Охранные зоны водных объектов кто устанавливает. Правовой режим земель водного фонда
Впервые в истории развития земельного и водного законодательства водоохранные зоны включены в состав земель водного фонда. Само понятие "водоохранная зона" как правовой категории дано в ст.65 ВК РФ. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима в пределах территории водоохранной зоны является неотъемлемой составной частью комплекса природоохранных мер, направленных на улучшение гидрологического, гидротехнического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий. Размеры и границы водоохранных зон, равно как и правовой режим их использования и охраны, устанавливаются исходя из физикогеографических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.
В зависимости от вида водоема ширина водоохранных зон устанавливается:
Для рек стариц и озер - от средне-многолетнего уреза воды в летний период;
Водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;
Морей - от максимального уровня прилива;
болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.
Минимальная ширина водоохранных зон зависит прежде всего от протяженности от их истока и устанавливается в следующих пределах:
До 10 км - 50 м;
От 10 до 50 км - 100 м;
От 50 км и более - 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее 1 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км 2 , устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны
оз. Байкал устанавливается в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" 1 . Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
Следует специально подчеркнуть то обстоятельство, что значительная часть поверхностных водоемов (водотоков) в пределах границ городов и других поселений не учитывается в составе земель водного фонда, и тем не менее на водоохранных зонах должны соблюдаться все требования по установленным видам запретов хозяйственной деятельности, включая дополнительные ограничения и обременения как для граждан, так и для юридических лиц.
От водоохранных зон водных объектов необходимо отличать и другую установленную законодательством земельноправовую категорию, а именно прибрежную защитную полосу. Если представить ее виртуально, то она находится в пределах границы водоохранной зоны вдоль береговой линии, имеет меньшие по ширине размеры, но с правовых позиций большие объемы (параметры) запретов, обременений и ограничений.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 о и 50 м для уклона 3 о и более. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.
Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос исходя из практической целесообразности осуществляется одновременно в строгом соответствии с нормативно-методическими документами.
Для правового режима водоохранных зон характерно прежде всего установление запретов и ограничений на те или иные виды хозяйственной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются:
Использование сточных вод для удобрения почв;
Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством, а также в области охраны окружающей среды.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются:
Распашка земель;
Размещение отвалов размываемых грунтов;
Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В пределах территорий водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
На территории прибрежных защитных полос устанавливается более строгий правовой режим охраны земель водного фонда, в том числе запретов, ограничений и сервитутов. Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
В целях предотвращения истощения водных объектов и улучшения гидрологического режима прилегающих к ним земельных участков прибрежные защитные полосы должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены, т.е. заняты лугами. Обязанности по поддержанию в надлежащем порядке и состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагаются на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим использования и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Подводя итог рассмотренным вопросам, можно отметить следующее. Решающим обстоятельством и условием отнесения земель, занятых водными объектами, к землям водного фонда является не столько наличие водного объекта, сколько его государственная кадастровая регистрация и юридический факт отнесения земель, занятых водными объектами, к категории земель водного фонда.
Правовой режим земель водного фонда обусловлен целями, видами и характером водопользования, установленным водным законодательством, режимом охраны вод и в значительной мере подчинен ему.
Отличительной чертой правового режима охраны водных объектов, равно как и земель водного фонда, является бассейновый принцип государственного управления в области использования и охраны водных объектов.
Доминирующими факторами в определении правового режима водных объектов выступают формы и виды права собственности на воды.
- Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (с изменениями и дополнениями)
- Приложение. Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов
Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17
"Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Приложение
Правила
установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17)
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее - установление границ).
2. Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. N 377 в пункт 3 внесены изменения
См. текст пункта в будущей редакции
3. Установление границ осуществляется:
органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;
Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
4. В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. N 377 приложение дополнено пунктом 4.1
4.1. При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.
Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра".
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. N 377 приложение дополнено пунктом 5.1
5.1. Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
6. Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
7. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.
8. Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Так, на них запрещено использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых, помимо вышеперечисленного, запрещены также распашка земли, размещение отвалов размываемых грунтов и выпас сельскохозяйственных животных.
Определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водохранилищ, которые используются для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ и которые полностью расположены на их территории, устанавливаются Росводресурсами и их территориальными органами. Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос остальных водных объектов определяют уполномоченные органы субъектов РФ.
Установление границ включает в себя: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы; описание и отображение их границ на картографических материалах; установление границ непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Росводресурсы для внесения их в государственный водный реестр.
Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"
Статья 60. Водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы. 1. Водоохранными зонами водных объектов являются земли, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов и на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
В пределах водоохранных зон
устанавливаются прибрежные защитные
полосы, на территориях которых вводятся
дополнительные ограничения хозяйственной
и иной деятельности.
2. В пределах
водоохранных зон водных объектов
запрещаются:
проведение
авиационно-химических работ;
применение химических средств борьбы с
вредителями, болезнями растений и
сорняками;
использование сточных вод
для удобрения почв;
размещение опасных
производственных объектов, на которых
производятся, используются,
перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются и уничтожаются опасные
вещества, перечень которых определяется
федеральными законами;
размещение
складов ядохимикатов, минеральных
удобрений и горюче-смазочных материалов,
площадок для заправки аппаратуры
ядохимикатами, животноводческих
комплексов и ферм, мест складирования и
захоронения промышленных, бытовых и
сельскохозяйственных отходов, кладбищ и
скотомогильников, накопителей сточных
вод;
складирование отходов и мусора;
заправка топливом, мойка и ремонт
автомобилей и других машин и механизмов;
размещение дачных, садовых и огородных
участков при ширине водоохранных зон
водных объектов менее 100 метров и крутизне
склонов прилегающих территорий более 3
градусов;
размещение стоянок
транспортных средств, в том числе на
территориях дачных, садовых и огородных
участков;
проведение рубок главного
пользования;
проведение землеройных и
других работ без согласования с
федеральным органом исполнительной власти
по управлению водными объектами в случае,
если водный объект находится в федеральной
собственности, и без согласования с
собственником в случае, если водный объект
является обособленным.
На территориях
водоохранных зон водных объектов
разрешается проведение рубок
промежуточного пользования и других
лесохозяйственных мероприятий,
обеспечивающих охрану водных объектов.
В городах и других поселениях при наличии
ливневой канализации и набережной в
пределах водоохранных зон водных объектов
допускается размещать объекты по заправке
топливом, мойке и ремонту автомобилей на
расстоянии не ближе 50 метров, а стоянки
транспортных средств - не ближе 20 метров от
уреза воды.
3. В пределах прибрежных
защитных полос дополнительно к
ограничениям, указанным в части 2 настоящей
статьи, запрещаются:
распашка земель;
применение удобрений;
складирование
отвалов размываемых грунтов;
выпас и
организация летних лагерей скота (кроме
использования традиционных мест водопоя),
устройство купочных ванн;
установка
сезонных стационарных палаточных городков,
размещение дачных, садовых и огородных
участков и выделение участков под
индивидуальное строительство;
движение автомобилей и тракторов, кроме
автомобилей специального назначения.
Режим хозяйственной и иной деятельности,
установленный для прибрежных защитных
полос, распространяется на берег водного
объекта.
4. Ширина водоохранных зон и
прибрежных защитных полос за пределами
территорий городов и других поселений
устанавливается:
для рек, стариц и озер
(кроме непроточных внутриболотных) - от
среднемноголетнего высшего уровня в
безледный период;
для водохранилищ - от
среднемноголетнего высшего уровня в
безледный период, но не ниже форсированного
подпорного уровня водохранилища;
для
морей - от максимального уровня прилива.
Для болот водоохранные зоны не
устанавливаются. Ширина прибрежных
защитных полос для болот в истоках рек и
ручьев, а также пойменных болот
устанавливается от границы болота (нулевой
глубины торфяной залежи) на прилегающей к
нему территории.
Ширина водоохранных
зон за пределами территорий поселений
устанавливается для участков водотоков
протяженностью от их истока:
до 10
километров - 50 метров;
от 10 до 50
километров - 100 метров;
от 50 до 100
километров - 200 метров;
от 100 до 200
километров - 300 метров;
от 200 до 500
километров - 400 метров;
от 500 километров
и более - 500 метров.
Для водотоков длиной
менее 300 метров от истока до устья
водоохранная зона совпадает с прибрежной
защитной полосой.
Радиус водоохраной
зоны для истоков рек и ручьев составляет 50
метров.
Ширина водоохранных зон для
озер и водохранилищ принимается при
площади акватории до 2 кв. километров - 300
метров, от 2 кв. километров и более - 500
метров.
Ширина водоохранных зон морей -
500 метров.
5. Границы водоохранных зон
магистральных и межхозяйственных каналов
совмещаются с границами полос отвода
земель под эти каналы.
Для участков рек,
заключенных в закрытые коллекторы,
водоохранные зоны не устанавливаются.
6. Ширина прибрежных защитных полос для рек,
озер, водохранилищ и других водных объектов
устанавливается в зависимости от крутизны
береговых склонов и составляет при
крутизне склонов прилегающих территорий:
имеющих обратный или нулевой уклон - 30
метров;
имеющих уклон до 3 градусов - 50
метров;
имеющих уклон более 3 градусов -
100 метров.
Для внутриболотных озер и
водотоков ширина прибрежной защитной
полосы устанавливается в размере 50
метров.
Ширина прибрежных защитных
полос для участков водоемов, имеющих особо
ценное рыбохозяйственное значение (места
нереста, зимовальные ямы, нагульные
участки), устанавливается в размере 200
метров независимо от уклона прилегающих
земель.
В городских поселениях при
наличии ливневой канализации и набережной
граница прибрежных защитных полос
совмещается с парапетом набережной.
7.
Закрепление на местности водоохранными
знаками установленного образца границ
водоохранных зон и прибрежных защитных
полос водных объектов (за исключением
обособленных водных объектов)
обеспечивается уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти,
а границ обособленных водных объектов -
собственниками.
Уполномоченный
Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти
информирует население об установлении
границ водоохранных зон, прибрежных
защитных полос и режима хозяйственной и
иной деятельности в их пределах в порядке,
установленном частью 9 статьи 41 настоящего
Кодекса.
Для целей соблюдения
правового режима водоохранных зон и
прибрежных защитных полос до закрепления
на местности водоохранными знаками их
границ для собственников земельных
участков, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов
земельных участков границы водоохранных
зон и прибрежных защитных полос водных
объектов считаются установленными.
8.
Сведения о границах водоохранных зон и
прибрежных защитных полосах подлежат
занесению в государственный земельный
кадастр.
9. Прибрежные защитные полосы
должны быть преимущественно заняты
древесно-кустарниковой растительностью
или залужены.
10. Поддержание в
надлежащем состоянии водоохранных зон и
прибрежных защитных полос, а также
водоохранных знаков возлагается на
федеральный орган исполнительной власти по
управлению водными объектами, водных
объектов, находящихся в особом пользовании,
- на водопользователей, а обособленных
водных объектов - на собственников.
11.
Режим использования территорий
водоохранных зон и прибрежных защитных
полос на приграничных территориях
устанавливается Правительством Российской
Федерации по представлению
уполномоченного Правительством Российской
Федерации федерального органа
исполнительной власти.