Государственный водный реестр документы и реестры

1. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

2. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

3. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

4. В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;

10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

5. Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

6. Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

7. В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

9. Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Госуда́рственный во́дный рее́стр (ГВР) – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах , находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, и их использовании; о речных бассейнах , о бассейновых округах . В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования , решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования.

Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и территориальными органами агентства .

Структура

Источники информации

Сведения для Реестра предоставляются:

Хранение и предоставление информации

Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях, при этом приоритет имеют записи на бумажных. Информационная система ведения реестра на электронных носителях совместима с иными государственными информационными системами.

Предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих включённые в Реестр сведения, осуществляется в соответствии с Административным регламентом. Получение сведений из Реестра в электронном виде (на сайте Федерального агентства водных ресурсов или территориальных органов) осуществляется бесплатно. За предоставление копий документов, содержащих включённые в Реестр сведения, взимается плата.

Историческая справка

В 1931 г. Госплан СССР принял решение о составлении Водного кадастра СССР , объединяющего систематизированные сведения о режиме морей, рек, озёр, болот, ледников и подземных вод. В 1933 г. составление общего Водного кадастра СССР было поручено Гидрометеорологическому комитету СССР и РСФСР.

Первый Водный кадастр СССР был подготовлен Государственным гидрологическим институтом под руководством Гидрометеорологического комитета Союза ССР и РСФСР в 1933–1940 гг. Он состоял из трёх серий, включающих районные справочники по водным ресурсам СССР, материалы по режиму рек , сведения об уровне воды, гидрологические ежегодные каталоги и справочники по морям СССР, гидрометеорологический кадастр и другую информацию на основе материалов наблюдений с 1875 по 1935 гг.

С 1936 г. начали выходить «Гидрологические ежегодники», содержащие сведения о гидрологическом режиме рек, водохранилищ и озёр , полученные гидрологическими постами и станциями (уровень и расходы воды , расходы взвешенных наносов, крупность взвешенных наносов и донных отложений, температура воды и толщина льда, химический анализ воды), а также справочные сведения о постах и станциях.

В 1960–1974 гг. проводилась разработка и выпуск нового Водного кадастра в виде справочников «Ресурсы поверхностных вод СССР», состоявших из трёх серий:

В 1978 г. началось ведение по единой для СССР системе Государственного водного кадастра СССР , включающего данные учёта вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данные учёта использования вод. Ведение кадастра было поручено Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству геологии СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР. Материалы Государственного водного кадастра СССР были единственными официальными данными о водных ресурсах, обязательными для использования при решении всех задач гидрологического обеспечения хозяйственной деятельности.

В 1994 г. в целях обеспечения преемственности и непрерывности наблюдений за режимом водных объектов и оценки водных ресурсов России было принято решение о продолжении ведения по единой системе Государственного водного кадастра Российской Федерации . Ведение Кадастра было поручено Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитету Российской Федерации по водному хозяйству и Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр.

В 1996 г. ведение Кадастра было поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а с 2006 г. – Федеральному агентству водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию.

С 2007 г. началось ведение Государственного водного реестра , в который были включены данные Государственного водного кадастра Российской Федерации.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

Статья 31. Государственный водный реестр

  • проверено сегодня
  • кодекс от 10.08.2017
  • вступила в силу 01.01.2007

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.11.2013 08.05.2013 01.01.2013 01.01.2007

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

  • 1) о бассейновых округах;
  • 2) о речных бассейнах;
  • 3) о водохозяйственных участках;
  • 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
  • 5) о водохозяйственных системах;
  • 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;
  • 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
  • 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;
  • 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
  • 10) о договорах водопользования;
  • 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;
  • 10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);
  • 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

За предоставление копий документов, указанных в части 4 настоящей статьи, взимается плата. Размер указанной платы, порядок её взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Факультет Прикладной космонавтики и фотограмметрии

Кафедра географии

«Государственный водный реестр»

Работу выполнила:

Студ. ФПКиФ ГиДЗ(ипр)IV-1(б)

Орлова Марина Николаевна

Введение

1. Цели ГВР

2. Историческая справка

3. Разделы ГВР

3.1 «Водные объекты и водные ресурсы»

3.2 «Водопользование»

3.3 «Инфраструктура на водных объектах»

Заключение

Литература

Введение

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Государственный водный реестр регистрирует договора водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

водный реестр государственный водопользование

1 . Цели формирования и ведения Государственного водного реестра

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

1. информационное обеспечение комплексного использования водных объектов

2. целевое использование водных объектов

3. охрана водных объектов

4. планирование и выработка мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

2 . Историческая справка

В 1931 г. Госплан СССР принял решение о составлении Водного кадастра СССР , объединяющего систематизированные сведения о режиме морей, рек, озёр, болот, ледников и подземных вод. В 1933 г. составление общего Водного кадастра СССР было поручено Гидрометеорологическому комитету СССР и РСФСР.

Первый Водный кадастр СССР был подготовлен Государственным гидрологическим институтом под руководством Гидрометеорологического комитета Союза ССР и РСФСР в 1933-1940 гг. Он состоял из трёх серий, включающих районные справочники по водным ресурсам СССР, материалы по режиму рек, сведения об уровне воды, гидрологические ежегодные каталоги и справочники по морям СССР, гидрометеорологический кадастр и другую информацию на основе материалов наблюдений с 1875 по 1935 гг.

С 1936 г. начали выходить «Гидрологические ежегодники», содержащие сведения о гидрологическом режиме рек, водохранилищ и озёр, полученные гидрологическими станциями и постами (уровень и расходы воды, расходы взвешенных наносов, крупность взвешенных наносов и донных отложений, температура воды и толщина льда, химический анализ воды), а также справочные сведения о постах и станциях.

В 1960-1974 гг. проводилась разработка и выпуск нового Водного кадастра в виде справочников «Ресурсы поверхностных вод СССР», состоявших из трёх серий:

«Гидрологическая изученность» - кадастровые данные по поверхностным водным объектам;

«Основные гидрологические характеристики» - многолетние данные по поверхностным водным объектам;

«Водные ресурсы» - обобщающая серия с фундаментальной характеристикой гидрологического и гидрохимического режима водных объектов, в т.ч. вопросы использования и качества вод.

В 1978 г. началось ведение по единой для СССР системе Государственного водного кадастра СССР , включающего данные учёта вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данные учёта использования вод. Ведение кадастра было поручено Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству геологии СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР. Материалы Государственного водного кадастра СССР были единственными официальными данными о водных ресурсах, обязательными для использования при решении всех задач гидрологического обеспечения хозяйственной деятельности.

В 1994 г. в целях обеспечения преемственности и непрерывности наблюдений за режимом водных объектов и оценки водных ресурсов России было принято решение о продолжении ведения по единой системе Государственного водного кадастра Российской Федерации . Ведение Кадастра было поручено Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитету Российской Федерации по водному хозяйству и Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр.

В 1996 г. ведение Кадастра было поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а с 2006 г. - Федеральному агентству водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию.

С 2007 г. началось ведение Государственного водного реестра , в который были включены данные Государственного водного кадастра Российской Федерации.

3 . Государственный водный реестр содержит разделы

· «Водные объекты и водные ресурсы»;

· «Водопользование»;

· «Инфраструктура на водных объектах».

· «Водные объекты и водные ресурсы»

Водные ресурсы - это пригодные для использования человеком воды.Водные ресурсы сосредоточенны в поверхностных и подземных водных объектах, атмосфере и почве (табл.2.1). Активно используемые водные ресурсы образуют водный фонд.

Табл.4.1 Характеристика мировых запасов вод

Водные объекты

Запасы пресной воды, %

Время возобновления

Использование для водопотребления

не используются

Подземные воды

питьевые цели

не используются

широкое использование

Почвенная влага

потребление растениями

Атмосферная влага

не используются

не используются

широкое использование

Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. Наиболее широко используются реки, подземные водоносные горизонты и озера, в которых сосредоточено 55% ресурса. Озера и подземные воды, кроме ресурса характеризуются статическими (вековыми) запасами, которые составляют около 54068км 3 (табл.2.2).

Табл.4.2 Суммарные водные ресурсы России (по данным Центра регистра и кадастра)

*В том числе 227 км 3 /год речного стока, поступающего с территории других государств.

Рис.4.1 Соотношение водных ресурсов сосредоточенных в объектах водного фонда.

Запасы пресной воды, сосредоточенные в Российской федерации, оцениваются объемом 50 км 3 . Водообеспеченность населения в этом случае составляет около 1000 л/сут*чел, при средней потребности в воде около 200 л/сут*чел. Однако, неравномерность распределения водных ресурсов и расселения людей оказывают решающее значение в водообеспечении населения и отраслей экономики. В наиболее освоенных районах европейской части страны, где сосредоточено до 80% населения и производственного потенциала, сосредоточено менее 10% водных ресурсов.

Сведения о водных объектах представлены в Государственном водном реестре. Государственный водный реестр - это постоянно пополняемый и обновляемый систематизированный свод данных о водных объектах и их использовании. Он создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Государственный водный реестр содержит сведения:

о водных объектах и их бассейнах, особенностях их водного режима, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

о водохозяйственных системах и использовании водных объектов для водопотребления и водоотведения;

о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

о предоставлении водных объектов в пользование и о договорах водопользования.

Поверхностные водные ресурсы

Болота занимают 140,8 млн. га, что составляет около 8% территории страны. Основные массивы сосредоточены в Северо-Западном регионе, на севере Центрального региона, юге Уральского и в Сибирском регионах. Вболотах сосредоточено около 3000 км 3 статических запасов природных вод. Среднемноголетние эксплуатационные ресурсы болот составляют порядка 300 км 3 /год.Болота содержат большое количество воды, но низкого качества, что не позволяет ее использовать даже для технических целей. Требуемая водоподготовка, в настоящее время, слишком дорогая, поэтому воды болот в Российской федерации не используются для целей водопотребления.

Болота играют важную роль в формировании гидрологического и гидрохимического режима рек. Замедленный водообмен болот позволяет аккумулировать сток с водосборной площади во время снеготаяния и выпадения дождей и перераспределять его в течение года, делая режим стока более равномерным. Поэтому болота приводят к снижению расходов половодья и паводков и увеличению объемов стока в меженные периоды.

Рис.4.2 Площадь болот, в процентах от площади субъектов федерации

Болота являются своеобразным биологическим фильтром, который снижает загрязненность поверхностного стока и тем самым регулирует гидрохимический режим стока.

Ледники являются существенными аккумуляторами пресной воды. На территории России основная масса ледников сосредоточена на арктических островах и в горных районах. Ледники выполняют функцию перераспределения стока и атмосферных осадков и регулирования стока горных рек. Для использования интерес представляют ледники горных районов, определяющие водность горных рек.

Рис.4.3 Распределение ледников на территории России, км 2 .

Рассматривается возможность использования воды айсбергов. Транспортировка айсберга объемом 10 млрд. м 3 в Калифорнию (США) и создание специального водохранилища, где будет накапливаться талая вода из айсберга, потребует не больше 1 млн. долларов , стоимость же полученной воды составит не меньше 100 млн. долларов . Использование пресной воды ледника намного выгодней опреснения солёной воды или транспортировки пресной воды из отдаленных районов.

Озера. На территории России расположено 2,7 млн. озёр с общим запасом пресной воды 26,5 тыс. км 3 . Самое глубокое пресноводное озеро мира - Байкал. Его глубина достигает более 1,5 км. В нём сосредоточено 23тыс. км 3 воды, или 20% мировых и 87% национальных запасов пресных вод. По территории России озёра распределены неравномерно. Северо-Западный регион считается краем озер.

В природе озера выполняют следующие основные функции:

аккумулирующая - вещества, стекающие с территории водосбора и транспортируемые реками, накапливаются в озерах;

регулирующая - озера принимают на себя часть стоков поступающих с территории водосбора, снижая высоту половодий и паводков, создавая более равномерный внутригодовой режим стока рек.

Табл.4.3 Характеристика крупных озер России

Площадь, км 2

Средняя глубина, м

Запас воды, км 3

Ресурс, км 3 /год

Каспийское

Ладожское

Онежское

В настоящее время озёра служат источником питьевого, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения. Озера используются для целей туризма, отдыха, спорта . Озера всегда использовались для рыбохозяйственных целей.

Подземные водные ресурсы обладают более высокой степенью защищенности от техногенного загрязнения, поэтому их экологическое состояние, по сравнению с поверхностными водами, намного лучше, что определяет максимальное их использование для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Естественные ресурсы подземных вод составляют примерно 790 км 3 /год. Потенциальные эксплуатационные ресурсы составляют около 316 км 3 /год. Более трети потенциальных ресурсов сосредоточены в европейской части страны. Небольшие запасы пресных подземных вод сосредоточены в Северо-западном регионе, на юге Приволжского, в Южном и отдельных областях Центрального регионов. В целом по стране степень освоения запасов подземных вод не превышает 19%.

В ряде стран (например, Венгрия, Исландия) для теплоснабжения и получения электроэнергии широко используются термальные подземные воды. Россия обладает весьма значительными потенциальными ресурсами таких вод в Дальневосточном и Сибирском регионах, но их разведанные запасы и использование невелики.

К началу 2000 года в России было разведано 60 месторождений термальных вод, в том числе 5 месторождений имеют эксплуатационный ресурс 315 тыс. м 3 /сутки. Добыча воды производилась из 28 месторождений с годовым объемом 34 млн. м 3 . Общая мощность российских геотермальных станций и установок составляет немногим более 500 МВт.

Рис. 4.4 Структура использования термальных подземных вод, %.

Подземные воды играют громадную роль в природе, участвуя практически во всех физико-географических процессах, происходящих в литосфере. Благодаря их перемещению происходит перенос растворенных веществ, растения получают питательные соли и влагу. Подземные воды активно влияют на формирование рельефа: оползни, эрозия; вызывают при определенных условиях заболачивание. Они участвуют в питании рек и озер, являясь при этом самой устойчивой частью стока.

Реки. В России насчитывается свыше 3 млн. рек общей длиной более 9.5 млн. км. Общий объем речного стока страны составляет 4043 км 3 /год.

Речной сток формируется за счет поверхностного и подземного питания. Поверхностный сток образуется на территории водосборной площади в результате выпадения дождей и таяния снега. Время добегания поверхностного стока до рек с наиболее удаленных точек водосборной площади зависит от рельефа местности, густоты речной сети и водно-физических свойств почво-грунтов, и составляет примерно 1…15 суток. Проходя по поверхности водосбора сток приобретает специфичный гидрологический режим и формирует свой гидрохимический состав за счет вымыва веществ из почвы. Так удельный вымыв фосфора с территории водосбора, занятой смешанными лесами, составляет порядка 0.056 кг/га, луга дают реке около 0.1кг/га, а для низинных болот эта величина составляет 0.4 кг/га. Объем вымыва фосфора с сельскохозяйственных площадей изменяется в пределах 1 - 5кг/га, т.е. в 3-100раз больше чем с естественных угодий.

Табл. 4.4 Основные характеристики крупных рек России.

Площадь водосбора, тыс.км 2

Длина, км

Средне-многолетний расход, м 3 /с

Объем стока, км 3

Западная Двина

Рис.4.5 Протяженность естественных водотоков в % от их суммарной длины.

(Классификация рек по протяженности:

ручьи - протяженность до 10км,

малые реки 10…100км,

средние реки 100…300км,

крупные - более 300 км).

Таким образом, качественный и количественный сток рек определяется условиями, которые складываются на водосборной площади, что позволяет считать его индикатором состояния и мерой использования территории водосбора.

Подземный сток делится на две составляющие: грунтовый (сток первого безнапорного водоносного горизонта) и межпластовый сток. Грунтовый сток более инертен по сравнению с поверхностным и позволяет учитывать в основном сезонные изменения. При этом грунтовый сток, также как и поверхностный сток, может служить индикатором состояния водосборной площади и условий хозяйственной деятельности человека. Наиболее постоянным в количественном и качественном плане является сток собственно подземных вод, т.е. вод второго и нижележащих водоносных горизонтов. Он обеспечивает реке определенную фоновую составляющую, гарантируя минимальный объем воды в реке и его качество. Важными для речной экосистемы являются сезонные изменения стока, так как в сезонном плане существенно изменяются функции реки.

Летний меженный период характеризуется относительно малыми расходами, глубинами и скоростями течения воды. Это создает благоприятный температурный режим, вода насыщается кислородом, что способствует росту и развитию водной биоты. Биомасса растительных организмов увеличивается за счет поглощения биогенных веществ, что ведет к снижению их концентрации в воде, т.е. происходит самоочищение воды.

В осенний период заканчивается активная вегетация, что сопровождается снижением прироста биомассы водных организмов. Снижается температура воды, что сопровождается: увеличением прозрачности воды, за счет снижения биомассы планктона и осаждения взвешенных веществ на дно; увеличением содержание кислорода в воде, за счет повышения предела растворимости; снижением интенсивности протекания физико-химических процессов. Все это подготавливает условия перезимовки биоты.

Зимний период покоя, перед очередным этапом активной жизнедеятельности, который наступает весной.

Весна характеризуется большими расходами, глубинами и скоростями течения воды. Так, на весенний период приходится до 60-80 объема годового стока. Бурные потоки воды обладают большой транспортирующей способность, что позволяет рекам очиститься от наносов и отложений (самоочищение реки), которые выносятся на заливные луга, откладываются в старицы или перераспределяются по руслу реки. При этом за счет стоков с водосборной площади, особенно с заливных пойм вода насыщается биогенными веществами.

Большинство крупных рек протекают по равнинам. Равнинные реки имеют широкие долины и небольшие уклоны, что определяет спокойный режим стока с небольшими скоростями. Например, наименьший средний уклон имеет река Обь, который составляет 0.00004, а наибольший уклон равнинных рек имеет Енисей, который на участках доходит до 0.00037.

Водохранилища. Водохранилища позволяют обеспечить гарантированное водоснабжение за счет перераспределения водных ресурсов. В настоящее время в России функционируют2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. м 3 и 30 тыс. малых водохранилищ и прудов. Общая емкость водохранилищ составляет 800км 3 .Ккрупным и особо крупным объектам относятся 325 водохранилищ (емкостью более 10 млн. м 3). Наибольшее количество водохранилищ находится в Приволжском регионе - 600, Центрально-Черноземном - 434, Уральском - 383. Самые крупные водохранилища находятся в азиатской части России. Так, средний объем одного водохранилища Сибирского региона достигает 26,4 км 3 , Дальневосточного - 7,4 км 3 , а например Приволжского региона - 1,4 км 3 .

Наряду с позитивной ролью водохранилищ следует отметить их негативное влияние на окружающую среду, которое заключается, например, в следующем:

затопление и подтопление земельных угодий;

разрушение берегов;

активизация оползневых явлений, в зону которых попадают многие населенные пункты, включая такие крупные, как Волгоград, Саратов, Ульяновск;

ухудшение технического состояния гидроузлов, большинство из которых нуждается в текущем ремонте, а сотни находятся в предаварийном состоянии.

Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.

· «Водопользование»

В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 Водного кодекса использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В качестве примеров водопользования можно привести самые разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.

Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному водопользователю.

Виды права водопользования

Водный кодекс предусматривает следующие виды права водопользования:

В зависимости от цели использования водных объектов:

для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,

сброса сточных вод и (или) дренажных вод,

производства электрической энергии,

водного и воздушного транспорта,

сплава древесины и иных предусмотренных Водным Кодексом целей.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

Совместное водопользование имеет место, когда водный объект предоставляется в пользование нескольким субъектам для одного или нескольких видов использования.

Обособленное водопользование может осуществляться: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Сроки водопользования

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование зависит от основания возникновения права водопользования.

Так, предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления законодательством не закреплен. Т.е. в каждом конкретном случае орган, принимающий решение о предоставлении водного объекта в пользование, вправе определить этот срок в зависимости от характера водопользования.

Объектами права водопользования являются водные объекты, о которых речь шла выше.

Субъектами права водопользования или водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлено данное право.

Особых требований к субъектам Водный кодекс РФ не устанавливает. Как отмечалось выше, здесь действуют общие положения Гражданского кодекса о право и дееспособности.

В отношении отдельных видов использования водных объектов могут устанавливаться дополнительные требования к водопользователям. Например, Правилами использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства РФ 30 декабря 2006 года, предусмотрено, что юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:

обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

· «Инфраструктура на водных объектах»:

О водохозяйственных системах;

08.06.2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации». Этим нормативным актом были внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о регистрации) в частности, появилась статья 22.1, которой установлено, что права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.

При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений (п.2 ст. 22.1 Закона о регистрации).

Водный кодекс Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ) определяет водный объект как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 ВК РФ). Понятие гидротехнического сооружения дано в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» согласно которой к таким относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы и другие. Таким образом, перечень видов гидротехнических сооружений является открытым. Более подробная информация о гидротехнических сооружениях и их классификациях содержится в СНиП 2.6.01-86 «Гидротехнические сооружения». Согласно этому документу гидротехнические сооружения подразделяются на постоянные и временные. В тексте СНиП можно также найти ряд специальных терминов (отстойник, водовод, слип и другие) Все эти термины укажут государственному регистратору, с чем именно он имеет дело. Принимая сооружение, расположенное на водном объекте, за гидротехническое или иное, государственный регистратор в первую очередь должен ориентироваться именно на нормы Федеральных законов. Сооружение может являться гидротехническим, но фактически не располагаться на водном объекте. К подобным объектам могут относится отдельно размещенные мелиоративные сооружения (ст.2 Федерального закона от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»). Информация о том, что конкретный объект является гидротехническим или иным сооружением, должна присутствовать в документах, содержащих его описание (кадастровый паспорт).

Заключение

Настоящее время - век информационных и компьютерных технологий, поэтому существует Автоматизированная информационная система «Государственный водный реестр» (АИС ГВР), развернутая на всех уровнях управления Федерального агентства водных ресурсов (включая территориальные органы и подведомственные организации). Данный программный комплекс полностью соответствует законодательству РФ.

Основной функцией АИС ГВР является сбор, хранение и анализ документированных сведений о водных объектах, о водопользователях и инфраструктуре на водных объектах; ретроспективное хранение документированной информации о водных объектах, о водопользователях.

Главным недостатком это системы является отсутствие картографических данных о водных объектах. Становится актуальным вопрос о прикреплении текстовой и табличной информации к картографической основе.

Разработанный водный реестр позволяет не только накапливать и систематизировать различного рода информацию, но также проводить анализ водных объектов, планировать хозяйственную деятельность в данной области. Особенностью разработанного автоматизированного реестра является наличие картографической составляющей, которая позволяет проводить пространственный анализ объектов реестра.

Список литературы

· Водный кодекс Российской Федерации 74-ФЗ от 03.06.2006// СПС «Консультант Плюс»

· Постановление Правительства Российской Федерации № 253 от 28 апреля 2007 года «О порядке ведения государственного водного реестра»// СПС «Консультант Плюс»

· Природопользование: Учебник. Под ред. проф. Э.А. Арустамова. М.: Издателький Дом «Дашков и Ко», 2009. - 252с.

· Куражковский Ю.Н. Общие принципы рационального природопользования // Человек и биосфера. Ростов-на-Дону. Изд-во Рост. ун-та, 2007. - 78-203с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный водный реестр как систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации. Автоматизированная информационная система "Государственный водный реестр". Цели, задачи ее создания.

    доклад , добавлен 23.03.2015

    Водные объекты. Нормирование в области охраны вод. Охрана водных ресурсов. Дефицит водных ресурсов. Поверхностные водные объекты. Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Статистика водных ресурсов.

    доклад , добавлен 20.04.2007

    Водные ресурсы и их использование. Водные ресурсы России. Источники загрязнения. Меры по борьбе с загрязнением водных ресурсов. Естественная очистка водоемов. Методы очистки сточных вод. Бессточные производства. Мониторинг водных объектов.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Водообеспеченность планеты и основные водные проблемы мира. Изъятие речного стока. Малые реки, их значение и основные особенности. Загрязнение и изменение качества природных вод. Оценка и анализ последствий влияния изменений климата на водные ресурсы.

    реферат , добавлен 20.11.2010

    Главные цели экологического аудирования видов деятельности, связанных с использованием водных ресурсов. Экологические последствия деятельности предприятия, оценка их воздействия на водные ресурсы. Обеспечение экологической безопасности производства.

    доклад , добавлен 20.12.2010

    Водные ресурсы и их использование. Загрязнение водных ресурсов. Водохранилища и гидротехнические сооружения. Мелиорация. Самоочищение водоемов. Санитарные условия спуска сточных вод. Охрана водных ресурсов.

    реферат , добавлен 05.06.2002

    Основные проблемы экономической оценки водных ресурсов. Анализ существующих подходов в экономической оценке водных ресурсов, а также проблем, связанных с их применением. Замыкающие затраты на воду, их расчет. Экономическая оценка водных биоресурсов.

    статья , добавлен 17.08.2017

    Водные ресурсы и их роль в жизни общества. Использование водных ресурсов в народном хозяйстве. Охрана вод от загрязнения. Проблемы рационального использования водных ресурсов и пути их решения. Качество природных вод в России.

    реферат , добавлен 05.03.2003

    Общая характеристика водных ресурсов в Республике Молдова и Кагульском районе. Озера и пруды, реки и ручьи, подземные воды, минеральные воды. Экологические проблемы, связанные с состоянием водных ресурсов, проблемы водоснабжения Кагульского района.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2010

    Характеристика водных ресурсов России. Последствия их перерасхода. Гидросфера и источники ее загрязнения. Эвтрофикация водоёмов. Круговорот воды в природе, антропогенное воздействие на него. Расчёт платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Статья 31. Государственный водный реестр

1. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, речных бассейнах,о бассейновых округах.

2. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования,решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

3. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

4. В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов,в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях,расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

5. Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

6. Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

7. В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

8. За предоставление копий документов, указанных в части 4 настоящей статьи, взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

10. Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комм. Калиниченко В.Т.

Комм. Карху О.С.

1. Общий обзор статьи. Данная статья устанавливает новый ранее неизвестный водному праву институт - государственный водный реестр. Она велика по объему - состоит из 10 частей. В первой части дано определение государственного водного реестра, во второй и третьей определены его задачи и цели. Четвертая часть содержит легитимное указание на информационное содержание и одновременно - структуру государственного водного реестра. Пятая - это отсылочная норма к законодательству о недрах. Шестая часть определяет правовой статус данных государственного водного реестра, в первую очередь такое их свойство, как открытость. Соответственно, в седьмой части установлен порядок предоставления и отказа в предоставлении сведений государственного водного реестра. В восьмой части установлена платность пользования государственным водным реестром, а в девятой указаны способ и форма распространения/предоставления его данных, в заключительной части определен субъект ведения государственного водного реестра и содержится отсылочная норма о субъекте правового регулирования порядка его ведения.

2. Понятие государственного водного реестра. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, и их использовании, о речных бассейнах, бассейновых округах. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия вод.

3. Основная цель государственной регистрации водных прав. Ею является информационное обеспечение деятельности в области рационального использования и охраны водных объектов. Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной российским законодательством к категории ограниченного доступа.

4. История формирования. Ранее подобные сведения заносились в государственный водный кадастр. В соответствии со статьей 79 ВК РФ 1995г. государственный водный кадастр представлял собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр велся в Российской Федерации по единой системе и основывался на данных государственного учета вод. Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных,подлежащих включению в государственный водный кадастр, было обязательным. Данные государственного водного кадастра являлись основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке,установленном российским законодательством. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществлялись федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливался Правительством Российской Федерации, а порядок ведения государственного водного кадастра определялся водным законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства от 23 ноября 1996г. №1403 «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации»(с изм. от 25 января 2006г.) ведение указанного кадастра осуществлялось Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и Федерального агентства по недропользованию (по подземным водным объектам). Данные этого кадастра являлись официальными и служили для: оценки и прогнозирования изменений гидрологических и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод; разработки федеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; подготовки и выдачи лицензий на пользование водными объектами; осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; исчисления водного налога и платы за пользование водными объектами, наложения штрафов и предъявления исков за нарушение водного законодательства; обеспечения водопользователей необходимой информацией о водных объектах; разрешения споров, возникающих по поводу пользования водными объектами. Таким образом, для внесения данных в государственный водный кадастр Российской Федерации требовалось кропотливое изучение, проведение мониторинга и др. мероприятий.

Между тем в литературе отмечалось, что отечественный водный кадастр велся еще с 30-х годов XX века, а его данные неоднократно обновлялись. Но в России так и не удалось достичь необходимого уровня развития государственного кадастрового учета вод. Как и Регистр гидротехнических сооружений, государственный водный кадастр был далек от совершенства. Даже в черте крупных городов-мегаполисов малые водотоки и водоемы должного отражения в водном кадастре не нашли. Примером может служить Санкт-Петербург, где подобные водные объекты многочисленны, но вопрос об их инвентаризации еще не решен 1 {Вуглинский В.С. и др. Опыт составления кадастров водных объектов мегаполиса (на примере г.Санкт-Петербург) / В сб.: Всероссийский конгресс работников водного хозяйства: Тезисы докладов. - М., 2003. - С.103-104.} .

5. Информационное обеспечение водных отношений, средства и способы сбора, анализа и предоставления сведений о водных объектах. В новом Водном кодексе произошли существенные изменения, которые расширили базу информационного обеспечения водных отношений. В государственный водный реестр стали включатся документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах в пределах границ речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах, в том числе гидротехнических сооружениях;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах и других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

mob_info