Охрана водных объектов от загрязнения и засорения. Засорение водных объектов

Правовая охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т.е.

Различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятное воздействие имеет добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации процессов водопользования и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.

Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК).

Общие требования к охране водных объектов, касающиееся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВК, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»* и некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.

* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использоваться водные объекты должны с минимально возможными негативными для них последствиями (ст. 94 ВК).

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты (ст. 109 ВК). Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и водным законодательством РФ.

предельно допустимая величина антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

предельно допустимая масса вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Предусмотрены два вида таких нормативов. Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством РФ.

19 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства РФ № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»*. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям.

* СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 165.

Для разработки таких нормативов применяются Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на поверхностные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ, Госкомэкологии РФ 26 февраля 1999 г., и Методические указания по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты, утвержденные Минприроды РФ 29 декабря 1998 г.

Определение понятия «нормирование качества воды» закреплено в Правилах охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. Нормирование качества воды состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей ее состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта.

Правила установливают нормы качества воды водоемов и водотоков для хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Например, Правила признают рыбохозяйственным водопользованием использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов.

Рыбохозяйственные водные объекты или их участки могут относиться к одной из трех категорий:

к высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для искусственного разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;

Нормы качества воды водных объектов включают:

общие требования, предъявляемые к составу и свойствам воды водотоков и водоемов для различных видов водопользования;

перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд населения;

перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях.

Водный объект или его участок считается загрязненным, если в местах водопользования не соблюдаются нормы качества воды в водном объекте. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения и народного хозяйства к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.

Для уникальных водных объектов, имеющих экологическую, научную, историческую или культурную ценность, могут предъявляться особые требования к качеству воды. Таким водным объектам может быть придан статус заповедника или заказника в установленном законом порядке.

Специальные требования касаются охраны водных объектов от загрязнения и засорения из источников загрязнения, находящихся на суше (ст. 98 ВК). Так, источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх нормативов воздействия на водные объекты. Соблюдение этого требования должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

Для предотвращения загрязнения и засорения вод в результате деятельности на дне водных объектов установлено, что добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы. При выполнении на дне водных объектов работ, направленных на использование недр, но не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах (ст. 100 ВК).

Ледники и снежники - важные источники водных ресурсов. В целях их охраны запрещается засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод. Кроме того, установлено, что водосборные площади водных объектов подлежат охране от загрязнения и засорения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правила экологически обоснованной эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, закреплены в ст. 106 ВК. Так, граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

Кроме того, в этих случаях установлен ряд прямых запретов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

сбрасывать в водные объекты не очищенные и не обезвреженные в соответствии с нормативами сточные воды;

забирать воды из водных объектов, если это существенно влияет на их состояние;

сбрасывать сточные воды, содержащие вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний.

Нарушение этих требований влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Применяются указанные меры Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению Минприроды РФ и Минздрава РФ.

В ст. 107 ВК отражены особенности охраны подземных водных объектов. На граждан и юридических лиц, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, возложена обязанность принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

Выражением принципа приоритета питьевого и хозяйственнного бытового водопользования является правило о том, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.

Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.

К недропользователям адресованы следующие требования по охране вод. Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных В К и законодательством РФ о недрах. Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.

Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, недропользователи должны принять в действующем порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, органы Минприроды РФ. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.

При добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях извлечение подземных вод допускается при наличии лицензии на водопользование.

Водные объекты могут загрязняться и засоряться с суши при поступлении химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, производстве работ, влияющих на состояние вод на берегах водоемов, смывом загрязнений и засорением мусором, скапливающимся в населенных пунктах.

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения. Такими источниками признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Существует порядок выявления таких источников. Например, приказом Минприроды РФ от 2 августа 1994 г. № 241 была утверждена Инструкция по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью.

Водные объекты охраняются от загрязнения посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух) (ст. 95 ВК).

Огромный вред состоянию водных объектов наносит так называемое аварийное загрязнение водных объектов, которое возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также, биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах. Так, порядок действий и координации государственных органов в таких случаях регулируется Временным положением о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ, МЧС РФ, Госкомсанэпиднадзором РФ, Минсельхозпродом РФ, Росгидрометом, Роскомземом, Роскомводом, Роскомнедрами, Роскомрыболовством, Рослесхозом 23 июня 1995 г. № 05-11/2507, 3, 18 августа, 4 июля, 30 июня, 8, 22, 11, 14, 10 августа 1995 г.

В некоторых случаях вследствие аварии водный объект может быть объявлен зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (ст. 116 ВК). Зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, если в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.

Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия определяется законодательством РФ.

В водном законодательстве (ст. 104 ВК) содержатся особые требования по охране водных объектов от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами. Предусмотрено, что содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде.

Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты запрещаются. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества, в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке. Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается. Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами (материалами) ведется специально уполномоченными на то государственными органами РФ.

Водный кодекс содержит прямой запрет засорения водных объектов. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с нормами водного законодательства РФ.

Действуют также специальные нормы, касающиеся предотвращения истощения вод. Так, ст. 110 ВК устанавливает требования к экологическим попускам и нормированию предельно допустимого безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Порядок проведения такого рода мероприятий определяется для каждого водного объекта Минприроды России в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Удовлетворение потребностей водопользователей в водных ресурсах за счет экологического попуска не допускается.

Водоохранные зоны. Другим направлением охраны вод является регулирование эксплуатации сопредельных природных ресурсов и хозяйственной деятельности путем ограничений. Эта задача решается главным образом путем установления водоохранных зон и санитарно-защитных зон.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны (ст. 111 ВК). Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой действует специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК. В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах*, в котором урегулирован порядок установления таких зон и режим хозяйственной деятельности на их территориях.

* СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5567.

Вод сохранная зона - территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.

В пределах водоохранных зон запрещены: авиационно-химические работы; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; размещение дачных и садово-огородных участков при определенных условиях; работы по добыче полезных ископаемых, землеройных и другие работы. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Водное законодательство регулирует порядок использования земель, лесов и недр в этих зонах. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством РФ, по согласованию с Минприроды РФ.

Использование и охрана лесов водоохранных зон водных объектов направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос рубки главного пользования запрещены. Разрешаются рубки промежуточного пользования и другие лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Леса водоохранных зон предоставляются в пользование по согласованию с Минприроды РФ в соответствии с лесным и водным законодательством РФ. Минприроды РФ контролирует использование лесов водоохранных зон и вправе приостановить либо запретить работы, оказывающие вредное влияние на состояние водных объектов.

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Строительные, дноуглубительные, взрывные и иные работы на водных объектах и в их водоохранных зонах ведутся по согласованию с Минприроды РФ. Порядок использования полезных ископаемых и других ресурсов, извлекаемых при работах на водных объектах, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, Минприроды РФ и др. в пределах их полномочий.

Для обеспечения охраны вод кроме водоохранных зон могут устанавливаться также зоны и округа санитарной охраны. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения*.

* СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798.

Особо охраняемые водные объекты. Эффективное средство охраны водных объектов - установление режима особо охраняемых водных объектов (ст. 118 ВК). Особо охраняемые водные объекты - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством РФ.

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

водно-болотные угодья;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

Кроме перечисленных, могут быть предусмотрены и иные категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом. Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых территориях.

Могут выделяться также особо охраняемые водные объекты международного значения. Так, особо охраняемые водные объекты международного значения (трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотные угодья) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов международного значения определяется международными договорами РФ и законодательством РФ.

Правовая охрана озера Байкал. Для обеспечения охраны уникального озера Байкал, являющегося природным объектом всемирного наследия, 1 мая 1999 г. принят Федеральный закон № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»*. Закон предусматривает правовые средства решения проблемы Байкала.

* СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

Так, Байкальская природная территория подлежит экологическому зонированию. В состав этой территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

На этой территории выделяются центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации, и экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых негативно воздействует на уникальную экологическую систему озера Байкал. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании экологического зонирования территории определяется режим хозяйственной деятельности на ней, запрещение или ограничение отдельных ее видов в соответствии со следующими принципами:

приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

сбалансированность решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

обязательность государственной экологической экспертизы.

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

Запрещаются строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ.

    • Основы водного права
      • Понятие и краткая история развития водного права
      • Опыт правового регулирования водных отношений в Российской империи, СССР, Российской Федерации
      • Источники современного российского водного права
      • Предмет регулирования российского водного права
      • Проблемы права собственности на водные объекты и их практическое решение
      • Возникновение, изменение и прекращение права водопользования
      • Земли водного фонда и водоохранные зоны
    • Водные объекты и виды их использования
      • Правовой режим водоемов и водотоков
      • Особенности права пользования морскими водами
      • На периферии правового регулирования: ледники, снежники, воды горных областей
      • Виды использования водных объектов и их отражение в праве
    • Правовая охрана водных объектов система и направления
      • Понятие правовой охраны водных объектов
      • Водоохранные требования к водопользованию
      • Особо охраняемые водные объекты России
      • Актуальные задачи правовой охраны малых рек, городских и пригородных вод
      • Недавние и будущие изменения в водном законодательстве
    • Правовые проблемы управления водным хозяйством России
      • Общая характеристика управления водным хозяйством
      • Бассейновые принципы и водохозяйственное планирование
      • Финансовые механизмы в области водных отношений
      • Возмещение потерь водного хозяйства: целесообразно ли?
      • Мониторинг, учет и контроль в области использования и охраны водного фонда
      • Меры противодействия негативному воздействию вод
    • Юридическая ответственность за нарушения водного законодательства
      • Понятие юридической ответственности и основания ее применения
      • Уголовная и административная ответственность за нарушения водного законодательства
      • Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за нарушения водного законодательства
      • Дисциплинарная ответственность за нарушения водного законодательства
    • Правовое регулирование водных отношений за рубежом
      • Регулирование водных отношений в государствах англо-американской правовой системы
      • Регулирование водных отношений в государствах континентальной правовой системы
      • Экологическое право Европейского союза о водных отношениях
      • Регулирование водных отношений в государствах Восточной Европы
      • Регулирование водных отношений в государствах СНГ
      • Особенности водных правоотношений в ряде государств Азии и Африки
      • Общие актуальные вопросы правового регулирования водных отношений в России и за рубежом
    • Международный правовой режим водных объектов
      • Положения международного права и охрана водных ресурсов
      • Защита морской среды в международном праве
      • Договоренности по отдельным морским бассейнам
      • Трансграничное приморье
      • Международное речное право
      • Проблемы правовой охраны ресурсов Арктической зоны
    • Экологически значимый вопрос о единстве воды и земли

    Понятие правовой охраны водных объектов

    В статье 1 ВК РФ охрана водных объектов определяется как система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Меры охраны водных объектов предусмотрены положениями водного, природоохранного и санитарного законодательства, которые призваны упреждать, пресекать и устранять последствия вредного антропогенного воздействия на водный фонд.

    Правовая охрана водного фонда России осуществляется по следующим основным направлениям:

    • регулирование хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение и иной негативный результат;
    • установление и соблюдение режимов водоохранных зон и санитарных округов;
    • установление и соблюдение режимов особо охраняемых водных объектов;
    • всемерное поощрение восстановления (реабилитации) водных объектов.

    Как считают многие специалисты, добиться перелома в деле охраны водных, да и вообще природных богатств можно лишь посредством введения безотходных или малоотходных технологий. В основном это экономическая и технологическая задача. Но ее выполнение невозможно, если государство не будет наказывать загрязнителей и поощрять «экологически сознательных» лиц.

    Водное законодательство провозглашает приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3 ВК РФ). В силу ст. 55 ВК РФ, собственник водного объекта (это главным образом государство в лице своих водохозяйственных органов) обязан осуществлять водоохранные мероприятия. Кроме того, физические и юридические лица - пользователи водных объектов - также обязаны предотвращать и устранять последствия (своего) негативного воздействия на водный фонд.

    Система охраны водного фонда предусматривает мониторинг и государственный учет водных объектов, а также контроль за их использованием, привлечение к ответственности виновных в нарушениях. Последовательная охрана водных ресурсов невозможна без деятельности органов прокураторы, судов, без Службы судебных приставов, без привлечения к этому делу заинтересованных водопользователей, а также природоохранных организаций.

    Охранять водные объекты необходимо от различных видов негативного воздействия на них. Прежде всего это загрязнения: механическое, химическое, бактериальное, тепловое, радиоактивное (тепловое загрязнение - это отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного режима, когда на него не влиял человек).

    Помимо приведенных видов загрязнений выделяют также диффузное загрязнение воды. Оно происходит вследствие ее контакта с проблемной поверхностью земли и отравленным воздухом.

    Кроме того, выделяют аварийное загрязнение водных объектов, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты.

    В ВК РФ нет определения понятию «засорение водных объектов». С научной точки зрения, засорение - это сброс или поступление иным способом в водные объекты посторонних предметов и взвешенных частиц, ухудшающих их состояние или затрудняющих их использование. Засорение водотоков и водоемов бывает в виде их захламления брошенными транспортными средствами и затонувшим имуществом. К сожалению, Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу 1 Вода России: Информационное издание Минприроды России. - 2001. - № 1.-С. 4. .

    Помимо загрязнения и засорения, российскому водному фонду угрожает истощение - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

    Источниками загрязнения и засорения, являются объекты, осуществляющие сброс или поставляющие иным образом вредные вещества в водные объекты. Это - промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплавляемый лес; отходы от проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

    Законодательная охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется путем регулирования деятельности самих источников негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

    Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в федеральных законах «Об охране окружающей среды» 2002 г. и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.

    Выполнение водоохранных требований обязательно начиная со стадии выбора места расположения потенциального источника загрязнений (т.е. хозяйственного объекта, предприятия), а также при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники потенциального загрязнения, не обеспеченные современными технологическими установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля за сточными водами.

    Тем не менее несоблюдение экологических требований при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, при их эксплуатации являются самыми частыми административными правонарушениями. Тем самым нарушаются требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Большую долю правонарушений составляют нарушения законодательства об экологической экспертизе. Если подытожить данную информацию, то возникнет плачевная картина: многие предприятия созданы и работают с нарушением требований экологической или санитарно- эпидемиологической безопасности, уклоняются от экологической экспертизы.

    «Болевой точкой» российского водного хозяйства является сильный износ очистных сооружений водоканалов; специалисты оценивают его в 60-70%. В результате эти ключевые для водного хозяйства организации «принимают», но не очищают до стандарта сточные воды, платят штрафы, но не имеют финансовых возможностей перевооружить свое оборудование. При немедленном введении жестких нормативов загрязнения окружающей среды система водоканалов просто обанкротится, а реформа ЖКХ будет свернута. Поэтому звучат резонные предложения вводить названные нормативы поэтапно, одновременно начав перевооружение водоканалов.

    При совершенствовании системы охраны вод нужно ориентироваться на творческие способы нейтрализации загрязнений и иных негативных воздействий. Для очистки Кольского залива от загрязнений реализуется уникальный экологический проект по созданию на морском дне плантаций водорослей, служащих биофильтрами. Тяжелые металлы, радионуклиды и нефтепродукты поглощаются фукусовыми водорослями и ламинарией. В этом самобытном проекте задействованы судоремонтный завод «Нерпа» и Мурманский морской биологический институт. Проект выполняется на средства Глобального экологического фонда в рамках программы «Поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды».

    Охрана вод не была бы полноценной, если бы не предусматривала экологическое просвещение и воспитание. В связи с этим общественность инициирует подготовку экологических и природоохранных картографических материалов для широкого пользователя. Одна из задач этого замысла заключается в наглядном отображении (на картах, таблицах, схемах, фотоматериалах) потерь природных богатств за 100, 50, 20 лет. На этих картах следует отобразить сокращение водности и истощение водотоков и водоемов, исчезновение или сокращение рыбных и охотничьих запасов, сведение лесных массивов, гибель и запустение памятников природы и т.д.

    Оригинальные способы очистки водных объектов

    В настоящее время в России создается специальная программа химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг. Госзаказчиком и координатором данной программы выступает Минздравсоцразвития России. В СМИ появляется информация о разработках оригинальных методов оздоровления деградированных почв и водных объектов. Геленджикская бухта, воды у Днепропетровска, столичные Воронцовские пруды были очищены... посредством лазерных и электромагнитных излучений определенного диапазона. В итоге этих экспериментов вода очистилась от нефтепродуктов, токсичных веществ и болезнетворных бактерий настолько, что стала прозрачной, а иногда - пригодной для питья. На основе этих испытаний в последние годы существования СССР при активном участии тогдашнего КГБ, занимающегося экологической безопасностью, к 1991 г. была подготовлена комплексная программа экологического оздоровления страны. Но «советский сектор» Черного моря очистить не успели: помешал распад СССР. Затем ноу-хау ушли за рубеж и удачно были использованы в Западной Европе 2 Птичкин С. Секретная зачистка: прорывные экологические технологии хранятся в архивах КГБ // Российская газета. - 2008. - № 24 (4581). .

    В самом общем смысле под засоренностью или замусоренностью среды понимают присутствие в ней чуждых ей предметов . Как правило, они имеют антропогенное происхождения и могут рассматриваться как фактор стихийного техногенеза среды. Главное отличие таких понятий как «мусор» или «сор» от «агентов загрязнения» заключается в том, что их употребление автоматически не подразумевает вредное воздействие на организмы или значимое ухудшение свойств самой этой среды. Но, вместе с тем, подобное воздействие и не исключается. Не смотря на некоторую неопределенность понимания сути процесса засорения окружающей среды, он, безусловно, рассматривается как вредный фактор. В процессе засорения происходит утрата ее полезных свойств. Прежде всего, снижается рекреационный потенциал и социальная привлекательность замусоренных участков (см. раздел Резорты). Это одна из основных причин ухудшения экологического состояния спонтанно возникающих «стихийных природно-технических систем », которые под воздействием данного фактора нередко постепенно превращаются в мусорные свалки. Распространенность этих явлений позволяет рассматривать засорение как один из основных факторов деградации окружающей среды. Вместе с тем, неопределенность понятия «засорение окружающей среды» влечет за собой отсутствие должного внимания к оценке данного явления.

    Взаимосвязь засорения и загрязнения среды

    Сопряженность процессов засорения и загрязнения колеблется в широком диапазоне, а их разграничение нередко носит условный характер. Агенты засорения, подверженные разрушению, сопровождающемуся выделением в среду токсичных веществ или их выщелачиванием, становятся агентами химического загрязнения или протоагентами вторичного загрязнения (см. раздел Вторичное загрязнение водных объектов ). Возможен и обратный случай. Некоторые агенты загрязнения, попадая в среду, образуют агрегаты (частицы, хлопья). Если это сопровождается снижением их токсичности, то агент загрязнения трансформируется в агент засорения среды.

    Определение и содержание термина «засорение водных объектов»

    Наиболее четко понимание сущности процессов засорения и его последствий к настоящему времени достигнуто в отношении водных объектов, на примере которых мы рассмотрим данный феномен. В статье 1 Водного кодекса РФ (от 03.06:2006 г. №74-ФЗ) дается следующее определение: « засорение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов ». Таким образом, «засорение водных объектов» отличается от их «загрязнения» по следующему комплексу признаков. Во-первых, при загрязнении в воду поступают химические вещества, а при засорении – предметы различного размера, вплоть до очень мелких кусочков (взвешенных частиц). В совокупности их можно обозначить как «агенты засорения » Во-вторых, эти предметы-частицы находятся в твердой фазе и достаточно долгое время существуют в водоеме именно в этом виде. Следовательно, эти предметы должны быть нерастворимы или слаборастворимы в воде. В-третьих, в определении термина «загрязнение» указывается, что оно обусловливается поступлением в водоемы «вредных веществ», то есть веществ, характеризующихся определенным токсическим эффектом. Напротив, в определении термина «засорение» этот признак отсутствует. Вместе с тем, здесь же указывается, что засорение ухудшает состояние и затрудняет использование водных объектов. Следовательно, «агенты засорения» могут не обладать выраженной токсичностью (быть химически инертными), но вместе с тем их попадание в водной объект создает трудности в его эксплуатации, т.е. является фактором его деградации.

    Методика оценки засорения водных объектов

    В отличие от процессов загрязнения, общепринятые способы оценки засорения водных объектов отсутствуют. По этой причине в ходе исследования процессов техногенеза и деградации водных объектов нами была разработана собственная методика (см. литературу к разделу). При разработке методики возникла необходимость уточнения некоторых понятий и введения новых терминов. В соответствии с определением, данным в Водном кодексе РФ, агентами засорения могут являться частицы и предметы весьма широкого диапазона (максимальный размер в законодательстве не оговорен). Это обусловливает необходимость классификации агентов засорения водной среды и разработки системы критериев, пригодной для оценки различных видов засорения.

    Виды засорения

    Основными видами агентов засорения являются:

    • взвешенный мусор – мелкие твердые частицы, которые при попадании в воду некоторое время удерживаются в ее толще (не оседают на дно 12-литрового ведра в течение хотя бы двух минут);
    • пылевидно-пленочный мусор – очень мелкие частицы твердого вещества, удерживающиеся на пленке поверхностного натяжения;
    • плавающий мусор – небольшие фрагменты твердого вещества размером от нескольких мм 2 до 0,25 м 2 , обладающие положительной плавучестью и длительное время (не менее суток) находящиеся на поверхности водного объекта;
    • донный мусор – небольшие фрагменты твердого вещества площадью от нескольких мм 2 до 0,25 м 2 , обладающие отрицательной плавучестью и лежащие на дне;
    • прибрежный мусор – небольшие фрагменты твердого вещества площадью от нескольких мм 2 до 0,25 м 2 , находящиеся на берегу или в периодически затапливаемой зоне водного объекта;
    • засоряющие предметы (крупноразмерный мусор) – отдельные крупные инородные предметы (площадью более 0,25 м 2), плавающие на поверхности воды или лежащие на дне и в прибрежной зоне водного объекта (автомобильные шины и корпуса автомобилей, бревна, строительные плиты, фрагменты мебели и т.п.);
    • засоряющие объекты – различные бесхозные разрушающиеся гидротехнические сооружения (а также их фрагменты), конструкции неизвестного назначения, сваи и другие остатки техногенных объектов на дне или в прибрежной зоне водоема.

    Оценка засорения

    Оценка засорения водного объекта включает определение комплекса качественных и количественных характеристик.

    К количественным показателям относятся:

    • плотность засорения – процент площади поверхности водоема, его дна или прибрежной зоны, покрытый агентом засорения;
    • мусоромасса – масса агента засорения, отнесенная к единице площади или объема водного объекта, выражается в г/м 2 ; кг/м 2 ; г/м 3 ;
    • интенсивность накопления мусора (продукция мусора), выражается в г/м 2 /год или кг/м 2 /год;
    • устойчивость агента засорения (интенсивность разрушения, деструкция мусора), выражается в г/м 2 /сут., г/м 2 /год или кг/м 2 /год.

    Качественными характеристиками процесса засорения являются:

    • характер локализации агентов засорения;
    • мобильность (степень подвижности агента засорения);
    • происхождение (генезис агента засорения);
    • трансформируемость агента засорения;
    • агрессивность агента засорения;
    • биотопический потенциал агента засорения.

    Для каждой из перечисленных качественных характеристик методика предусматривает набор характерных состояний агентов засорения . Например, в соответствии с биотопическим потенциалом агента засорения, то есть характером его влияния на состояние биотопов (местообитаний) водных организмов, выделяются следующие виды агентов засорения:

    • биотопически негативный – поступление таких агентов засорения приводит к тому, что его биотопы становятся непригодными для жизни организмов;
    • малопригодный для заселения – водные организмы избегают селиться на поверхности подобных агентов засорения, вместе с тем, их присутствие в водном объекте не вызывает существенной перестройки его биотопов;
    • биотопически инертный – присутствие таких агентов засорения не вызывает принципиального изменения характера биотопов в водном объекте;
    • биотопически позитивный – поступление в водный объект данного агента засорения ведет к возникновению в нем новых биотопов и, как следствие, новых биоценозов, что приводит к повышению биоразнообразия и интенсификации процессов биологического самоочищения. Примером может служить образование сообщества перифитона на засоряющих предметах в водоеме с илистым дном, выполняющих функции «искусственных рифов».

    Более подробно данные вопросы рассматриваются в наших публикациях, которые можно скачать бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

    1. Безносов В.Н., Суздалева А.Л. Методика оценки засорения водных объектов – Доклады Московск. об-ва испытателей природы. Т.36. М.: Изд-во ООО «Графикон-принт». 2005 . С.15-18.
    Аннотация. Засорение водных объектов – это сложный многоплановый процесс, способный привести к различным по своему характеру экологическим последствиям. По этой причине, оценка засорения должна строиться на учете групп мусора, отличающихся по размерным характеристикам своих частиц и физико-химическим свойствам. В статье приводится классификация агентов засорения по различным признакам и предлагается набор критериев для оценки засорения водных объектов.
    Ключевые слова: мусор, агенты засорения, засоряющие предметы, засоряющие объекты.

    файл 20p1
    2. Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Техногенез и деградация поверхностных водных объектов. – М.: ИД ЭНЕРГИЯ, 2014. – 456 с. (монография) .
    Аннотация. Монография посвящена комплексному анализу процессов техногенного преобразования водных объектов и их деградации. Эти вопросы рассматриваются авторами непредвзято и многопланово. В отличие от других работ по данной тематике ее авторы не ограничиваются описанием наблюдаемых процессов. Их основная цель – поиск возможностей предотвратить нежелательные явления. На различных примерах техногенеза пресных и морских водных объектов показано, что единственным реальным путем решения данной проблемы является разработка методов управления этими процессами. Библиография: 344 названий.

    файл 1p1
    Suzdalevа A.L., Goryunova S.V. Technogenesis and degradation of surface water objects. – M.: ID ENERGIYA, 2014. – 456 p.
    Summary. The monograph is devoted to the complex analysis of water objects’ technological transformation and degradation processes. These issues are dealt with by authors impartially and multidimensionally. In contrast to other studies of the subject, authors do not stop at simple description of the observed processes. Their main goal is to search for opportunities to prevent adverse events. Various examples of fresh and marine water objects technogenesis show that the only real way to solve the problem is to develop methods for managing these processes. References: 344 items.


    [Водный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 56]

    1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

    2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

    4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

    5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

    6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

    7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

    8. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.


    1 комментарий к записи “Статья 56 Водный кодекс РФ. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения”

      Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения

      Комментарий к статье 56

      3.14. Ядерные материалы — это материалы, содержащие или способные воспроизвести (расщепляю-щиеся) ядерные вещества.
      3.15. Радиоактивные вещества — в узком смысле это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение, т.е. излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
      3.16. Ядерные технологии. Данное понятие не раскрывается Федеральным законом «Об использова-нии атомной энергии», но о его содержании можно судить по понятию ядерной установки.
      Термин «ядерные установки» охватывает сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транс-портные и транспортабельные средства, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, со-оружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мир-ных целях, другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
      Федеральным законом от 10.07.2001 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» этот перечень был расширен за счет введения понятий тепловыделяющей сборки ядерного реактора, т.е. машиностроительного изделия, содержащего ядерные материалы и предна-значенного для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и облученных тепловыделяющих сборок ядерного реактора, т.е. облученных в ядерном реакторе и извлеченных из него тепловыделяющих сборок, содержащих отработавшее ядерное топливо.
      3.17. Иные промышленные технологии. Это понятие также не определено в российском законода-тельстве. Оно должно пониматься в контексте данной статьи как применение оборудования, средств произ-водства, в результате которых образуются отходы, которые могут быть размещены в водных объектах, на их берегах, либо в водоохранных зонах, либо осуществляется сброс сточных вод, либо вредных для окру-жающей среды и, в частности, состояния и качества водных объектов. Вещества, используемые в произ-водственных процессах, проникают в водные объекты (за исключением радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов).
      3.18. Взрывные работы — это работы, проводимые с использованием взрывчатых веществ на дне и территориях водных объектов.
      Взрывчатые вещества — это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстро распространяющемуся химическому превращению (взрыву).
      Но взрывоопасными объектами (и цехами) являются не только те, где производятся, хранятся, ис-пользуются взрывчатые вещества как таковые, но и иные опасные вещества, способные вызвать взрыв са-мостоятельно либо во взаимодействии с другими веществами (например, объекты по хранению и перера-ботке зерна, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, аммиачные холодильные уста-новки, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды), либо используются технологии высокого давления и др.
      Поэтому нужно учитывать, что законодатель различает наряду с взрывчатыми следующие вещества: воспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся, горючие, отравляющие и иные опасные (экологически) веще-ства. Соответственно, ими являются:
      1) газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С;
      2) вещества, способные при изменении температуры или при ином (механическом либо химическом) воздействии в кратчайшее время переходить в иное агрегатное состояние (газо-, парообразное) с выделе-нием высоких температур;
      3) поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
      4) жидкости, пыли, газы, способные самовозгораться от источника зажигания и гореть после его уда-ления.
      Взрывчатые вещества широко используются на водных объектах: для ликвидации заторов, подрыва льда, строительства дамб, плотин, мостов, предотвращения паводков и наводнений, для ликвидации иных чрезвычайных ситуаций и в других целях. Поэтому введение данного — столь абстрактно сформулирован-ного — запрета заведомо обрекает его на невыполнение. По всей видимости, он должен и в принципе может быть конкретизирован путем указания условий проведения взрывных работ, их сроков, мер безопасности для водных биологических ресурсов, кормовых баз, путей миграции водных животных (рыб) и т.д. и т.п., и, конечно, путем легитимного разъяснения понятия «иные промышленные технологии».
      Частично эта проблема разрешается предписаниями статей 60 — 62 ВК РФ (см. комментарий к ним), хотя и их требования вызывают ряд юридических проблем.
      3.19. Токсичные вещества представляют собой наиболее опасную разновидность химических веществ и определяются как все органические и неорганические химические вещества, содержащие их соединения и продукты, которые при поглощении (абсорбции при дыхании, с пищей) или при контакте с организмом (попадании на кожу, слизистую и пр.) либо при внесении их в окружающую среду могут посредством хи-мических или физико-химических процессов (реакций) причинить вред жизни и здоровью людей, окру-жающей среде.
      Показателями токсичности являются: количество введенного или абсорбированного вещества, время, необходимое для проявления поражения, эффект синергизма, т.е. увеличение токсичности исходного хи-мического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании в окружающую среду.
      В приложении 1 к Федеральному закону от 20.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указывается, что токсичные вещества, т.е. вещества, способные при воздейст-вии на живые организмы приводить к их гибели, характеризуются следующими показателями: средняя смертельная доза при введении в желудок — от 15 до 200 мг на килограмм включительно; средняя смер-тельная доза при нанесении на кожу — от 50 до 400 мг на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе — от 0,5 до 2 мг на литр включительно. Для высокотоксичных веществ вводятся следующие показатели: средняя смертельная доза при введении в желудок — не более 15 мг на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу — не более 50 мг на килограмм; средняя смертельная кон-центрация в воздухе — не более 0,5 мг на литр.
      При наличии на опасном производственном объекте предельного количества опасных веществ от 200 т для токсичных и от 20 т для высокотоксичных веществ предусматривается обязательная разработка дек-ларации промышленной безопасности с всесторонней оценкой риска аварии и связанной с ней угрозы для жизни и здоровья людей, окружающей среды, возможности локализации и ликвидации последствий и т.д.
      В международном праве применительно к химическому оружию употребляется термин «токсичный химикат», т.е. любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинить постоянный вред человеку или животным. Сюда относятся все такие химикаты независимо от их происхождения или спосо-ба их производства. Применяется также термин «прекурсор токсичного химиката», т.е. любой химический реагент в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом.
      Помимо токсичных и высокотоксичных веществ российское законодательство употребляет термин «суперэкотоксиканты», относя к ним такие опасные токсичные химические вещества как, например, диок-сины, т.е. устойчивые соединения с периодом полураспада до 10 лет, накапливающиеся в почве, растениях, живых организмах, вызывающие при достижении определенного уровня накопления опасные генетические изменения, диоксиноподобные токсиканты, фураны и др.
      Обеспечение соблюдения запретов, установленных в водном законодательстве, при обращении с опасными веществами подкрепляется нормами уголовного и административного законодательства.
      3.20. Сточные воды — воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (см. комментарий к ст. 1).
      4. Содержание запретов. Как уже отмечалось, комментируемая статья формирует несколько запретов, предназначенных для обеспечения охраны водных объектов от загрязнения и засорения.
      В части 1 установлен запрет сброса и захоронения в водных объектах отходов производства и по-требления и отдельных их видов; в части 5 — запрет захоронения ядерных материалов и радиоактивных ве-ществ; в части 6 — запрет сброса сточных вод, в которых содержатся опасные вещества и их соединения, если при этом превышены нормативы допустимого воздействия на водные объекты; в части 7 — запрет про-ведения на водных объектах работ (взрывных и др.), при которых выделяются радиоактивные или токсич-ные вещества.
      Нужно сказать, что большинство этих запретов уже установлены российским законодательством об обращении с отходами, о радиационной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, об обращении с опасными химическими (в том числе токсичными) веществами, об охране окружающей сре-ды, уголовным и административным законодательством.
      Но все же специфика охраны водных объектов как одного из важнейших компонентов обеспечения жизнедеятельности людей, с одной стороны, а с другой — масштабное их использование для сброса сточ-ных вод дают основания для дополнительного установления соответствующих запретов.
      Чтобы уяснить их содержание и юридическое значение, а также правовые последствия их несоблюде-ния необходимо обратиться к смежному экологическому законодательству, раскрывающему смысл и па-раметры предмета деятельности (т.е. загрязнения и засорения водных объектов) и способов ее осуществле-ния (сброс, захоронение, проведение отдельных видов работ).
      4.1. Предметом в данном случае являются сточные воды, отходы производства и потребления, такая их разновидность как выведенные из эксплуатации суда и иные плавучие средства, их части и механизмы, радиоактивные вещества, пестициды и агрохимикаты, другие опасные для жизни и здоровья человека ве-щества и их соединения, ядерные материалы, токсичные вещества и их соединения, по содержанию в сточ-ных водах превышающие установленные нормативы.
      Из перечисления используемых в комментируемой статье терминов видно, что это — смежные поня-тия, находящиеся в определенном соотношении. Все они — химические вещества, в которых выделяются радиоактивные, токсичные, иные опасные (для человека, окружающей среды, водных объектов и пр.), либо отходы, которые также разделяются на виды. Российское законодательство детально регулирует эти во-просы.
      4.2. Химические вещества. Объектом правового регулирования в данном случае являются экологиче-ски опасные, т.е. химические, в том числе токсичные, радиоактивные, биологические и иные вещества.
      Экологически опасные вещества. Понятие «экологически опасные вещества» употребляется в широ-ком и узком смысле. В широком смысле в эту группу включаются самые различные по происхождению, сфере применения, процессам получения, правовому режиму, контролю за использованием, мерам безо-пасности группы веществ, упоминаемые в текстах экологических правовых норм в качестве предмета че-ловеческой деятельности либо средства воздействия на окружающую среду. В этом перечне:
      1) радиоактивные (т.е. ядерные) материалы, радиоактивные источники (источники ионизирующего излучения), радиоактивные вещества;
      2) взрывчатые вещества, т.е. химические соединения либо механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву);
      3) наркотические средства, т.е. вещества растительного или синтетического происхождения;
      4) лекарственные препараты, оказывающие специфическое стимулирующее, галлюциногенное и иное воздействие на центральную нервную систему и включенные в список наркотических средств;
      5) психотропные вещества, т.е. вещества естественного или синтетического происхождения, оказы-вающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему и включенные в списки международных конвенций;
      6) сильнодействующие и ядовитые вещества, оказывающие опасное, в том числе отравляющее, воз-действие на живые организмы при приеме их в значительных дозах и помещенные в соответствующие спи-ски лекарственных, а также синтетических и природных веществ, не разрешенных в качестве лекарствен-ных средств;
      7) пестициды, агрохимикаты (удобрения, стимуляторы роста растений, средства борьбы с вредителя-ми и болезнями растений, ядохимикаты), используемые в сельском и лесном хозяйстве и помещенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России;
      8) химические вещества, т.е. вещества, обладающие токсичностью и (или) иными опасными свойст-вами, занесенные в Список потенциально опасных химических и биологических веществ;
      9) озоноразрушающие вещества;
      10) биологические, бактериологические вещества, занесенные в указанный Список, т.е. организмы, препараты, их содержащие, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду, вызвать за-болевания людей, животных и растений и т.п., а также микробиологические организмы, токсины, препара-ты, их содержащие, в отношении которых устанавливаются особые правила безопасности.
      Так, к категории опасных производственных объектов относятся те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
      — воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом стано-вятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С или ниже;
      — легковоспламеняющиеся вещества, способные при изменении температуры или ином (механиче-ском, химическом) воздействии в кратчайшее время переходить в иное состояние (газо- и парообразное) с выделением высоких температур;
      — окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотер-мической реакции;
      — горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от ис-точника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
      — взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
      — отравляющие вещества, в том числе газы различного действия, поражающие живые организмы и ха-рактеризующиеся быстрым распространением на значительные расстояния; токсичные вещества — вещест-ва, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;
      — высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;
      — вещества, представляющие опасность для окружающей среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде определенными показателями острой токсичности;
      — запрещенные виды опасных отходов (отходы — неупотребимые остатки сырья, изделий, материалов, содержащие различные концентрации вредных веществ и их соединений) и др.
      В узком смысле под экологически опасными веществами понимаются прямо указанные в законода-тельных и нормативных правовых актах вещества, их соединения, представляющие опасность именно для окружающей среды, при внесении (попадании) которых в окружающую среду вообще или в количествах, превышающих допустимые (безопасные) уровни (концентрации), фиксируются негативные изменения со-стояния ее отдельных элементов. Сюда входят, например, указанные в статьях главы 26 УК РФ радиоак-тивные, химические и бактериологические (биологические), микробиологические опасные вещества и от-ходы, газы, а также классифицируемые по показателям острой токсичности в водной среде вещества, пред-ставляющие опасность для окружающей среды (средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов — не более 10 мг на литр, средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, — не более 10 мг на литр, средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов — не более 10 мг на литр).
      Экологически опасные вещества могут находиться в твердом, жидком, газообразном, парообразном состоянии.
      4.3. Химические вещества. Это самая большая группа веществ, оказывающих воздействие на окру-жающую среду, т.е. органические и неорганические вещества, соединения или продукты, содержащие та-кие вещества, которые при внесении в окружающую среду или контакте с живыми организмами могут по-средством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей и ок-ружающей среде.
      По степени опасности химические вещества разделяются на четыре класса — чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные — по ГОСТу 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классифика-ция и общие требования безопасности», либо на три класса — высокоопасные, умеренно опасные, малоопас-ные — по ГОСТу 17.4.1.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения». Особое место среди опасных химических веществ занимают пестициды и агрохимикаты.
      Набор показателей определения вредного воздействия химических веществ при отнесении их к классу опасности — это ПДК (предельно допустимые концентрации); токсичность (ЛД50), выражающая среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах вещества, действующего на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных; персистентность, т.е. неизменность в среде и в растениях; раствори-мость; летучесть; концентрация в общей массе отходов и др.
      4.4. Юридическая ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами. Сами поло-жения об ответственности в нем во многом сохранены, но формулировки по сравнению с ранее действо-вавшим законодательством изменены и, главное, введен общий формальный состав несоблюдения экологи-ческих и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребле-ния или иными опасными веществами, совершаемого при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении, ином обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2).
      Специальные составы содержатся:
      1) в части 2 ст. 8.6 «Порча земель», устанавливающей административную ответственность за такое деяние в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления;
      2) в части 5 ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», т.е. загрязнение ледников, снеж-ников, ледяного покрова водных объектов или водных объектов, содержащих природные лечебные ресур-сы или отнесенных к особо охраняемым местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производ-ства и потребления, а также захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;
      3) в статье 8.19, предусматривающей ответственность за самовольное захоронение или захоронение с нарушением правил с судов и иных плавсредств, летательных аппаратов, искусственных островов, устано-вок и сооружений отходов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
      4) в части 2 ст. 8.31 — за загрязнение лесов сточными водами, вредными веществами либо отходами.
      4.5. Действия (бездействие). В комментируемой статье запрещается несколько видов действий: сброс сточных вод, захоронение, проведение ряда работ на водных объектах.
      Учитывая многоаспектность процесса обращения с отходами, следует разъяснить содержание иных этапов, например, транспортировки отходов, которая может осуществляться по водным путям. Здесь нуж-но исходить из базовых позиций Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
      Данный Закон вводит для обозначения действий, объектом которых являются отходы, следующие термины: «обращение», «образование», «сбор», «использование», «обезвреживание», «транспортирование», «размещение», «хранение», «захоронение», «трансграничное перемещение».
      Термин «обращение с отходами» раскрывается законодателем как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
      Использование — это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии).
      Обезвреживание — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание их на специализиро-ванных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окру-жающую среду.
      Трансграничное перемещение отходов — их перевозка с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при ус-ловии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. Трансграничное перемеще-ние отходов через (на) территорию Российской Федерации осуществляется только для их использования на основании разрешения. Ввоз их в целях и захоронения и обезвреживания запрещался, но Федеральным за-коном от 10.07.2001 «О внесении изменений и дополнений в статью 50 Закона РСФСР «Об охране окру-жающей природной среды» был разрешен, что подтверждено и Федеральным законом «Об охране окру-жающей среды».
      К этому понятию примыкает и термин «транспортирование опасных отходов», т.е. их перевозка при наличии паспорта опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдении требований безопасности при собственно перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке и при наличии документации для транспортирования и пере-дачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения и т.п.
      В ряде актов встречаются и иные термины, например «утилизация», т.е. такое обезвреживание отхо-дов, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего произ-водства; «переработка»; «складирование» отходов — временное их размещение; «сбор» отходов, т.е. их нако-пление в месте образования (производства); «удаление» отходов, охватывающее их сбор, сортировку, пере-возку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей; «рекуперация», «рециркуляция» и т.п.
      4.6. Проведение работ. В части 7 комментируемой статьи речь идет об очень специфических работах:
      а) осуществляемых на основе ядерных технологий взрывных работах;
      б) осуществляемых на основе иных видов промышленных технологий взрывных работах.
      Запрет (по ВК РФ) имеет юридическое значение только тогда, когда при проведении этих работ «вы-деляются радиоактивные (или) токсичные вещес

    , Методика оценки засорения водных объектов // Доклады Московск. об-ва испытателей природы. Т.36. М.: Изд-во -принт», 2005 . С.15-18.

    МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗАСОРЕНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

    В ст. 1 Водного кодекса РФ дается следующее определение: «засорение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов». Следовательно, агентами засорения могут являться предметы весьма широкого диапазона от взвеси до весьма крупных предметов, затрудняющих эксплуатацию водных объектов (максимальный размер в законодательстве не оговорен). Очевидно, что одни и те же показатели для оценки засорения водной среды мелкоразмерной взвесью и такими крупными предметами, как автомобильные покрышки или даже корпуса автомашин, использовать нельзя. Поэтому, прежде всего агенты засорения необходимо разделить на ряд категорий, для каждой из которых применим определенный набор оценочных критериев.

    1.Взвешенный мусор – мелкие твердые частицы, которые при попадании в воду некоторое время удерживаются в ее толще (не оседают полностью на дно 12-литрового ведра в течение двух минут).

    2.Пылевидно-пленочный мусор – очень мелкие частицы твердого вещества, удерживающиеся на пленке поверхностного натяжения.

    3.Плавающий мусор – небольшие фрагменты твердого вещества, размером от нескольких мм2 до 0,25 м2, обладающие положительной плавучестью и длительное время (не менее суток), находящиеся на поверхности водного объекта.

    4.Донный мусор – небольшие фрагменты твердого вещества, площадью от нескольких мм2 до 0,25 м2, обладающие отрицательной плавучестью и лежащие на дне.

    5.Прибрежный мусор – небольшие фрагменты твердого вещества, площадью от нескольких мм2 до 0,25 м2, находящиеся на берегу или в периодически затапливаемой зоне водного объекта.

    6.Засоряющие предметы – отдельные крупные инородные предметы (площадью более 0,25 м2), плавающие на поверхности воды или лежащие на дне и в прибрежной зоне водного объекта (автомобильные шины и корпуса автомобилей, бревна, строительные плиты, фрагменты мебели и т. п.).

    7.Засоряющие объекты – различные брошенные и разрушающиеся гидросооружения, конструкции неизвестного назначения, сваи и другие остатки техногенных объектов на дне или в прибрежной зоне водоема .

    Для оценки засорения водного объекта нами была разработана следующая система показателей (в скобках указаны номера категорий агентов засорения, для оценки которых применим данный показатель):

    Количественные характеристики.

    1.Плотность засорения – процент площади поверхности водоема, его дна или прибрежной зоны, покрытый агентом засорения (2-7).

    2.Мусоромасса – масса агента засорения, отнесенная к единице площади или объема водного объекта, выражается в г/м2; кг/м2; г/м3 (1-6).

    3.Интенсивность накопления мусора (продукция мусора), выражается в г/м2/год или кг/м2/год (4-5).

    4.Устойчивость агента засорения (интенсивность разрушения, деструкция мусора), выражается в г/м2/сут., г/м2/год или кг/м2/год (4-7).

    Качественные характеристики.

    1.Характер локализации агента загрязнения (3-6), то есть особенности его пространственного распределения в водном объекте: точечные скопления; равномерное распределение; вдольбереговая (прибрежная) аккумуляция; глубинно-аккумулятивное распределение.

    2.Мобильность (степень подвижности агента засорения) . (1-7): неподвижный (фиксированный); перемещающийся.

    3.Происхождение (генезис) агента засорения (1-7):

    Техногенный генезис – агент засорения возникает как результат разрушения гидросооружений и конструкций;

    Производственный генезис – агент засорения является продуктом промышленного производства, сбрасываемого в водный объект;

    Строительный генезис – агент засорения возникает в ходе строительных работ , проводимых на водном объекте или в его прибрежной зоне;

    Бытовой генезис – агенты засорения (мусор и засоряющие предметы), выбрасываемые в водный объект населением;

    Биогенный генезис – агент засорения возникает как результат жизнедеятельности живых организмов, в том числе их отмершие остатки, попадающие в водный объект (например, топляк).

    4.Трансформируемость агента засорения , то есть способность к самопроизвольному разрушению в водной среде (1-7):

    Быстроразрушающийся агент засорения – полное разрушение происходит в течение года;

    Медленноразрушающийся агент засорения – полное разрушение происходит в течение срока от 1 года до 5 лет;

    Трудноразрушающийся агент засорения – полное разрушение происходит в течение срока превышающего 5 лет;

    Практически неразрушающийся агент засорения

    5.Агрессивность агента засорения (1-7), определяется его воздействием на экотоксикологические свойства водной среды:

    Агрессивный агент засорения – его попадание в водный объект вызывает резкое ухудшение экотоксикологической ситуации;

    Выщелачивающийся агент засорения – выход токсичных компонентов в водную среду происходит постепенно либо вследствие частичного разрушения агента, либо в результате диффузии через его поверхность;

    Химически инертный агент засорения – его присутствие в водном объекте не может привести к значимому изменению экотоксикологической ситуации.

    6. Биотопический потенциал агента загрязнения (1-7), то есть характер его влияния на состояние биотопов (местообитаний) водных организмов:

    Биотопически негативный, поступление таких агентов засорения в водный объект приводит к тому, что его биотопы становятся непригодными для жизни организмов;

    Малопригодный для заселения;

    Биотопически инертный, присутствие таких агентов засорения не вызывает принципиального изменения характера биотопов в водном объекте;

    Биотопически позитивный, поступление в водный объект данного агента засорения ведет к возникновению в нем новых биотопов.

  • mob_info