порядка предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

● выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

● сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

● размещение отходов;

● другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Как видно из вышеуказанного, сброс на рельеф не входит в перечень видов негативного воздействия, по которым данным документом определен порядок определения платы.

Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ приведены в Постановлениях Правительства Российской Федерации №344 . Как видно из пунктов 1 и 2 Постановления нормативы платежей относятся только к сбросу в подземные и поверхностные водные объекты, к которым сброс на рельеф согласно Водному Кодексу не относится и нормативов платы для данного вида сброса не установлено.

В ряде случаев представители органов власти ссылаются на п. 1.2. Методических указаний по расчету платы . При этом идет ссылка на тезис "Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности ". Вследствие того, что в документе есть словосочетание "сброс на рельеф местности", контрольные органы считают платежи необходимостью. Но при анализе требований, основанных на упомянутом документе, можно сразу выделить тот факт, что "Методические указания…" не являются нормативно-правовым актом. Они носят лишь рекомендательный характер и уже дело природопользователей принимать во внимание эти рекомендации или игнорировать. Также Методические указания не указывают критерии, какой сброс на рельеф можно приравнять к сбросу в водный объект, а какой нет. Заявления представителей контролирующих организаций о том, что любой сброс на рельеф попадает в конечном итоге в водный объект, а значит, должен быть приравнен к сбросу в водный объект, не соответствуют действительности. Республика Калмыкия и Астраханская область входят в состав Российской Федерации. С точки зрения физико-географического районирования часть восточной Калмыкии и юг Астраханской области находятся в зоне полупустынь-пустынь. Это можно увидеть в любом школьном учебнике по физической географии России. Считать сброс на рельеф в таких субъектах сбросом в поверхностные водные объекты невозможно априори, потому что поверхностных водных объектов нет в природе. Следовательно, нужен регламент, позволяющий определить, какой сброс на рельеф можно приравнять к сбросу в водный объект, а какой - нет. В настоящее время такого регламента нет. Но даже при наличии каких-то критериев отождествление сброса на рельеф к сбросу в водный объект природопользователи и контрольные органы неизбежно столкнутся с нарушением основ водного законодательства по причине того, что будет происходить приравнивание термина «рельеф» к термину «водный объект», а это идет в разрез с положениями Водного Кодекса РФ. В дополнение к вышеуказанному можно добавить, что сброс сточных вод на рельеф в подавляющем большинстве случаев проходит по следующей схеме:

1. Хозяйственно-бытовые сточные воды проходят обработку на станциях механической и биологической очистки сточных вод;

2. Поверхностные сточные воды проходят через системы механической очистки сточных вод;

3. Сброс обоих типов сточных вод на рельеф проходит в определенное постоянное место.

На основании этого можно утверждать, что это организованный сброс. Отсюда следует вывод, что Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты при всем желании представителей контролирующих служб не могут быть применены к организованному сбросу на рельеф никаким образом.

Дополнительную путаницу внес приказ Ростехнадзора № 182 от 27.03.2008 . В документе указано, как заполнять формы отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" заполняется плательщиками, имеющими выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) отдельно в зависимости от выданного разрешения". Но Водный Кодекс Российской Федерации не дает нам определение "водосборные территории". В действовавшем ранее Водном Кодексе было определение водосборной площади , в действующем сейчас такого определения нет. Кроме того, Водный Кодекс вышедший в свет 2006 году и давший четкую классификацию водных объектов вообще сделал невозможным даже гипотетическое приравнивание сброса на рельеф к сбросу в водный объект.

В завершение можно добавить, что в практике встречались случаи, когда органы Роспотребнадзора требовали согласовать место сброса на рельеф для объектов, расположенных за пределами городских и сельских поселений, со своими территориальными органами. Не согласившись с подобным подходом был подан запрос в Сахалинскую Межрайонную Природоохранную Прокуратуру с просьбой дать правовую оценку подобным требованиям. Был получен ответ , четко поставивший все точки на i : «…Водный, Земельный Кодексы и Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ не содержит запрета на сброс на рельеф местности… действующими нормами законодательства не запрещено осуществление деятельности по организованному сбросу сточных вод на рельеф местности. Тем самым, необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения, за исключением случаев, перечисленных в СанПин 2.1.5.2582-10 и СанПин 2.1.5.980-00 отсутствует».

Таким образом, правовых оснований для требований контрольных органов в части необходимости наличия разрешения на сброс на рельеф и внесения платежей за этот вид негативного воздействия в настоящее время не имеется, также как и в части необходимости согласования точек сброса на рельеф с органами Роспотребнадзора.

Литература

1. Водный Кодекс Российской Федерации, №74-ФЗ от 03.06.2006 г.

2. Водный Кодекс Российской Федерации, №167-ФЗ от 16.11.1995 г.

3. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утверждены Государственным комитетом по охране окружающей среды 29.12.1998 г.

4. Письмо Дальневосточного управления Ростехнадзора №08-39/2134 от 10.06.2010 г. «О разрешении на сброс на рельеф».

5. Письмо Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры №71-ж-2010 от 02.06.2010.

6. Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ГМ-05Н-10-252 от 26.01.2011 г.

7. Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ГМ-05Н-10-472 от 11.02.2011 г.

8. Постановление Правительства Российской Федерации №632 от 28.08.1992 г. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

9. Постановление Правительство РФ №344 от 12.06.2003 г. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

10. Постановление Правительства Российской Федерации №410 О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344.

11. Приказ МПР РФ № 288 от 31.10.2008 г. Об утверждении административного регламента федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

12. Приказ Ростехнадзора № 182 от 27.03.2008 г. О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

13. Федеральный Закон Об охране окружающей среды. №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

Сергей Ким,

и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,

ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»

Некоторые компании, которые продают и монтируют канализационные системы, утверждают, что очищенный сток после очистных сооружений (автономных канализаций, био-септиков) можно сбрасывать на рельеф местности, канаву, овраг.
Так ли это? Давайте разберемся.

Работая с локальными очистными сооружениями (производство и монтаж автономных канализаций), мы не раз сталкивались с проблемой отведения очищенного стока

Любой участок поверхности земли представляет собой водосборную площадь какого-либо водоема, что даёт основание, приравнять в некоторой степени, сброс очищенного стока на рельеф местности к сбросу в водный объект. В то же время, сброс стока на рельеф местности постепенно приводит к изменению состояния прилегающей территории, к изменению ее гидрологического режима, подтоплению и заболачиванию.

Термин "сброс на рельеф местности", как таковой, в нормативных документах нигде не встречается, а рассматривается как НВОС (Негативное Воздействие на Окружающую Среду) в целом, поэтому плата будет взиматься за сбросы загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты, на водосборные площади ,.

Согласование точки сброса очищенного стока в водоем, с надзорными органами обязательно , даже в том случае, если в сертификате на очистное сооружение указано, что очистка стока происходит на 98% и очищенный сток соответствует нормам сброса его в водные объекты рыб.хоз. назначения. Это объясняется тем, что заявленная степень очистки может быть достигнута только в том случае, если очищенный сток после очистного сооружения (автономная канализация, септик, био-септик) поступает на фильтрующий слой, блок доочистки и узел обеззараживания. Исходя из вышеизложенного, согласование точки сброса (в водоем/на рельеф) очищенного стока, после очистного сооружения (автономной канализации, септика, био-септика) с Росприроднадзором (СЭС) - обязательно .

Если данный вид нарушений имеет место быть, то Вы можете направить заявление для его устранения в территориальный Роспотребнадзор.

Подведем итог:

1) Росприроднадзор не согласовывает точку сброса загрязняющих веществ (очищенного стока) на поверхность земли (водосборные площади), в виду отсутствия порядока нормирования сбросов очищенных стоков на рельеф местности, ;
2) при отсутствии документа разрешающего сброс загрязняющих веществ (очищенного стока) на рельеф местности, плата за сверхлимитное воздействие на окружающую среду будет рассчитываться в пятикратном размере для юридических лиц . Для физических лиц административный штраф от тысячи рублей до десятков тысяч, в зависимости от категории земель .


*1. Водосборная площадь (водосбор - водосборный бассейн) - территория, с которой поверхностные и подземные воды стекают в определенный водоем. [Большой энциклопедический словарь (БЭС)]
*2. Гидрологический режим территории - закономерные изменения состояния и характеристик водного объекта данной территории. Изменение режима влияет на: Заболачивание территории НВОС (негативное воздействие на окружающую среду)
*3. Заболачивание территории - постепенное насыщение почвы водой до топкого состояния.
*4. НВОС (негативное воздействие на окружающую среду)- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды






5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (редакция от 17.06.2010) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2010) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)(ред. от 17.06.2010)(с изм. и доп., вст. в силу с 01.07.2010) "КоАП РФ". ст.8.

Чрезмерное выпадение осадков из дождевых облаков формирует повышенное количество воды на определенной местности/участке. А это в свою очередь оказывает негативное влияние на все бетонные сооружения, начиная от фундаментов зданий и заканчивая садовыми дорожками. Риск повреждения от чрезмерного количества осадков, которые выпадают, есть и в отношении огородных культур. В кругах профессионалов осадки, которые выпадают на местности и требуют отведения, называют ливневые стоки.

Для того чтобы осуществить сброс лишней сезонной воды в канализационные коллекторы, используется ливневая канализация. Так, вода, которая выпадает на землю с дождевых облаков, по специально сконструированной системе транспортируется к специально смонтированным очистным резервуарам, где проходит комплексную очистку и только после этого отправляется в природные водоёмы.

Важно: сбрасывать ливневые осадки в необработанном (неочищенном) виде согласно СНиП запрещено. Такое действие несет за собой уголовную ответственность и наказуемо согласно законам РФ. Причём стоит помнить, что очищать нужно не только дождевые осадки, которые выпадают на местности, но и талую воду, а также любую помоечную.

Как устроена ливневая канализация?

Для того чтобы все ливневые осадки беспрепятственно покидали местность с любым рельефом, необходимо точно спроектировать коммуникацию и проложить все её элементы. Это исключит неорганизованный отток жидкости с участка.

Для того чтобы сброс ливневой воды не стал неорганизованным и хаотичным, следует принимать во внимание два важных параметра при разработке проекта:

  • Среднее количество осадков, выпадаемых на местности в течение месяца;
  • Площадь, с которой необходимо осуществлять сброс стоков. Здесь во внимание принимаются периметры крыш, бетонированных площадок, парковок и пр. на местности.

Ливневая канализация для сточных ливневых вод имеет в своей конструкции важные элементы, отвечающие за отвод, дальнейшую очистку и сброс воды в водоёмы:

  • Дождеприемник. . Предназначен для сбора всей воды с рельефа местности.
  • Придверный поддон . Элемент напоминает стандартный дождеприёмник и устанавливается в проёмах ворот или калитки, у порогов дома и пр.
  • Транспортировочные желоба (лотки) . Устанавливаются непосредственно в грунт, образуя единую систему для отведения и сброса сточных вод с местности.
  • Трубы для системы закрытого (точечного) типа. Выполняют функцию транспортировочного желоба.
  • Ревизионные колодцы . Необходимы для контроля над эффективностью работы всей системы отведения сточных вод на местности.

А для того чтобы повысить эффективность работы системы отведения ливневых стоков, можно использовать дополнительные очистные элементы коммуникации:

  • Специальные фильтры;
  • Пескоулавливатели и пр.

Виды канализации для отведения ливневых вод


  • Точечная коммуникация;
  • Линейна система отведения воды с местности.

В первом случае система проектируется таким образом, чтобы трубы коллектора располагались под землей, а сами дождеприёмники формировали специальные точки, соединяющие сосуды коммуникации. В этом случае необходимо обязательно делать небольшой уклон в сторону дождеприемников и при этом закрывать их верхнюю часть специальными решетками. Это позволит избежать засоров в коммуникации и обеспечит большую эффективность системы. Такие системы полностью исключают неорганизованный отток воды с местности.

Важно: для контроля над работой закрытой точечной системы отведения и сброса вод с местности необходимо монтировать ревизионные колодцы диаметром не менее 1 метра на поворотных участках коммуникации. Такой выпуск позволит беспрепятственно чистить коллекторскую систему от возможного скопившегося мусора в ней.

Линейная система отведения сточных дождевых вод с рельефа местности представляет собой сеть каналов-желобов, накрытых сверху решетками и соединяющуюся в единую сточную систему. Важно при монтаже такой коммуникации соблюдать достаточный уклон в сторону специального центрального коллектора, предназначенного для очистки вод из дождевых облаков. Так легче будет сбрасывать жидкость в водоемы.

Важно: в случае если в закрытой (точечной) системе отведения и сброса ливневых вод невозможно по причинам рельефа сделать уклон труб в сторону центрального резервуара, то необходимо использовать специальные насосы, которые будут осуществлять транспортировку сточных вод по коллектору и их выпуск в центральный водоприемник для очистки жидкости. Поскольку без уклона самоходом такая вода идти не может. Даже если бы она была очищенная.

Как рассчитать объем отводимых сточных вод?


Для того чтобы избежать неорганизованного отведения и сброса сточной жидкости из дождевых или снежных облаков, необходимо сначала рассчитать средний объем жидкости, который будет проходить через весь коллектор. Для этого нужно учесть такие параметры местности и рельефа:

  • Среднее количество осадков, выпадающих на местности за месяц;
  • Общая площадь территории, с которой будет осуществляться отвод жидкости;
  • Особенности почвы и рельефа местности.

А для подсчётов используют такую формулу:

Q = q20 x F x Ψ,

  • Q - средний объем отводимой воды;
  • q20 - интенсивность выпадаемых осадков на конкретной местности. Здесь данные можно получить в таблицах СНиП по конкретной местности;
  • F - общая площадь всех поверхностей, с которых необходимо будет убирать ливневую сточную воду;
  • Ψ - коэффициент поправки, который полностью зависит от материала покрытия, с которого будет убираться вода.

Важно: коэффициент является конкретным для каждого типа материалов. Так, для крыши - 1. Для асфальтированных площадок и дорожек число равно 0,95. Для бетонированных площадок - 0,85. Для щебенки, обработанной битумом - 0,6. А для щебня простого - 0,4.

На какую глубину закладывать лотки или трубы?


Если остро поднимается вопрос о том, на какую глубину закладывать трубы при монтаже ливневой коммуникации для отведения сточных вод, то достаточно взглянуть в СНиП выпуск 2.04.03-85. Здесь правила формирования глубины траншеи на местности прописаны конкретно для каждого вида труб в соответствии с их диаметром.

Так, если диаметр лотка (трубы) для очищенных или неочищенных стоков составляет до 500 мм, то минимальная глубина траншеи может быть от 30 см.

Если же диаметр желобов (труб) больше 500 мм, то здесь глубина их залегания должна быть не меньше 70 см. Больше делать можно.

Что касается уклона желобов или труб для отведения/сброса сточных жидкостей, то и здесь необходимо провести точные расчеты, поскольку угол уклона полностью зависит от диаметра желоба или трубы.

Так, согласно общепринятых технических правил, для труб диаметром 20 см уровень уклона на каждый метр коллектора должен составлять 0,7 см. Если трубы имеют меньший диаметр, то уклон нужно увеличивать от 0,8 до 1 см на каждый погонный метр сети.

Важно: такой показатель уровня уклона позволяет сэкономить около 2 мм на каждый метр трубопровода при наличии сложного рельефа на местности. Но при этом не стоит и забывать, что СНиП прописывает не только минимальные показатели уклона для лотков сточной канализации, но и указывает максимальный показатель уклона, который не должен превышать 1,5 см на каждый метр коллектора.

Какие трубы или лотки использовать?


В строительной индустрии сегодня широко используются три типа желобов или труб для отведения и сброса ливневых стоков с рельефа на местности:

  • ЖБ трубы;
  • Чугунные лотки или трубы;
  • Полимерные желоба или трубы.

Для домашнего применения чаще всего используются полимерные или ЖБ изделия. Чугунные предназначены для более сложных промышленных объектов.

Правила монтажа ливневых коммуникаций


  • В первую очередь стоит наметить размещение всей протяженности коллектора при помощи клиньев и лески. Не забываем наметить место для размещения смотровых колодцев.
  • После этого с учётом увеличения уклона и особенностей рельефа копаются траншеи.
  • На дно канав насыпают слой песка или песка с гравием. Хорошо трамбуют.
  • Далее производится монтаж труб или лотков и их надежное соединение между собой при помощи фитингов и герметика.
  • Трубы и лотки закрепляют бетонной смесью по бокам.
  • В случае с монтажом труб устанавливают точечные ливнеприёмники. Если используются простые лотки, то верх прикрывают надежными решётками.
  • Если система имеет витиеватую структуру, то стоит обеспечить и достаточное количество ревизионных колодцев на участке. Нужен такой колодец и в том случае, если протяженность желоба имеет прямую линию и длину не менее 10 метров.

Важно: при монтаже коммуникации не забываем устанавливать пескоприёмники.

Охранные зоны


При монтаже системы отведения ливневой воды, полученной из дождевых или снежных облаков, не стоит забывать и о создании специальных охранных зон на рельефе вашего участка. Это правило прописано в выпуске СНиП. Под охранными зонами подразумевается отступ от стенок труб или желобов в стороны по 5 метров.

На охранных зонах запрещено:

  • Строить объекты различного назначения;
  • Парковать авто в неорганизованном порядке;
  • Устанавливать переносные вагончики и пр.

Важно: если вы сомневаетесь в собственных силах и боитесь, что не справитесь с монтажом системы отведения сточных жидкостей с вашего рельефа на участке, то обратитесь за помощью к профессионалам. Специалисты просчитают для вас все параметры коммуникации и подберут оптимальный вариант комплектующих для отведения осадков, которые выпадают в вашем регионе.

Сточные воды – это отходы деятельности человека и атмосферные осадки. Такое определение наиболее краткое, но его суть не раскрыта полностью. Ведь деятельность человека зависит от большого количества факторов, как и последствия этого. Так и водяные стоки – это продукт, уже выполнивший свои основные функции.

В промышленности сброс сточных вод происходит в окружающую среду

В быту, таковые выводятся в общую систему канализации, а в промышленности – в окружающую среду. Сброс сточных отходов жидкости имеет свои преимущества и недостатки. Но если придерживаться всех норм и правил по выведению таковых – неблагоприятных факторов будет значительно меньше.

Проблема загрязнения водоемов сточными водами

Современные экологи последние десятилетия пытаются активно бороться с промышленными предприятиями. Продукты переработки таковых, быстрыми темпами загрязняют не только воздух, но и водоемы с почвой.

Многие не задумываются о том, что происходит с человеческим организмом, если он: дышит воздухом, который имеет в своем составе ядовитые вещества, пьет отравленную вредными химикатами воду и употребляет в пищу овощи и фрукты, выращенные на «многострадальной» земле. Если бы человек ощутил на себе все негативное влияние таковых факторов после первого вздоха, глотка или крохи хлеба – он бы активно начал бороться с предприятиями, которые убивают все живое.

Большая часть промышленных предприятий работают, используя в своих технологических процессах воду, которую необходимо потом утилизировать. Очень важно следить за качеством отработанного продукта, так как небрежное отношение к этому, может привести к гибели рыб, пищевым отравлениям людей и животных и т.д.

Современные ученые выделяют около 250 тысяч опасных для всего живого загрязнителей. И если сток объема отработанной жидкости будет превышать экологические нормы, то жителям прибрежного района может угрожать опасность для здоровья. Так же это относится и к концентрации вредных веществ водяных массах. Превышать таковые показатели запрещено.

Негативные процессы, вызванные деятельностью человека, постоянно ухудшают состояние экологии планеты. Чем мощнее промышленность отдельно взятой страны, тем больше вреда она приносит. Уже сейчас отдельные населенные участки Земли испытывают трудности с водой, пригодной для питья.

И с каждым годом, процент таковых возрастает. А тяжелая экологическая обстановка некоторых городов и даже стран, уже давно стала причиной развития серьезных заболеваний. Вывод один – человек сам убивает себя своими действиями. И если не приступить к радикальным мерам решения экологических проблем, то последствия будут необратимыми.

Контроль и ответственность за сброшенные сточные воды

Контролировать сброс сточных вод – обязанность каждого объекта промышленности. Особенно, это касается тех отраслей, которые используют воду в своих технологических процессах. На каждом таковом предприятии имеются ответственные должности. Важно правильно организовать экологическую деятельность.


Анализ сточной воды — обязательная процедура, контролирующая качество

Неотъемлемой частью таковой является:

  • систематическое исследование сточных вод на наличие в ней вредных веществ и их концентрации;
  • организация системы водоотведения сточной жидкости с возможной очисткой продукта;
  • правильное ведение документации об экологической ситуации на предприятии для передачи таковых сведений
  • государственным органам управления.

По установленным нормам и правилам, анализ сточных вод с последующими мероприятиями экологического характера, проводятся не более 1 раза в 3 месяца, а предоставление отчета государственным органам о текущей ситуации – 1 раз в год.

Это не относится к внеплановым проверкам, которые происходят:

  • когда имеются подозрения на то, что данные внесенные в декларацию не являются достоверными;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • из-за выявления аварий очистительных устройств системы водоотведения сточных вод;
  • из-за нарушений ведения технологической документации;
  • по нормам и правилам государственного законодательства.

Сточные воды могут иметь в своем составе специфического характера. К таковым относят вещества, которые привести к поломкам системы водоотведения и принести серьезный вред экологии региона. К таковым относят химические соединения, которые могут образовывать взрывоопасные смеси и ядовитые газы. Если таковые имеются в стоках, то необходимо обустроить на предприятии специальные фильтровальные станции.

Как решается проблема сброса стоков, если вблизи нет водоемов

Если в непосредственной близости от промышленного объекта нет водоемов, то применяют утилизацию сточных вод на рельеф. Для таковых организаций действует одно важное требование, которого необходимо придерживаться. Таковым является правильно организованная очистка водяных стоков. Важно согласовать свои действия с вышестоящими государственными органами перед тем, как заниматься строительством системы водоотведения в рельеф.

Первое что необходимо выполнить – получить разрешение у Госпотребнадзора и органов местной власти на введение альтернативной точки выброса сточных вод. Важно, что к этому пакету документов прикрепляют перечень обязательств по обеззараживанию переработанного продукта, которые также заверяются специальными инстанциями.

Сброс воды на рельеф местности, а также качество отчищенного продукта должны полностью соответствовать ГОСТу. Все нормы и правила к наземной точке утилизации стоков приравниваются к требованиям сброса в водоемы. При таковых действиях важно определить объемы вредных веществ в утилизированной воде. Для этого производят такие мероприятия:

  1. Специалистам необходимо прибыть к точке сброса отходов.
  2. Взять пробы жидкости и их законсервировать.
  3. Оформить соответствующую документацию.
  4. Провести лабораторные исследования взятых проб.
  5. По результатам анализа выдать предприятию документ, в котором будет иметься перечень всех элементов, содержащихся в стоках.

Полученный предприятием документ имеет определенные сроки годности. Обычно таковые сведения действительны в течение 1 года со дня его выдачи. По окончанию указанного срока, таковые мероприятия проводятся повторно.

Сброс загрязнений в водяные объекты

Сброс сточных вод в водяные объекты, как и в случае использования рельефа, проводится по нормам и правилам, которые устанавливаются госпотребнадзором и органами местного управления. При необходимости обустройства промышленной системы водоотведения необходимо придерживаться ГОСТа по количеству вредных веществ и общему объему стоков. Важно чтобы соблюдались правильные условия сброса сточных вод в водоемы. По нормативным документам, запрещается утилизация:


Сточная вода, содержащая опасные для здоровья вещества, запрещается к сбросу

  1. Сточных вод, которые могли бы быть использованы предприятием повторно в соответствующих технологических процессах и для других нужд.
  2. Загрязнений, которые имеют в своем составе опасные для здоровья вещества.
  3. Сточных вод, которые даже после прохождения системы отчистки не являются безопасными.
  4. Воды, химический анализ которой показывает превышение нормированных показателей содержания вредных веществ.

Также существуют и другие правила, придерживаться которых обязаны все объекты промышленности, утилизирующие водяные стоки в водоемы. Сброс загрязнений запрещен в местах: где происходит общее водоснабжение жилого района, рыбоохранной территории, природных заповедников и т.д.

Нормы выпуска сточных вод

Для того, чтобы слить любой объем водяных стоков в водоем, необходимо воспользоваться одной из двух разновидностей выпуска. К таковым относят береговой и русловой тип. Точно определить, какой вариант будет наиболее эффективным для отдельно взятого случая, определяют из влияния таковых факторов:

  1. Когда есть рекомендации и требования санитарных служб по выбору того или иного способа выпуска сточных вод.
  2. Когда необходимо разбавлять стоки.
  3. Исходя из объемов стоков водоотведения.
  4. Ландшафтная особенность места.

Береговой выпуск воды разделяют на затопленный и незатопленный тип. Первому свойственно располагаться внутри водоема, а второму – объединять потоки под разными углами.

Русловой выпуск сточных вод характеризуется некоторой удаленностью от берега. Таковой разделяют на 3 основных типа:

  • рассеянный;
  • сосредоточенный;
  • эжекторный.

Сосредоточенный выпуск водяных масс часто используют из необходимости разбавления загрязнений чистой водой.

Это следует делать тем предприятиям, которые утилизируют отходы с предельно-концентрированным вредными веществами составом стоков. Рассеянный тип применяют для рек.

При высокой плотности отходов возможно даже использование высоконапорных распылителей. Но если объемы сточных вод большие, то лучше сделать глубоководный выпуск, который будет расположен вдали от береговой линии.

Локальные очистительные сооружения

Сбрасывать неочищенные стоки запрещено. На всех предприятиях должны быть расположены локальные сооружения, которые могут понизить количество вредных веществ до принятых законодательством и ГОСТом норм. Очистить стоки можно несколькими способами:

  • биологическим методом;
  • механическим методом;
  • химическим методом.

Биологические методы основываются на применении специальных устройств и материалов, которые могут разделить активные чужеродные частицы и воду. Для таковых применяют: аэротенки, биофильтры и специальные биологические пруды. Некоторые сооружения такового действия могут дополняться системами аэрации. Из-за постоянного воздействия воздуха на загрязнения, аэробные микроорганизмы могут вывести из стоков большую часть вредных веществ.

Биофильтры представляют собой специальные локальные контейнеры, которые укомплектованы специальными сменными наполнителями, служащие главным объектом фильтрации. Но главный недостаток таковых приспособлений – низкий КПД. Все используемые фильтрационные материалы могут задерживать и отсоединять от основного потока водных масс только нерастворимые частицы. А остальная часть вредных веществ остается в составе сточных вод.

Можно также использовать и специальные пруды. Применение этого метода очистки имеет свои плюсы и минусы. Основные, из которых это — наилучшие результаты продукта на выходе и необходимость выделение большого периметра земельного участка под локальное сооружение.

Химические методы очистки основываются на процессах нейтрализации, окисления и восстановления. С помощью специальных реагентов, которые добавляются в общие объемы сточных водных масс, происходит сам процесс очистки. Вносимые в состав стоков новые вещества позволяют разложить сложные ядовитые связи на элементы, которые поодиночке не угрожают нарушению экологического баланса.

Механический способ очистки считают менее затратным. При использовании такового, стоки: процеживают, отстаивают и фильтруют через специальные приспособления. Фильтрационные элементы выполняют их разных материалов. Популярны: бумага, сетки и аппараты активного воздействия (центрифуги и гидроциклоны).

Проблеме сброса сточных вод на рельеф местности посвящено множество правовых статей, в рамках которых их авторы бывают солидарны во мнении: на сегодняшний день сброс на рельеф местности — источник негативных последствий для природопользователей, как правило, выраженных в форме привлечения к административной ответственности и взыскания вреда, причиненного почвам.

Однако для многих природопользователей сброс сточных вод на рельеф местности остается привычным делом. Это может быть обусловлено различными причинами. Наиболее часто — невозможностью удалить сточные воды правомерными способами: сброс в систему канализации или в водный объект.

И в том и в другом случае невозможность удаления сточных вод обозначенными вариантами, как правило, объясняется тем, что указанные приемники сточных вод значительно удалены от территории предприятия .

В различных регионах страны наболевший вопрос решается по-разному. В некоторых субъектах Российской Федерации органы госэконадзора закрывают глаза на ситуацию, при которой отведение сточных вод осуществляется «неправовым» способом.

В ряде других регионов природопользователям повезло значительно меньше — нередко встречаются случаи привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2017; далее — КоАП РФ) и взыскания вреда, причиненного почвам.

При этом все чаще хозяйствующих субъектов не спасает даже разрешение на сброс сточных вод в водный объект , в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника сточных вод).

Иногда до выяснения вопроса о наличии разрешения на сброс сточных вод в водный объект дело и не доходит. Для того чтобы заявить о наличии административного правонарушения, госоргану (субъективно) достаточно установить:

Факт сброса сточных вод на рельеф местности;

Факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву);

Наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в осуществлении сброса сточных вод на рельеф местности (почву);

И для пущей уверенности — факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве над предельно допустимыми концентрациями веществ в почве населенных мест или над фоновыми концентрациями веществ в почве сопредельного (не подвергшегося воздействию сточных вод) земельного участка.

Все остальное — мотивы выбора именно такого способа удаления сточных вод, причины отсутствия разрешительной документации, нелегкие обстоятельства ведения хозяйственной деятельности в условиях удаленности от водного объекта и централизованной системы водоотведения — на позицию представителей власти и последствия выявления указанных обстоятельств в большинстве случаев не влияет.

Сегодня мы не станем вновь приводить правовое обоснование неправомерности сброса на рельеф местности в отсутствие разрешительной документации и рассказывать о теоретических негативных последствиях, а перейдем к рассмотрению конкретных примеров судебных решений (суда общей юрисдикции и арбитражного суда), которые наглядно показывают, чем чреват вышеназванный способ удаления сточных вод.

Сброс сточных вод на поле фильтрации может быть признан несанкционированным сбросом на рельеф местности

Нередко предприятия находят «выход» из сложившейся ситуации, принимая решение сбрасывать сточные воды на почву, поля фильтрации, поля испарения.

Разумеется, выбирая такой подход, природопользователь задумывается о том, как получить разрешительную документацию на сброс сточных вод в окружающую среду в подобных случаях, и неминуемо сталкивается с проблемой — получить желаемую разрешительную документацию фактически невозможно.

Максимум чего добиваются некоторые хозяйствующие субъекты — получение разрешения на сброс в водный объект, невзирая на то, что ближайший водный объект расположен в нескольких километрах от источника сброса — решение временное и весьма сомнительное.

С точки зрения фактической обстановки ситуация, конечно, не меняется: продолжая сбрасывать сточные воды на почву, предприятие «на бумаге» сбрасывает их в водный объект, что впоследствии чревато административной ответственностью за химическое загрязнение почв.

Однако встречаются и более рискованные подходы. Не получая разрешительной документации вовсе, предприятие удаляет сточные воды уже известным способом, а в случае возникновения претензий со стороны органа госэконадзора возражает: «Сброс осуществляется не на почву, а на поля фильтрации, что исключает загрязнение почв».

И все бы ничего, если бы означенные поля фильтрации чем-либо отличались от обычного почвенного покрова (кроме повышенного содержания загрязняющих веществ).

Решение Астраханского областного суда от 02.09.2016 по делу № 21-546/2016

Предмет рассмотрения

Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за сброс сточных вод на почву.

Обстоятельства дела

В отношении предприятия проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлен факт сброса предприятием сточных вод на почву.

Привлеченным экспертным учреждением отобраны пробы почвы на соответствующем земельном участке. Результаты количественного химического анализа пробы почвы показали значительные превышения концентраций загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоновым качеством.

За допущенное нарушение предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Возражая против вынесенного постановления о назначении административного наказания, предприятие указало, что участки, с которых отбирались пробы, не являются плодородными почвами, т.к. это поля подземной фильтрации.

Позиция суда

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.07.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде;

Осуществлять мероприятия по охране земель;

Соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административное наказание.

Предприятие не представило проектную и техническую документацию на эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, в т.ч. на поля фильтрации.

В отсутствие проектной и технической документации на поля фильтрации сброс сточных вод в границах спорного земельного участка является сбросом сточных вод на почву и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Почему же предприятие не озадачилось получением разрешения на сброс на рельеф местности, учитывая отсутствие какого-либо сооружения, которое исключало бы беспрепятственное попадание химических веществ на почву?

Ответ прост: на сегодняшний день формально получить разрешение на сброс сточных вод на рельеф местности невозможно.

И, как известно, в настоящее время проблема отсутствия правового регулирования отношений, связанных со сбросом на рельеф, стоит на трех китах:

1) отсутствие порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) при сбросе на рельеф;

2) отсутствие порядка получения разрешительной документации для сброса на рельеф;

3) отсутствие порядка исчисления платы за НВОС при сбросе на рельеф.

Хотя большинство специалистов экологических служб, конечно же, помнит недалекие времена, когда органы госэконадзора игнорировали факты отсутствия у природопользователей разрешений на сброс при сбросе сточных вод на рельеф местности в обмен на сверхлимитные платежи за НВОС.

К сожалению для многих природопользователей, настроение природоохранных органов кардинально изменилось, и наступило время, когда хозяйствующие субъекты на своем опыте узнали, что сбрасывать сточные воды на рельеф местности в отсутствие на то «санкции» со стороны уполномоченных органов (т.е. разрешения на сброс) не допускается (иными словами — строго запрещено!).

Напомним, что в последнее время органы госэконадзора сошлись во мнении, что сброс сточных вод на рельеф местности (водосборную площадь) недопустим, в т.ч. отталкиваясь от позиции Минприроды России.

Так, Минприроды России в письме от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» указывает на два «законных», по мнению ведомства, способа отведения образующихся на предприятиях сточных вод:

Сбросы в водные объекты;

Сбросы в системы водоотведения.

КСТАТИ

Как доказывает практика правоприменения, внесение сверхлимитных платежей за сброс на рельеф (водосборную площадь), вопреки расхожему заблуждению, никогда не гарантировало природопользователю отсутствие рисков:
. быть привлеченным к административной ответственности за оказание негативного воздействия на почву с нарушением требований (например, по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
. получить требование о возмещении вреда почве, причиненного в результате ее химического загрязнения.

Рассмотрим пример судебного решения, иллюстрирующего возможность взыскания вреда, причиненного почвам, при выявлении органом государственного надзора факта сброса сточных вод на рельеф местности.

Сброс сточных вод на рельеф местности — путь к возмещению вреда, причиненного почвам

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2017 по делу № А82-16994/2015

Предмет рассмотрения

Оспаривание иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод.

Обстоятельства дела

Управление Росприроднадзора обнаружило факт неорганизованного сброса сточных вод на рельеф местности (почву) от канализационной насосной станции.

В рамках административного расследования привлеченным экспертным учреждением были отобраны пробы почв и проведен их анализ, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 500 м2 загрязнены почвы по ряду химических показателей.

Также в ходе административного расследования установлено, что земельный участок, на котором обнаружен неорганизованный сбор сточных вод на почву, равно как и канализационные сети, по которым должно осуществляться доведение сточных вод до очистных сооружений, принадлежат администрации муниципального образования.

Администрация муниципального образования привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Впоследствии Управлением Росприроднадзора в адрес администрации муниципального образования направлено требование о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на почву.

Позиция суда

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Выводы суда

1. Вследствие неисполнения обязанности обеспечить водоотведение на территории муниципального образования и обязанности по надлежащему содержанию канализационных сетей (от канализационных насосных станций к очистным сооружениям), расположенных в границах загрязненного земельного участка, администрация муниципального образования причинила вред окружающей природной среде (почве) посредством неорганизованного сброса сточных вод на почву.

2. Требование Управления Росприроднадзора о взыскании с администрации муниципального образования суммы исчисленного вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на земельный участок, подлежит удовлетворению.

Итак, на примере рассмотренного судебного решения мы можем наблюдать проявление сразу двух негативных последствий сброса сточных вод на рельеф местности:

1) привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

2) взыскание вреда, причиненного почвам в результате загрязнения.

СПРАВКА

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
. на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.;
. на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
. на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В рассмотренном случае взыскания вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод на рельеф местности, для исчисления размера вреда применялась Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (в ред. от 25.04.2014; далее — Методика), по основанию — загрязнение почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.

И здесь необходимо напомнить о распространенном заблуждении , которое заключается в том, что вред, причиненный почвам в результате их загрязнения, исчисляется только в том случае, когда подвергшийся загрязнению земельный участок расположен в границах населенного пункта, т.е. является частью земель населенных пунктов.

Учитывая, что иных нормативов качества почв (кроме гигиенических нормативов) в законодательстве нет, природопользователи иногда ошибочно полагают, что риск взыскания вреда, причиненного почвам, существует лишь в случае «порчи» вышеперечисленных земель.

В некоторых случаях заблуждение простирается еще дальше, когда предполагается, что такой риск возможен только в границах населенных пунктов.

Действительно, гигиенические нормативы качества почв применимы к почвам населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений.

Однако применение формулы расчета вреда загрязненным почвам возможно не только в случае, когда вред причинен землям нормируемых категорий.

Извлечение
из Методики

[…]
5. Исчисление в стоимостной форме размера вреда при загрязнении почв осуществляется по формуле:

УЩ загр = СЗ × S × K r × K исх × Т х, (2)

Где УЩ загр — размер вреда (руб.);
СЗ — степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S — площадь загрязненного участка (кв. м);
K r — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
K исх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Т х — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
[…]

Итак, степень загрязнения СЗ — ключевая переменная формулы расчета вреда при загрязнении почв.

Степень загрязнения почв рассчитывается в соответствии с п. 6 Методики, согласно которому она зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Понятно, что данные о фактических содержаниях загрязняющих веществ в почвах, которым якобы причинен вред, должны быть известны органам, применяющим Методику. При этом такие фактические данные, по общему правилу, следует соотнести с нормативами качества окружающей среды для почв.

Однако необходимо учитывать, что в Методике установлена специальная норма для случаев, если нормативы качества почв не установлены .

Так, в соответствии с абз. 7 п. 6 Методики при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения X н (норматива качества) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Таким образом, при отсутствии норматива качества почв (в т.ч. когда невозможно применение нормативов качества почв населенных пунктов к землям, например, промышленности, сельхозназначения, водного фонда и т.д.) степень загрязнения почв СЗ будет рассчитываться как соотношение фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (аналогичного целевого назначения и вида использования), не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Вывод

Сброс на рельеф местности, как показывает практика, давно превратился из способа сбора сверхлимитных платежей за НВОС в повод для применения к природопользователю мер административной и материальной ответственности.

При этом привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за загрязнение почв в результате сброса сточных вод на рельеф местности нередко выступает предвестником иска о возмещении вреда, причиненного почвам.

На практике, если хозяйствующий субъект допускает химическое загрязнение почвы, причиной которому выступает, в частности, сброс сточных вод на рельеф местности, о чем становится известно административному органу, события, как правило, развиваются по классическому сценарию:

1) составление протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

2) привлечение лица, действие (бездействие) которого привело к загрязнению почв, к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ;

3) исчисление административным органом размера вреда, причиненного почве в результате ее химического загрязнения;

4) предъявление лицу требования о добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

5) нередко отказ лица в добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

6) обращение административного органа в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы исчисленного размера вреда.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

mob_info